сайты - меню - вход - но­во­сти


Поиск
?


Скопировать ссылку на результаты поиска
Класс: 10 11 8 9

Всего: 698    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80

Добавить в вариант

Тип 21 № 7
i

На­пи­ши­те эссе на одну из пред­ло­жен­ных тем (50 бал­лов).

 

По­ли­то­ло­гия

1)  Карл Шмитт в своей ра­бо­те «О духе пар­ла­мен­та­риз­ма» про­ти­во­по­став­лял между собой прин­ци­пы пар­ла­мен­та­риз­ма и де­мо­кра­тии: «По­ло­же­ние пар­ла­мен­та­риз­ма в наши дни столь кри­тич­но, по­то­му что раз­ви­тие со­вре­мен­ной мас­со­вой де­мо­кра­тии сде­ла­ло пуб­лич­ную дис­кус­сию с ис­поль­зо­ва­ни­ем ар­гу­мен­тов пу­стой фор­маль­но­стью. […] Пар­тии […] в наши дни боль­ше не про­ти­во­сто­ят друг другу как мне­ния в дис­кус­сии, они вы­сту­па­ют как со­ци­аль­ные или хо­зяй­ствен­ные си­ло­вые груп­пы […]»

Какие еще прин­ци­пы могут на­хо­дить­ся в про­ти­во­ре­чии, если срав­ни­вать между собой де­мо­кра­тию и пар­ла­мен­та­ризм? Может ли де­мо­кра­тия су­ще­ство­вать без прин­ци­пов пар­ла­мен­та­риз­ма? Какие при­ме­ры Вы мо­же­те при­ве­сти?

 

Со­цио­ло­гия

2)  Рус­ско-аме­ри­кан­ский со­цио­лог П. А. Со­ро­кин в «Со­цио­ло­ги­че­ском этюде об ос­нов­ных фор­мах об­ще­ствен­но­го по­ве­де­ния и мо­ра­ли» писал: «Как бы раз­но­об­раз­ны ни были те опре­де­ле­ния, по­сред­ством ко­то­рых со­цио­ло­гия ха­рак­те­ри­зу­ет сущ­ность со­ци­аль­но­го или на­дор­га­ни­че­ско­го яв­ле­ния, – все они имеют нечто общее, а имен­но, что со­ци­аль­ное яв­ле­ние – объ­ект со­цио­ло­гии – есть пре­жде всего вза­и­мо­дей­ствие тех или иных цен­тров или вза­и­мо­дей­ствие, об­ла­да­ю­щее спе­ци­фи­че­ски­ми при­зна­ка­ми. Прин­цип вза­и­мо­дей­ствия лежит в ос­но­ве этих опре­де­ле­ний, все они в этом пунк­те со­глас­ны, и раз­ли­чия на­сту­па­ют уже в даль­ней­шем – в опре­де­ле­нии ха­рак­те­ра и форм этого вза­и­мо­дей­ствия».

Как дан­ное вы­ска­зы­ва­ние ха­рак­те­ри­зу­ет пред­мет со­цио­ло­гии как науки? Со­глас­ны ли вы с те­зи­сом Со­ро­ки­на? Су­ще­ству­ют ли дру­гие опре­де­ле­ния пред­ме­та со­цио­ло­гии, ра­ди­каль­но от­ли­ча­ю­щи­е­ся от при­ве­ден­но­го? Под­твер­ди­те свою по­зи­цию ана­ли­зом из­вест­ных вам со­цио­ло­ги­че­ских тео­рий. Ка­ко­го рода вза­и­мо­дей­ствия изу­ча­ет со­цио­ло­гия?

Ка­ко­вы наи­бо­лее су­ще­ствен­ные при­зна­ки со­ци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий? Оха­рак­те­ри­зуй­те их, ис­поль­зуя тео­ре­ти­че­ские и фак­ти­че­ские ар­гу­мен­ты.

 

Фи­ло­со­фия

3)  Де­мо­крит утвер­ждал: «Со­вер­ша­ю­щий не­спра­вед­ли­вость не­счаст­нее не­спра­вед­ли­во стра­да­ю­ще­го».

Как вы по­ни­ма­е­те эти­че­ский смысл этого утвер­жде­ния? Со­глас­ны ли вы с ним? В каких слу­ча­ях и в каком смыс­ле пер­вый «не­счаст­нее» вто­ро­го? Не яв­ля­ет­ся ли само это утвер­жде­ние не­спра­вед­ли­вым? Из­ло­жи­те свои мысли по по­во­ду за­тро­ну­тых здесь про­блем в форме эссе.


Тип 21 № 8
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

При­ве­ди­те ре­ше­ние сле­ду­ю­щей за­да­чи.

Спрос и пред­ло­же­ние на рынке кар­то­фе­ля опи­сы­ва­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми урав­не­ни­я­ми:

Qd  =  1000 – 5 · P

Qs  =  −300 + 8 · P

Пра­ви­тель­ство ре­ша­ет под­дер­жать про­из­во­ди­те­лей кар­то­фе­ля и вво­дит суб­си­дию на про­из­вод­ство. Раз­мер суб­си­дии равен S  =  24,375 тыс. песо за одну тонну кар­то­фе­ля.

а)  Какую общую сумму вы­пла­тит пра­ви­тель­ство про­из­во­ди­те­лям кар­то­фе­ля в форме суб­си­дии?

