Всего: 698 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Напишите эссе на одну из предложенных тем (50 баллов).
Политология
1) Карл Шмитт в своей работе «О духе парламентаризма» противопоставлял между собой принципы парламентаризма и демократии: «Положение парламентаризма в наши дни столь критично, потому что развитие современной массовой демократии сделало публичную дискуссию с использованием аргументов пустой формальностью. […] Партии […] в наши дни больше не противостоят друг другу как мнения в дискуссии, они выступают как социальные или хозяйственные силовые группы […]»
Какие еще принципы могут находиться в противоречии, если сравнивать между собой демократию и парламентаризм? Может ли демократия существовать без принципов парламентаризма? Какие примеры Вы можете привести?
Социология
2) Русско-американский социолог П. А. Сорокин в «Социологическом этюде об основных формах общественного поведения и морали» писал: «Как бы разнообразны ни были те определения, посредством которых социология характеризует сущность социального или надорганического явления, – все они имеют нечто общее, а именно, что социальное явление – объект социологии – есть прежде всего взаимодействие тех или иных центров или взаимодействие, обладающее специфическими признаками. Принцип взаимодействия лежит в основе этих определений, все они в этом пункте согласны, и различия наступают уже в дальнейшем – в определении характера и форм этого взаимодействия».
Как данное высказывание характеризует предмет социологии как науки? Согласны ли вы с тезисом Сорокина? Существуют ли другие определения предмета социологии, радикально отличающиеся от приведенного? Подтвердите свою позицию анализом известных вам социологических теорий. Какого рода взаимодействия изучает социология?
Каковы наиболее существенные признаки социальных взаимодействий? Охарактеризуйте их, используя теоретические и фактические аргументы.
Философия
3) Демокрит утверждал: «Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего».
Как вы понимаете этический смысл этого утверждения? Согласны ли вы с ним? В каких случаях и в каком смысле первый «несчастнее» второго? Не является ли само это утверждение несправедливым? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Спрос и предложение на рынке картофеля описываются следующими уравнениями:
Qd = 1000 – 5 · P
Qs = −300 + 8 · P
Правительство решает поддержать производителей картофеля и вводит субсидию на производство. Размер субсидии равен S = 24,375 тыс. песо за одну тонну картофеля.
а) Какую общую сумму выплатит правительство производителям картофеля в форме субсидии?
б) Как повлияет введение субсидии для производителя на потребителей?
Обоснуйте свой ответ и приведите соответствующие расчеты для каждого вопроса.
Задание по праву (10 баллов).
Когда родители в очередной раз сделали замечание своему 15-ти летнему сыну Андрею, ученику 9-го класса, о необходимости делать домашнее задание вместо того, чтобы злоупотреблять времяпровождением за компьютерными играми, Андрей стал вспоминать в защиту своего поведения все права и свободы человека и гражданина, которые называли на уроке по обществознанию. Он указал, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а к ним относятся: право на достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право не неприкосновенность частной жизни; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (Андрей играл в многопользовательскую игру, где предполагается устное общение и обмен электронными сообщениями с другими игроками); право собираться мирно без оружия (Андрей считал, что раз многопользовательская игра носит миролюбивый характер, значит, у него и других игроков есть такое право); право частной собственности (компьютер родители подарили Андрею на день рождения, а значит, он является его полноправным владельцем и никто, кроме него не может им пользоваться и распоряжаться без его разрешения); право свободно распоряжаться своими способностями к труду (Андрей считал, что раз есть такое право и принудительный труд под запретом, то и домашнее задание по предметам школьной программы он может выполнять, когда захочет); право на жилище, которое неприкосновенно, а значит никто не вправе входить в комнату Андрея без его разрешения.
Оцените с правовой точки зрения действия родителей Андрея и аргументы, заявленные Андреем.
Задание по политологии (10 баллов).
Начинающий журналист качественной газеты написал статью о парламентских выборах
2015 г. в стране В. с давней и признанной традицией представительного и демократического правления, на которых победила партия С., набравшая около 37% голосов всех голосовавших избирателей, но при этом получившая почти 51% мест в парламенте и сформировавшая правительство. Основываясь на этих результатах, журналист сделал вывод, что страна B. не является демократией. Редактор, прочитав статью, отверг вывод начинающего журналиста как ошибочный и предоставил короткое объяснение, с которым журналист согласился, признав свою неправоту.