б)  Как по­вли­я­ет вве­де­ние суб­си­дии для про­из­во­ди­те­ля на по­тре­би­те­лей?

Обос­нуй­те свой ответ и при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие рас­че­ты для каж­до­го во­про­са.


Тип 0 № 9
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

Когда ро­ди­те­ли в оче­ред­ной раз сде­ла­ли за­ме­ча­ние сво­е­му 15-ти лет­не­му сыну Ан­дрею, уче­ни­ку 9-го клас­са, о не­об­хо­ди­мо­сти де­лать до­маш­нее за­да­ние вме­сто того, чтобы зло­упо­треб­лять вре­мя­про­вож­де­ни­ем за ком­пью­тер­ны­ми иг­ра­ми, Ан­дрей стал вспо­ми­нать в за­щи­ту сво­е­го по­ве­де­ния все права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, ко­то­рые на­зы­ва­ли на уроке по об­ще­ст­во­зна­нию. Он ука­зал, что ос­нов­ные права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка не­от­чуж­да­е­мы и при­над­ле­жат каж­до­му от рож­де­ния, а к ним от­но­сят­ся: право на до­сто­ин­ство лич­но­сти; право на сво­бо­ду и лич­ную не­при­кос­но­вен­ность; право не не­при­кос­но­вен­ность част­ной жизни; право на тайну пе­ре­пис­ки, те­ле­фон­ных пе­ре­го­во­ров, поч­то­вых, те­ле­граф­ных и иных со­об­ще­ний (Ан­дрей играл в мно­го­поль­зо­ва­тель­скую игру, где пред­по­ла­га­ет­ся уст­ное об­ще­ние и обмен элек­трон­ны­ми со­об­ще­ни­я­ми с дру­ги­ми иг­ро­ка­ми); право со­би­рать­ся мирно без ору­жия (Ан­дрей счи­тал, что раз мно­го­поль­зо­ва­тель­ская игра носит ми­ро­лю­би­вый ха­рак­тер, зна­чит, у него и дру­гих иг­ро­ков есть такое право); право част­ной соб­ствен­но­сти (ком­пью­тер ро­ди­те­ли по­да­ри­ли Ан­дрею на день рож­де­ния, а зна­чит, он яв­ля­ет­ся его пол­но­прав­ным вла­дель­цем и никто, кроме него не может им поль­зо­вать­ся и рас­по­ря­жать­ся без его раз­ре­ше­ния); право сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду (Ан­дрей счи­тал, что раз есть такое право и при­ну­ди­тель­ный труд под за­пре­том, то и до­маш­нее за­да­ние по пред­ме­там школь­ной про­грам­мы он может вы­пол­нять, когда за­хо­чет); право на жи­ли­ще, ко­то­рое не­при­кос­но­вен­но, а зна­чит никто не впра­ве вхо­дить в ком­на­ту Ан­дрея без его раз­ре­ше­ния.

Оце­ни­те с пра­во­вой точки зре­ния дей­ствия ро­ди­те­лей Ан­дрея и ар­гу­мен­ты, за­яв­лен­ные Ан­дре­ем.


Тип 0 № 10
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

На­чи­на­ю­щий жур­на­лист ка­че­ствен­ной га­зе­ты на­пи­сал ста­тью о пар­ла­мент­ских вы­бо­рах

2015 г. в стра­не В. с дав­ней и при­знан­ной тра­ди­ци­ей пред­ста­ви­тель­но­го и де­мо­кра­ти­че­ско­го прав­ле­ния, на ко­то­рых по­бе­ди­ла пар­тия С., на­брав­шая около 37% го­ло­сов всех го­ло­со­вав­ших из­би­ра­те­лей, но при этом по­лу­чив­шая почти 51% мест в пар­ла­мен­те и сфор­ми­ро­вав­шая пра­ви­тель­ство. Ос­но­вы­ва­ясь на этих ре­зуль­та­тах, жур­на­лист сде­лал вывод, что стра­на B. не яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­ей. Ре­дак­тор, про­чи­тав ста­тью, от­верг вывод на­чи­на­ю­ще­го жур­на­ли­ста как оши­боч­ный и предо­ста­вил ко­рот­кое объ­яс­не­ние, с ко­то­рым жур­на­лист со­гла­сил­ся, при­знав свою не­право­ту.

Как Вы ду­ма­е­те, чем обос­но­вал свое ре­ше­ние ре­дак­тор? Какие фак­то­ры мог не учесть на­чи­на­ю­щий жур­на­лист? О какой из­би­ра­тель­ной си­сте­ме идет речь? На какую клас­си­че­скую кон­цеп­цию де­мо­кра­тии ори­ен­ти­ро­вал­ся на­чи­на­ю­щий жур­на­лист?


Тип 0 № 11
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Часто об­ра­зо­ван­ные люди утвер­жда­ют, что ре­ли­гия ис­че­за­ет в со­вре­мен­ном об­ще­стве, цер­ков­ные служ­бы и празд­ни­ки стали тра­ди­ци­я­ми, ко­то­рым сле­ду­ет не­боль­шое ко­ли­че­ство людей и они не имеют боль­шо­го зна­че­ния, в том числе и прак­ти­че­ско­го, для жизни со­вре­мен­ных людей. Место ре­ли­гии вы­тес­ня­ет наука и свет­ские идео­ло­гии. Од­на­ко оче­вид­но, что про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия го­во­рят об об­рат­ном  — му­суль­ман­ство, хри­сти­ан­ство, иуда­изм и дру­гие ре­ли­гии ис­пы­ты­ва­ют подъ­ем, воз­рож­де­ние во мно­гих ре­ги­о­нах, на­счи­ты­ва­ют мил­ли­о­ны ве­ру­ю­щих, вдох­нов­ля­ют на раз­ные дей­ствия, в том числе по­дви­ги и пре­ступ­ле­ния. Ино­гда встре­ча­ют­ся «ин­те­рес­ные» люди, ко­то­рые, за­ни­ма­ясь на­у­кой, или бу­дучи, к при­ме­ру вра­ча­ми, яв­ля­ют­ся ве­ру­ю­щи­ми, ходят в цер­ковь, вос­пи­ты­ва­ют детей со­от­вет­ству­ю­щим об­ра­зом.

Как Вы мо­же­те оха­рак­те­ри­зо­вать и объ­яс­нить дан­ное про­ти­во­ре­чие с по­мо­щью из­вест­ным Вам со­цио­ло­ги­че­ских тео­рий и по­ня­тий? Крат­ко ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ.


Тип 21 № 12
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Сту­ден­ты Ки­рилл и Ме­фо­дий про­гу­ля­ли лек­цию про­фес­со­ра Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го по рус­ской фи­ло­со­фии XIX−XX вв. Они даже не имели ни ма­лей­ше­го по­ня­тия, о чем на ней шла речь. Про­фес­сор слу­чай­но на­ткнул­ся на них в ко­ри­до­ре и по­тре­бо­вал объ­яс­нить при­чи­ну от­сут­ствия. К со­жа­ле­нию, ува­жи­тель­ной при­чи­ны у них не на­шлось. Тогда про­фес­сор по­про­сил хотя бы на­звать мыс­ли­те­ля, ко­то­ро­му была по­свя­ще­на его лек­ция.

Он дал им спи­сок воз­мож­ных ва­ри­ан­тов:

1)  Ни­ко­лай Гав­ри­ло­вич

2)  Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич

3)  Павел Алек­сан­дро­вич

4)  Лев Ни­ко­ла­е­вич

5)  Федор Ми­хай­ло­вич

6)  Лев Гав­ри­ло­вич

7)  Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич

По­сле­до­ва­ло тя­гост­ное мол­ча­ние. Для об­лег­че­ния за­да­чи про­фес­сор объ­явил, что даст им по одной под­сказ­ке: Ки­рил­лу шеп­нет имя, а Ме­фо­дию  — от­че­ство за­га­дан­но­го мыс­ли­те­ля.

После того, как каж­дый услы­шал свою под­сказ­ку, Ки­рилл с гру­стью при­знал­ся:

— Я не знаю, но уве­рен, что и Ме­фо­дий не знает.

— Я дей­стви­тель­но не знал, но те­перь знаю,  — ска­зал Ме­фо­дий после не­ко­то­ро­го раз­мыш­ле­ния.

— Те­перь и я знаю!  — взбод­рил­ся Ки­рилл.

Из­вест­но, что эти сту­ден­ты все­гда го­во­рят толь­ко прав­ду.

1)  Опре­де­ли­те имя и от­че­ство за­га­дан­но­го мыс­ли­те­ля. Обос­нуй­те свой ответ.

2)  Объ­яс­ни­те, как сту­ден­ты при­шли к раз­гад­ке.

3)  Пред­по­ло­жи­те, ка­ко­ва фа­ми­лия этого мыс­ли­те­ля и на­зо­ви­те хотя бы одно его про­из­ве­де­ние


Тип 21 № 13
i

На­пи­ши­те эссе на одну из при­ве­ден­ных ниже тем (50 бал­лов).

 

По­ли­то­ло­гия

1)  В «Двух трак­та­тах о прав­ле­нии» Джона Локка можно найти сле­ду­ю­щую ци­та­ту: «Един­ствен­ный путь, по­сред­ством ко­то­ро­го кто-либо от­ка­зы­ва­ет­ся от своей есте­ствен­ной сво­бо­ды и на­де­ва­ет на себя узы граж­дан­ско­го об­ще­ства,  — это со­гла­ше­ние с дру­ги­ми лю­дь­ми об объ­еди­не­нии в со­об­ще­ство для того, чтобы удоб­но, бла­го­по­луч­но и мирно сов­мест­но жить, спо­кой­но поль­зу­ясь своей соб­ствен­но­стью и на­хо­дясь в боль­шей без­опас­но­сти, чем кто-либо не яв­ля­ю­щий­ся чле­ном об­ще­ства».

Какую зна­ме­ни­тую кон­цеп­цию про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства ха­рак­те­ри­зу­ет пред­ло­жен­ная в тек­сте за­да­ния ци­та­та? Пе­ре­чис­ли­те хотя бы двух фи­ло­со­фов или мыс­ли­те­лей, ко­то­рые при­дер­жи­ва­лись тех же взгля­дов, что и Джон Локк. Про­ана­ли­зи­руй­те и дайте оцен­ку дан­ной тео­ре­ти­че­ской кон­цеп­ции, если не­об­хо­ди­мо, срав­ни­те ее с дру­ги­ми тео­ри­я­ми про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства.