Как Вы думаете, чем обосновал свое решение редактор? Какие факторы мог не учесть начинающий журналист? О какой избирательной системе идет речь? На какую классическую концепцию демократии ориентировался начинающий журналист?
Задание по социологии (10 баллов).
Часто образованные люди утверждают, что религия исчезает в современном обществе, церковные службы и праздники стали традициями, которым следует небольшое количество людей и они не имеют большого значения, в том числе и практического, для жизни современных людей. Место религии вытесняет наука и светские идеологии. Однако очевидно, что происходящие события говорят об обратном — мусульманство, христианство, иудаизм и другие религии испытывают подъем, возрождение во многих регионах, насчитывают миллионы верующих, вдохновляют на разные действия, в том числе подвиги и преступления. Иногда встречаются «интересные» люди, которые, занимаясь наукой, или будучи, к примеру врачами, являются верующими, ходят в церковь, воспитывают детей соответствующим образом.
Как Вы можете охарактеризовать и объяснить данное противоречие с помощью известным Вам социологических теорий и понятий? Кратко аргументируйте свой ответ.
Задание по философии (10 баллов).
Студенты Кирилл и Мефодий прогуляли лекцию профессора Крестовоздвиженского по русской философии XIX−XX вв. Они даже не имели ни малейшего понятия, о чем на ней шла речь. Профессор случайно наткнулся на них в коридоре и потребовал объяснить причину отсутствия. К сожалению, уважительной причины у них не нашлось. Тогда профессор попросил хотя бы назвать мыслителя, которому была посвящена его лекция.
Он дал им список возможных вариантов:
1) Николай Гаврилович
2) Николай Александрович
3) Павел Александрович
4) Лев Николаевич
5) Федор Михайлович
6) Лев Гаврилович
7) Николай Николаевич
Последовало тягостное молчание. Для облегчения задачи профессор объявил, что даст им по одной подсказке: Кириллу шепнет имя, а Мефодию — отчество загаданного мыслителя.
После того, как каждый услышал свою подсказку, Кирилл с грустью признался:
— Я не знаю, но уверен, что и Мефодий не знает.
— Я действительно не знал, но теперь знаю, — сказал Мефодий после некоторого размышления.
— Теперь и я знаю! — взбодрился Кирилл.
Известно, что эти студенты всегда говорят только правду.
1) Определите имя и отчество загаданного мыслителя. Обоснуйте свой ответ.
2) Объясните, как студенты пришли к разгадке.
3) Предположите, какова фамилия этого мыслителя и назовите хотя бы одно его произведение
Напишите эссе на одну из приведенных ниже тем (50 баллов).
Политология
1) В «Двух трактатах о правлении» Джона Локка можно найти следующую цитату: «Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».
Какую знаменитую концепцию происхождения государства характеризует предложенная в тексте задания цитата? Перечислите хотя бы двух философов или мыслителей, которые придерживались тех же взглядов, что и Джон Локк. Проанализируйте и дайте оценку данной теоретической концепции, если необходимо, сравните ее с другими теориями происхождения государства.
Социология
2) Русский социолог М. М. Ковалевский в своем двухтомном труде «Социология» писал, что «Невозможно утверждать, что эволюция всегда идет в направлении излечивания социальных болезней и к увеличению общественного благосостояния; также сложно допустить, что каждая социальная организация есть порядок».
С какими изменениями в социальных отношениях, формах взаимодействия людей и социальных институтов связана эволюция общества? На какое противоречие в развитии общества обращает внимание социолог в своем высказывании? Как Вы думаете, следует ли понимать социальную организацию как порядок, согласие, или же это в большей степени противоречия и конфликты? Аргументируйте свою точку зрения, основываясь на социологических теориях, используйте соответствующие понятия и термины, проиллюстрируйте свои аргументы примерами, содержащими конкретные факты общественной жизни.
Философия
3) Вольтер писал: «Ни на что не годится тот, кто годится только для себя».
Как вы понимаете этический смысл этого утверждения? Согласны ли вы с ним? В каких случаях нравственная ориентация на «самого себя» достаточна, а в каких — нет? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Молодой человек устраивается на работу. Ему предлагают заработную плату 50000 рублей в месяц. Подоходный налог составляет 13%, инфляция за год составила 15%, другие сборы, налоги и обязательные платежи отсутствуют
А) Какую сумму номинального личного располагаемого дохода получит работник за год?