 

Со­цио­ло­гия

2)  Рус­ский со­цио­лог М. М. Ко­ва­лев­ский в своем двух­том­ном труде «Со­цио­ло­гия» писал, что «Не­воз­мож­но утвер­ждать, что эво­лю­ция все­гда идет в на­прав­ле­нии из­ле­чи­ва­ния со­ци­аль­ных бо­лез­ней и к уве­ли­че­нию об­ще­ствен­но­го бла­го­со­сто­я­ния; также слож­но до­пу­стить, что каж­дая со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция есть по­ря­док».

С ка­ки­ми из­ме­не­ни­я­ми в со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях, фор­мах вза­и­мо­дей­ствия людей и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов свя­за­на эво­лю­ция об­ще­ства? На какое про­ти­во­ре­чие в раз­ви­тии об­ще­ства об­ра­ща­ет вни­ма­ние со­цио­лог в своем вы­ска­зы­ва­нии? Как Вы ду­ма­е­те, сле­ду­ет ли по­ни­мать со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию как по­ря­док, со­гла­сие, или же это в боль­шей сте­пе­ни про­ти­во­ре­чия и кон­флик­ты? Ар­гу­мен­ти­руй­те свою точку зре­ния, ос­но­вы­ва­ясь на со­цио­ло­ги­че­ских тео­ри­ях, ис­поль­зуй­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия и тер­ми­ны, про­ил­лю­стри­руй­те свои ар­гу­мен­ты при­ме­ра­ми, со­дер­жа­щи­ми кон­крет­ные факты об­ще­ствен­ной жизни.

 

Фи­ло­со­фия

3)  Воль­тер писал: «Ни на что не го­дит­ся тот, кто го­дит­ся толь­ко для себя».

Как вы по­ни­ма­е­те эти­че­ский смысл этого утвер­жде­ния? Со­глас­ны ли вы с ним? В каких слу­ча­ях нрав­ствен­ная ори­ен­та­ция на «са­мо­го себя» до­ста­точ­на, а в каких  — нет? Из­ло­жи­те свои мысли по по­во­ду за­тро­ну­тых здесь про­блем в форме эссе.


Тип 21 № 14
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

При­ве­ди­те ре­ше­ние сле­ду­ю­щей за­да­чи.

Мо­ло­дой че­ло­век устра­и­ва­ет­ся на ра­бо­ту. Ему пред­ла­га­ют за­ра­бот­ную плату 50000 руб­лей в месяц. По­до­ход­ный налог со­став­ля­ет 13%, ин­фля­ция за год со­ста­ви­ла 15%, дру­гие сборы, на­ло­ги и обя­за­тель­ные пла­те­жи от­сут­ству­ют

А)  Какую сумму но­ми­наль­но­го лич­но­го рас­по­ла­га­е­мо­го до­хо­да по­лу­чит ра­бот­ник за год?

Б)  Каков будет но­ми­наль­ный и ре­аль­ный доход ра­бот­ни­ка в месяц через год?

В)  Каков будет но­ми­наль­ный лич­ный рас­по­ла­га­е­мый и ре­аль­ный лич­ный рас­по­ла­га­е­мый доход ра­бот­ни­ка в месяц через год?


Тип 0 № 15
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

Не­боль­шая пло­ти­на сдер­жи­ва­ет на­тиск реч­ной воды в те­че­ние всего года, кроме пе­ри­о­дов наи­бо­лее силь­ных па­вод­ков, ко­то­рые раз в не­сколь­ко лет при­во­дят к за­топ­ле­нию близ­ле­жа­щей де­рев­ни. Во время од­но­го из таких па­вод­ков, когда стало оче­вид­но, что пло­ти­на не за­щи­тит от подъ­ема воды, Сер­гею, жи­те­лю де­рев­ни, при­ш­ла в го­ло­ву идея разо­брать бли­жай­шее к пло­ти­не стро­е­ние сво­е­го со­се­да  — Олега, чтобы из по­лу­чен­ных ма­те­ри­а­лов укре­пить пло­ти­ну и предот­вра­тить оче­вид­ное и не­ми­ну­е­мое на­вод­не­ние.

Сер­гей так и сде­лал. Од­на­ко Олегу это не по­нра­ви­лось, и он при­гро­зил Сер­гею уго­лов­ной от­вет­ствен­но­стью.

Можно ли при­знать дей­ствия Сер­гея про­ти­во­прав­ны­ми и при­влечь к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти? Ква­ли­фи­ци­руй­те де­я­ние по дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству.

Мак­си­маль­но пол­ным об­ра­зом обос­нуй­те ответ.


Тип 0 № 16
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

Оце­ни­те, на­сколь­ко кор­рект­но при­ведённое утвер­жде­ние. Ука­жи­те мо­мен­ты, с ко­то­ры­ми вы не со­глас­ны, ис­правь­те их, обос­нуй­те свою по­зи­цию. По воз­мож­но­сти, ука­жи­те, на схему раз­де­ле­ния вла­стей ка­ко­го го­су­дар­ства опи­рал­ся Мон­те­с­кьё, какие струк­ту­ры осу­ществ­ля­ли ту или иную власть?

В ос­но­ве ши­ро­ко из­вест­ной се­год­ня кон­цеп­ции раз­де­ле­ния вла­стей лежит идея сме­шан­но­го прав­ле­ния, раз­ра­бо­тан­ная еще в пе­ри­од Ари­сто­те­лем. Но ка­ко­ва связь между ними? Ш. Л. Мон­те­с­кьё, на­при­мер, вы­де­лял ис­пол­ни­тель­ную, за­ко­но­да­тель­ную и фе­де­ра­тив­ную ветви вла­сти и счи­тал, что ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит бю­ро­кра­там, за­ко­но­да­тель­ная  — в ве­де­нии мо­нар­ха, а фе­де­ра­тив­ная  — в ве­де­нии обыч­ных граж­дан. Имен­но по­это­му, раз­де­ле­ние вла­стей опре­де­лен­ным об­ра­зом уко­ре­не­но в со­ци­аль­ной струк­ту­ре об­ще­ства.


Тип 0 № 17
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Про­ана­ли­зи­руй­те фраг­мент из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, опи­сы­ва­ю­щий жизнь семьи в эва­ку­а­ции во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

«Утром Люд­ми­ла Ни­ко­ла­ев­на про­во­жа­ла мать и мужа на ра­бо­ту, Надю в школу. Пер­вой ухо­ди­ла мать, ра­бо­тав­шая хи­ми­ком в ла­бо­ра­то­рии зна­ме­ни­то­го ка­зан­ско­го мы­ло­ва­рен­но­го за­во­да. Про­хо­дя мимо ком­на­ты зятя, Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на обыч­но по­вто­ря­ла шутку, услы­шан­ную ею от ра­бо­чих на за­во­де: «Хо­зя­е­вам на ра­бо­ту к шести, а слу­жа­щим к де­вя­ти».

За ней шла в школу Надя, вер­нее, не шла, а убе­га­ла га­ло­пом, по­то­му что не было воз­мож­но­сти под­нять ее во­вре­мя с кро­ва­ти,  — в по­след­нюю ми­ну­ту она вска­ки­ва­ла, хва­та­ла чулки, кофту, книги, тет­ра­ди, зав­тра­кая, да­ви­лась чаем, а сбе­гая по лест­ни­це, на­ма­ты­ва­ла шарф и на­тя­ги­ва­ла паль­то.

Когда Вик­тор Пав­ло­вич са­дил­ся зав­тра­кать, чай­ник после ухода Нади уже осты­вал, и его при­хо­ди­лось на­но­во разо­гре­вать. Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на сер­ди­лась, когда Надя го­во­ри­ла: «Ско­рей бы вы­рвать­ся из этой чер­то­вой дыры». Надя не знала, что Дер­жа­вин жил когда-то в Ка­за­ни, что жили в ней Ак­са­ков, Тол­стой, Ленин, Зинин, Ло­ба­чев­ский, что Мак­сим Горь­кий ра­бо­тал когда-то в ка­зан­ской бу­лоч­ной.

— Какое стар­че­ское без­раз­ли­чие,  — го­во­ри­ла Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на, и стран­но было слы­шать этот упрек ста­ру­хи, об­ра­щен­ный к де­воч­ке-под­рост­ку.

Люд­ми­ла ви­де­ла, что мать про­дол­жа­ла ин­те­ре­со­вать­ся лю­дь­ми, новой ра­бо­той. Од­но­вре­мен­но с вос­хи­ще­ни­ем перед ду­шев­ной силой ма­те­ри в ней жило со­всем дру­гое чув­ство,  — как можно было в горе ин­те­ре­со­вать­ся гид­ро­ге­ни­за­ци­ей жиров, ка­зан­ски­ми ули­ца­ми и му­зе­я­ми».

 

Опи­ши­те си­ту­а­цию с по­мо­щью со­цио­ло­ги­че­ских по­ня­тий и тер­ми­нов. По­яс­ни­те, по­че­му можно ис­поль­зо­вать ука­зан­ные вами тер­ми­ны для опи­са­ния того или иного фе­но­ме­на. В каж­дом слу­чае при­во­ди­те крат­ко ци­та­ту из тек­ста и со­от­вет­ству­ю­щее по­ня­тие, затем к од­но­му или не­сколь­ким по­ня­ти­ям – крат­кое по­яс­не­ние. По­ста­рай­тесь ис­поль­зо­вать как можно боль­ше со­цио­ло­ги­че­ских тер­ми­нов.


Тип 21 № 18
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

В одной груп­пе учат­ся три сту­ден­та: Петр, Роман и Семен. Каж­дый из них изу­ча­ет либо фран­цуз­ский, либо не­мец­кий язык. При этом один из них увле­ка­ет­ся иде­я­ми Де­кар­та, дру­гой любит твор­че­ство Воль­те­ра, а тре­тий  — Ге­ге­ля.

1)  Как ни стран­но, из них толь­ко Петр изу­ча­ет язык, на ко­то­ром писал его лю­би­мый мыс­ли­тель.

2)  Ис­сле­до­ва­те­ли Ге­ге­ля и Воль­те­ра изу­ча­ют один и тот же язык.

3)  Роман увле­ка­ет­ся твор­че­ством од­но­го из фран­цу­зов.

Опре­де­ли­те, кто из них какой язык изу­ча­ет и каким мыс­ли­те­лем увле­ка­ет­ся. Обос­нуй­те свой ответ.


Тип 21 № 19
i

Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

(50 бал­лов).

 

Тема 1. Карл Маркс, ссы­ла­ясь на мысль Ш. Фурье, писал, что «об­ще­ствен­ный про­гресс может быть точно из­ме­рен по об­ще­ствен­но­му по­ло­же­нию пре­крас­но­го пола».