Б) Каков будет номинальный и реальный доход работника в месяц через год?
В) Каков будет номинальный личный располагаемый и реальный личный располагаемый доход работника в месяц через год?
Задание по праву (10 баллов).
Небольшая плотина сдерживает натиск речной воды в течение всего года, кроме периодов наиболее сильных паводков, которые раз в несколько лет приводят к затоплению близлежащей деревни. Во время одного из таких паводков, когда стало очевидно, что плотина не защитит от подъема воды, Сергею, жителю деревни, пришла в голову идея разобрать ближайшее к плотине строение своего соседа — Олега, чтобы из полученных материалов укрепить плотину и предотвратить очевидное и неминуемое наводнение.
Сергей так и сделал. Однако Олегу это не понравилось, и он пригрозил Сергею уголовной ответственностью.
Можно ли признать действия Сергея противоправными и привлечь к уголовной ответственности? Квалифицируйте деяние по действующему законодательству.
Максимально полным образом обоснуйте ответ.
Задание по политологии (10 баллов).
Оцените, насколько корректно приведённое утверждение. Укажите моменты, с которыми вы не согласны, исправьте их, обоснуйте свою позицию. По возможности, укажите, на схему разделения властей какого государства опирался Монтескьё, какие структуры осуществляли ту или иную власть?
В основе широко известной сегодня концепции разделения властей лежит идея смешанного правления, разработанная еще в период Аристотелем. Но какова связь между ними? Ш. Л. Монтескьё, например, выделял исполнительную, законодательную и федеративную ветви власти и считал, что исполнительная власть принадлежит бюрократам, законодательная — в ведении монарха, а федеративная — в ведении обычных граждан. Именно поэтому, разделение властей определенным образом укоренено в социальной структуре общества.
Задание по социологии (10 баллов).
Проанализируйте фрагмент из литературного произведения, описывающий жизнь семьи в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
«Утром Людмила Николаевна провожала мать и мужа на работу, Надю в школу. Первой уходила мать, работавшая химиком в лаборатории знаменитого казанского мыловаренного завода. Проходя мимо комнаты зятя, Александра Владимировна обычно повторяла шутку, услышанную ею от рабочих на заводе: «Хозяевам на работу к шести, а служащим к девяти».
За ней шла в школу Надя, вернее, не шла, а убегала галопом, потому что не было возможности поднять ее вовремя с кровати, — в последнюю минуту она вскакивала, хватала чулки, кофту, книги, тетради, завтракая, давилась чаем, а сбегая по лестнице, наматывала шарф и натягивала пальто.
Когда Виктор Павлович садился завтракать, чайник после ухода Нади уже остывал, и его приходилось наново разогревать. Александра Владимировна сердилась, когда Надя говорила: «Скорей бы вырваться из этой чертовой дыры». Надя не знала, что Державин жил когда-то в Казани, что жили в ней Аксаков, Толстой, Ленин, Зинин, Лобачевский, что Максим Горький работал когда-то в казанской булочной.
— Какое старческое безразличие, — говорила Александра Владимировна, и странно было слышать этот упрек старухи, обращенный к девочке-подростку.
Людмила видела, что мать продолжала интересоваться людьми, новой работой. Одновременно с восхищением перед душевной силой матери в ней жило совсем другое чувство, — как можно было в горе интересоваться гидрогенизацией жиров, казанскими улицами и музеями».
Опишите ситуацию с помощью социологических понятий и терминов. Поясните, почему можно использовать указанные вами термины для описания того или иного феномена. В каждом случае приводите кратко цитату из текста и соответствующее понятие, затем к одному или нескольким понятиям – краткое пояснение. Постарайтесь использовать как можно больше социологических терминов.
Задание по философии (10 баллов).
В одной группе учатся три студента: Петр, Роман и Семен. Каждый из них изучает либо французский, либо немецкий язык. При этом один из них увлекается идеями Декарта, другой любит творчество Вольтера, а третий — Гегеля.
1) Как ни странно, из них только Петр изучает язык, на котором писал его любимый мыслитель.
2) Исследователи Гегеля и Вольтера изучают один и тот же язык.
3) Роман увлекается творчеством одного из французов.
Определите, кто из них какой язык изучает и каким мыслителем увлекается. Обоснуйте свой ответ.
Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
(50 баллов).
Тема 1. Карл Маркс, ссылаясь на мысль Ш. Фурье, писал, что «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола».
Какова связь между эмансипацией женщин и общественным развитием, и в данном случае с понятием прогресса у К. Маркса? Какое событие за последние 100 лет изменило общественное положение женщин в нашей стране самым радикальным образом? С помощью каких индикаторов может быть измерено положение женщин в обществе?
Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. «Естественные права — это просто чепуха; естественные и неотторжимые права — это риторическая, возвышенная чепуха, чепуха на ходулях <…> Из всех этих прав, какими бы они ни были, нет, кажется, ни одного, которое государству разрешалось бы отменить хотя бы частично в каких-либо особых обстоятельствах. <…> [Но в действительности] не существует такого права, которое не должно быть аннулировано, когда его отмена оказывается выгодна обществу». (Иеремия Бентам).
Кто из классиков европейской политической философии поддерживал идею о том, что существуют естественные и неотторжимые права человека? Как атака И. Бентама на эту концепцию связана с развиваемой им моральной философией? Согласны ли Вы с его позицией или нет? Приведите развернутые аргументы.
Тема 3. Дитрих Бонхёффер писал: «Качество — заклятый враг омассовления. В социальном отношении это означает отказ от погони за положением в обществе, разрыв со всякого рода культом звезд, непредвзятый взгляд как вверх, так и вниз (особенно при выборе узкого круга друзей), радость от частной, сокровенной жизни, но и мужественное приятие жизни общественной. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и радио к книге, от спешки к досугу и тишине, от рассеяния к концентрации, от сенсации к размышлению, от идеала виртуозности — к искусству, от снобизма — к скромности, от недостатка чувства меры — к умеренности. Количественные свойства спорят друг с другом, качественные – друг друга дополняют.»
Согласны ли вы с ним? Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «количественных» и «качественных» свойств в культуре? Какие внутренние противоречия содержатся в этих понятиях? Приведите развернутые аргументы.
Как Октябрьская революция 1917 года повлияла на общественное определение «маргинального человека»? Приведите примеры того, как индивид становился маргиналом или, напротив, переставал им быть. Аргументируйте свои суждения. (10 баллов).
Студент-первокурсник Фродо Сумкин по заданию профессора Белого-Длиннобродова подготовил доклад о политическом устройстве и политических процессах в Королевстве Лошадия. Ваша задача состоит в том, чтобы развернуто (с привлечением аргументов) оценить корректность выводов, сделанных Фродо Сумкиным (в качестве фона для сравнения и рассуждений должны использоваться факты из политической истории реальных стран).
Ознакомившись с результатами последних по времени парламентских выборов, которые наблюдатели от неправительственных организаций (включая Длинноухий Союз за Свободу, обычно критикующий лошадийские политические порядки по разным основаниям) признали прошедшими без нарушений, студент Сумкин сделал вывод о том, что низкая явка избирателей (менее 50%) является бесспорным свидетельством доминирования в Лошадии приходской политической культуры.
Исходя из того, что на этих выборах Партия консерваторов «За процветание демократической Лошадии» во главе с Гнусом Червеустом, набрав немногим более 45% голосов от числа проголосовавших, но при этом получив абсолютное большинство в Национальной Ассамблее, в пятый раз подряд сформировала правительство без участия прочих партий (его председателем по назначению короля Лошадии в пятый раз подряд стал Гнус Червеуст), студент Сумкин утверждал, что Королевство Лошадия — это недемократическое государство. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения студент Сумкин выдвинул факт отсутствия в Лошадии конституции, поскольку Основной Закон так и не был оформлен в виде писаного документа. (10 балов).
Три древнегреческих философа оказались в раю и решили посетить местный бар.
— Что будете заказывать? — спрашивает бармен.
— Цикуту, пожалуйста, — ответил первый философ.
— Опять ты за свое! — улыбнулся второй. — А нам с другом, пожалуйста, нектар и амброзию.
— Ты мне, конечно, друг, — отозвался третий. — Но истина еще больший друг! Поэтому мне вина, ведь истина в нем, как говорят.
— Хватит морочить мне голову! — возмутился бармен. — Это рай как-никак. У нас бар безалкогольный. А нектар и амброзию не производят уже несколько тысяч лет — с тех пор как закрылся завод на Олимпе. Короче, яблочный сок все будут? Последний раз спрашиваю! Отвечать вы должны правдиво, и говорить только то, что знаете!