Ка­ко­ва связь между эман­си­па­ци­ей жен­щин и об­ще­ствен­ным раз­ви­ти­ем, и в дан­ном слу­чае с по­ня­ти­ем про­грес­са у К. Марк­са? Какое со­бы­тие за по­след­ние 100 лет из­ме­ни­ло об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние жен­щин в нашей стра­не самым ра­ди­каль­ным об­ра­зом? С по­мо­щью каких ин­ди­ка­то­ров может быть из­ме­ре­но по­ло­же­ние жен­щин в об­ще­стве?

При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. «Есте­ствен­ные права  — это про­сто че­пу­ха; есте­ствен­ные и не­от­тор­жи­мые права  — это ри­то­ри­че­ская, воз­вы­шен­ная че­пу­ха, че­пу­ха на хо­ду­лях <…> Из всех этих прав, ка­ки­ми бы они ни были, нет, ка­жет­ся, ни од­но­го, ко­то­рое го­су­дар­ству раз­ре­ша­лось бы от­ме­нить хотя бы ча­стич­но в каких-либо осо­бых об­сто­я­тель­ствах. <…> [Но в дей­стви­тель­но­сти] не су­ще­ству­ет та­ко­го права, ко­то­рое не долж­но быть ан­ну­ли­ро­ва­но, когда его от­ме­на ока­зы­ва­ет­ся вы­год­на об­ще­ству». (Иере­мия Бен­там).

Кто из клас­си­ков ев­ро­пей­ской по­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии под­дер­жи­вал идею о том, что су­ще­ству­ют есте­ствен­ные и не­от­тор­жи­мые права че­ло­ве­ка? Как атака И. Бен­та­ма на эту кон­цеп­цию свя­за­на с раз­ви­ва­е­мой им мо­раль­ной фи­ло­со­фи­ей? Со­глас­ны ли Вы с его по­зи­ци­ей или нет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 3. Дит­рих Бонхёффер писал: «Ка­че­ство  — за­кля­тый враг омас­со­в­ле­ния. В со­ци­аль­ном от­но­ше­нии это озна­ча­ет отказ от по­го­ни за по­ло­же­ни­ем в об­ще­стве, раз­рыв со вся­ко­го рода куль­том звезд, не­пред­взя­тый взгляд как вверх, так и вниз (осо­бен­но при вы­бо­ре уз­ко­го круга дру­зей), ра­дость от част­ной, со­кро­вен­ной жизни, но и му­же­ствен­ное при­я­тие жизни об­ще­ствен­ной. С по­зи­ции куль­ту­ры опыт ка­че­ства озна­ча­ет воз­врат от газет и радио к книге, от спеш­ки к до­су­гу и ти­ши­не, от рас­се­я­ния к кон­цен­тра­ции, от сен­са­ции к раз­мыш­ле­нию, от иде­а­ла вир­ту­оз­но­сти  — к ис­кус­ству, от сно­биз­ма  — к скром­но­сти, от не­до­стат­ка чув­ства меры  — к уме­рен­но­сти. Ко­ли­че­ствен­ные свой­ства спо­рят друг с дру­гом, ка­че­ствен­ные – друг друга до­пол­ня­ют.»

Со­глас­ны ли вы с ним? Как, на ваш взгляд, со­от­но­сят­ся по­ня­тия «ко­ли­че­ствен­ных» и «ка­че­ствен­ных» свойств в куль­ту­ре? Какие внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия со­дер­жат­ся в этих по­ня­ти­ях? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.


Тип 0 № 20
i

Как Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция 1917 года по­вли­я­ла на об­ще­ствен­ное опре­де­ле­ние «мар­ги­наль­но­го че­ло­ве­ка»? При­ве­ди­те при­ме­ры того, как ин­ди­вид ста­но­вил­ся мар­ги­на­лом или, на­про­тив, пе­ре­ста­вал им быть. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния. (10 бал­лов).


Тип 0 № 21
i

Сту­дент-пер­во­курс­ник Фродо Сум­кин по за­да­нию про­фес­со­ра Бе­ло­го-Длин­но­бро­до­ва под­го­то­вил до­клад о по­ли­ти­че­ском устрой­стве и по­ли­ти­че­ских про­цес­сах в Ко­ро­лев­стве Ло­ша­дия. Ваша за­да­ча со­сто­ит в том, чтобы раз­вер­ну­то (с при­вле­че­ни­ем ар­гу­мен­тов) оце­нить кор­рект­ность вы­во­дов, сде­лан­ных Фродо Сум­ки­ным (в ка­че­стве фона для срав­не­ния и рас­суж­де­ний долж­ны ис­поль­зо­вать­ся факты из по­ли­ти­че­ской ис­то­рии ре­аль­ных стран).

Озна­ко­мив­шись с ре­зуль­та­та­ми по­след­них по вре­ме­ни пар­ла­мент­ских вы­бо­ров, ко­то­рые на­блю­да­те­ли от не­пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций (вклю­чая Длин­но­ухий Союз за Сво­бо­ду, обыч­но кри­ти­ку­ю­щий ло­ша­дий­ские по­ли­ти­че­ские по­ряд­ки по раз­ным ос­но­ва­ни­ям) при­зна­ли про­шед­ши­ми без на­ру­ше­ний, сту­дент Сум­кин сде­лал вывод о том, что низ­кая явка из­би­ра­те­лей (менее 50%) яв­ля­ет­ся бес­спор­ным сви­де­тель­ством до­ми­ни­ро­ва­ния в Ло­ша­дии при­ход­ской по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры.

Ис­хо­дя из того, что на этих вы­бо­рах Пар­тия кон­сер­ва­то­ров «За про­цве­та­ние де­мо­кра­ти­че­ской Ло­ша­дии» во главе с Гну­сом Чер­ве­устом, на­брав не­мно­гим более 45% го­ло­сов от числа про­го­ло­со­вав­ших, но при этом по­лу­чив аб­со­лют­ное боль­шин­ство в На­ци­о­наль­ной Ас­сам­блее, в пятый раз под­ряд сфор­ми­ро­ва­ла пра­ви­тель­ство без уча­стия про­чих пар­тий (его пред­се­да­те­лем по на­зна­че­нию ко­ро­ля Ло­ша­дии в пятый раз под­ряд стал Гнус Чер­ве­уст), сту­дент Сум­кин утвер­ждал, что Ко­ро­лев­ство Ло­ша­дия  — это не­де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство. До­пол­ни­тель­ным ар­гу­мен­том в поль­зу этого утвер­жде­ния сту­дент Сум­кин вы­дви­нул факт от­сут­ствия в Ло­ша­дии кон­сти­ту­ции, по­сколь­ку Ос­нов­ной Закон так и не был оформ­лен в виде пи­са­но­го до­ку­мен­та. (10 балов).


Тип 0 № 22
i

Три древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фа ока­за­лись в раю и ре­ши­ли по­се­тить мест­ный бар.

— Что бу­де­те за­ка­зы­вать?  — спра­ши­ва­ет бар­мен.

— Ци­ку­ту, по­жа­луй­ста,  — от­ве­тил пер­вый фи­ло­соф.

— Опять ты за свое!  — улыб­нул­ся вто­рой.  — А нам с дру­гом, по­жа­луй­ста, нек­тар и ам­бро­зию.

— Ты мне, ко­неч­но, друг,  — ото­звал­ся тре­тий.  — Но ис­ти­на еще боль­ший друг! По­это­му мне вина, ведь ис­ти­на в нем, как го­во­рят.

— Хва­тит мо­ро­чить мне го­ло­ву!  — воз­му­тил­ся бар­мен.  — Это рай как-никак. У нас бар без­ал­ко­голь­ный. А нек­тар и ам­бро­зию не про­из­во­дят уже не­сколь­ко тысяч лет  — с тех пор как за­крыл­ся завод на Олим­пе. Ко­ро­че, яб­лоч­ный сок все будут? По­след­ний раз спра­ши­ваю! От­ве­чать вы долж­ны прав­ди­во, и го­во­рить толь­ко то, что зна­е­те!

— Я не знаю,  — от­ве­тил пер­вый фи­ло­соф.

— И я не знаю,  — от­ве­тил вто­рой.

— Да!  — от­ве­тил тре­тий.

1)  Как тре­тий фи­ло­соф узнал, что осталь­ные двое тоже будут яб­лоч­ный сок? На какие рас­суж­де­ния он опи­рал­ся?

2)  Пред­по­ло­жи­те, как звали этих фи­ло­со­фов, и что их свя­зы­ва­ло при жизни.

3)  Какие под­сказ­ки, со­дер­жа­щи­е­ся в тек­сте, по­мог­ли вам уга­дать имена фи­ло­со­фов? К каким фи­ло­соф­ским про­из­ве­де­ни­ям от­сы­ла­ют эти под­сказ­ки?


Тип 0 № 23
i

Оце­ни­те утвер­жде­ния на их до­сто­вер­ность (верно/не­вер­но). При­ве­ди­те ар­гу­мен­ты в поль­зу до­сто­вер­но­сти утвер­жде­ния (если оно верно) или опро­верг­ни­те его (если не­вер­но). (10 бал­лов).

1)  Еди­ную си­сте­му ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции воз­глав­ля­ет Пре­зи­дент.

2)  Счет­ную па­ла­ту в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об­ра­зу­ют Пре­зи­дент и Пра­ви­тель­ство.

3)  Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния не вхо­дят в си­сте­му ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

4)  Ос­нов­ная функ­ция Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции  — за­щи­та и обес­пе­че­ние устой­чи­во­сти рубля.

5)  Пра­во­су­дие в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции осу­ществ­ля­ет­ся судом и ор­га­на­ми про­ку­ра­ту­ры.


Тип 21 № 24
i

В стра­не Альфа спрос на уголь за­да­ет­ся функ­ци­ей Qd  =  1500 – P, а пред­ло­же­ние угля на внут­рен­нем рынке Qs = 2P, где Р  — цена, в кар­бо­ни­тах (на­ци­о­наль­ная де­неж­ная еди­ни­ца), Q  — ко­ли­че­ство угля, в тон­нах. Стра­на Альфа яв­ля­ет­ся участ­ни­ком ми­ро­во­го рынка угля, при этом из­ме­не­ния на внут­рен­нем рынке стра­ны никак не могут по­вли­ять на ми­ро­вой рынок угля. В стра­не фик­си­ро­ван­ный ва­лют­ный курс, ко­то­рый равен 10 кар­бо­ни­тов за дол­лар. Цена угля на ми­ро­вом рынке уста­но­ви­лась на уров­не 60 дол­ла­ров за тонну.