— Я не знаю, — ответил первый философ.
— И я не знаю, — ответил второй.
— Да! — ответил третий.
1) Как третий философ узнал, что остальные двое тоже будут яблочный сок? На какие рассуждения он опирался?
2) Предположите, как звали этих философов, и что их связывало при жизни.
3) Какие подсказки, содержащиеся в тексте, помогли вам угадать имена философов? К каким философским произведениям отсылают эти подсказки?
Оцените утверждения на их достоверность (верно/неверно). Приведите аргументы в пользу достоверности утверждения (если оно верно) или опровергните его (если неверно). (10 баллов).
1) Единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Президент.
2) Счетную палату в Российской Федерации образуют Президент и Правительство.
3) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
4) Основная функция Центрального банка Российской Федерации — защита и обеспечение устойчивости рубля.
5) Правосудие в Российской Федерации осуществляется судом и органами прокуратуры.
В стране Альфа спрос на уголь задается функцией Qd = 1500 – P, а предложение угля на внутреннем рынке Qs = 2P, где Р — цена, в карбонитах (национальная денежная единица), Q — количество угля, в тоннах. Страна Альфа является участником мирового рынка угля, при этом изменения на внутреннем рынке страны никак не могут повлиять на мировой рынок угля. В стране фиксированный валютный курс, который равен 10 карбонитов за доллар. Цена угля на мировом рынке установилась на уровне 60 долларов за тонну.
1) Кем является страна Альфа на мировом рынке угля (экспортером или импортером)?
2) Найдите количество угля, которое будет куплено/продано страной Альфа на мировом рынке.
Обоснуйте свои ответы. (10 баллов).
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
Тема 1. Э. Дюркгейм полагал, что «прогрессивное уплотнение обществ» ведет к переходу от одного типа солидарности к другому («О разделении общественного труда» (1893). Назовите эти два типа социальной солидарности и раскройте, как они связаны с «плотностью обществ». Можем ли мы говорить о формировании нового типа — цифровой солидарности и чем она отличается от предшествующих типов? Какую роль могут играть в этом процессе виртуальные социальные сети и можем ли мы говорить о дальнейшем «уплотнении обществ»? Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. «[Французские законодатели] закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы, все обычаи, хартии, парламентские акты. Эта мина — права человека. <…> Один из первых мотивов гражданского общества, который стал его основополагающей нормой, — утверждение, что "ни один человек не может быть судьей в собственном деле". Уже одно это лишает человека его естественного права, которое принадлежит ему вне зависимости от договора, т. е. самому судить и отстаивать свои интересы. Он должен отказаться даже от самозащиты — этого первого закона природы. Люди не могут одновременно пользоваться правами цивилизованного государства и государства нецивилизованного. Чтобы сохранить свободу, они должны полностью отдать ее на общее хранение. Правительство создается не для защиты естественных прав человека, которые могут существовать и существуют независимо от него, сохраняя свое в высшей степени абстрактное совершенство; но это абстрактное совершенство - их практический недостаток». (Эдмунд Бѐрк.) На каком основании Эдмунд Бѐрк критикует либеральную доктрину естественных прав человека? Какие мыслители внесли наибольший вклад в становление этой доктрины? Как критика естественных прав человека связана с прочими компонентами политической философии Эдмунда Бѐрка?
Согласны ли Вы с автором высказывания или нет? Аргументируйте свою позицию.
Тема 3. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Согласны ли вы с ним? В чем заключается описанное им «восстание масс»? Какие примеры из современной действительности вы можете привести в поддержку и в опровержение такого культурного диагноза? Чем, на ваш взгляд, вызвано это явление и к чему оно может привести в будущем? Приведите развернутые аргументы.
Задание по социологии (10 баллов).
По данным всероссийской переписи населения 2010 года незначительная, однако заметная часть населения России назвала в качестве своей национальной принадлежности «джедаи», «эльфы» и, даже, «орки».
С какими социальными явлениями и процессами мы имеем здесь дело? Представьте, что вы консультируете Росстат: какие существуют аргументы для того, чтобы учитывать эти данные, а какие, чтобы эти данные проигнорировать как шутку. Аргументируйте свои суждения.