1)  Кем яв­ля­ет­ся стра­на Альфа на ми­ро­вом рынке угля (экс­пор­те­ром или им­пор­те­ром)?

2)  Най­ди­те ко­ли­че­ство угля, ко­то­рое будет куп­ле­но/про­да­но стра­ной Альфа на ми­ро­вом рынке.

Обос­нуй­те свои от­ве­ты. (10 бал­лов).


Тип 21 № 25
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

 

Тема 1. Э. Дюрк­гейм по­ла­гал, что «про­грес­сив­ное уплот­не­ние об­ществ» ведет к пе­ре­хо­ду от од­но­го типа со­ли­дар­но­сти к дру­го­му («О раз­де­ле­нии об­ще­ствен­но­го труда» (1893). На­зо­ви­те эти два типа со­ци­аль­ной со­ли­дар­но­сти и рас­крой­те, как они свя­за­ны с «плот­но­стью об­ществ». Можем ли мы го­во­рить о фор­ми­ро­ва­нии но­во­го типа  — циф­ро­вой со­ли­дар­но­сти и чем она от­ли­ча­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щих типов? Какую роль могут иг­рать в этом про­цес­се вир­ту­аль­ные со­ци­аль­ные сети и можем ли мы го­во­рить о даль­ней­шем «уплот­не­нии об­ществ»? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. «[Фран­цуз­ские за­ко­но­да­те­ли] за­кла­ды­ва­ют мину, ко­то­рая разом взо­рвет все древ­ние об­раз­цы, все обы­чаи, хар­тии, пар­ла­мент­ские акты. Эта мина  — права че­ло­ве­ка. <…> Один из пер­вых мо­ти­вов граж­дан­ско­го об­ще­ства, ко­то­рый стал его ос­но­во­по­ла­га­ю­щей нор­мой,  — утвер­жде­ние, что "ни один че­ло­век не может быть су­дьей в соб­ствен­ном деле". Уже одно это ли­ша­ет че­ло­ве­ка его есте­ствен­но­го права, ко­то­рое при­над­ле­жит ему вне за­ви­си­мо­сти от до­го­во­ра, т. е. са­мо­му су­дить и от­ста­и­вать свои ин­те­ре­сы. Он дол­жен от­ка­зать­ся даже от са­мо­за­щи­ты  — этого пер­во­го за­ко­на при­ро­ды. Люди не могут од­но­вре­мен­но поль­зо­вать­ся пра­ва­ми ци­ви­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства и го­су­дар­ства не­ци­ви­ли­зо­ван­но­го. Чтобы со­хра­нить сво­бо­ду, они долж­ны пол­но­стью от­дать ее на общее хра­не­ние. Пра­ви­тель­ство со­зда­ет­ся не для за­щи­ты есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка, ко­то­рые могут су­ще­ство­вать и су­ще­ству­ют не­за­ви­си­мо от него, со­хра­няя свое в выс­шей сте­пе­ни аб­стракт­ное со­вер­шен­ство; но это аб­стракт­ное со­вер­шен­ство - их прак­ти­че­ский не­до­ста­ток». (Эд­мунд Бѐрк.) На каком ос­но­ва­нии Эд­мунд Бѐрк кри­ти­ку­ет ли­бе­раль­ную док­три­ну есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка? Какие мыс­ли­те­ли внес­ли наи­боль­ший вклад в ста­нов­ле­ние этой док­три­ны? Как кри­ти­ка есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка свя­за­на с про­чи­ми ком­по­нен­та­ми по­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии Эд­мун­да Бѐрка?

Со­глас­ны ли Вы с ав­то­ром вы­ска­зы­ва­ния или нет? Ар­гу­мен­ти­руй­те свою по­зи­цию.

 

Тема 3. Хосе Ор­те­га-и-Гас­сет писал: «Осо­бен­ность на­ше­го вре­ме­ни в том и со­сто­ит, что за­уряд­ные души, не об­ма­ны­ва­ясь на­счет соб­ствен­ной за­уряд­но­сти, без­бо­яз­нен­но утвер­жда­ют свое право на нее и на­вя­зы­ва­ют ее всем и всюду». Со­глас­ны ли вы с ним? В чем за­клю­ча­ет­ся опи­сан­ное им «вос­ста­ние масс»? Какие при­ме­ры из со­вре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти вы мо­же­те при­ве­сти в под­держ­ку и в опро­вер­же­ние та­ко­го куль­тур­но­го ди­а­гно­за? Чем, на ваш взгляд, вы­зва­но это яв­ле­ние и к чему оно может при­ве­сти в бу­ду­щем? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.


Тип 0 № 26
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

По дан­ным все­рос­сий­ской пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 2010 года не­зна­чи­тель­ная, од­на­ко за­мет­ная часть на­се­ле­ния Рос­сии на­зва­ла в ка­че­стве своей на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти «дже­даи», «эльфы» и, даже, «орки».

С ка­ки­ми со­ци­аль­ны­ми яв­ле­ни­я­ми и про­цес­са­ми мы имеем здесь дело? Пред­ставь­те, что вы кон­суль­ти­ру­е­те Рос­стат: какие су­ще­ству­ют ар­гу­мен­ты для того, чтобы учи­ты­вать эти дан­ные, а какие, чтобы эти дан­ные про­игно­ри­ро­вать как шутку. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния.

Всего: 698    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80