сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 17
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Про­ана­ли­зи­руй­те фраг­мент из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, опи­сы­ва­ю­щий жизнь семьи в эва­ку­а­ции во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

«Утром Люд­ми­ла Ни­ко­ла­ев­на про­во­жа­ла мать и мужа на ра­бо­ту, Надю в школу. Пер­вой ухо­ди­ла мать, ра­бо­тав­шая хи­ми­ком в ла­бо­ра­то­рии зна­ме­ни­то­го ка­зан­ско­го мы­ло­ва­рен­но­го за­во­да. Про­хо­дя мимо ком­на­ты зятя, Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на обыч­но по­вто­ря­ла шутку, услы­шан­ную ею от ра­бо­чих на за­во­де: «Хо­зя­е­вам на ра­бо­ту к шести, а слу­жа­щим к де­вя­ти».

За ней шла в школу Надя, вер­нее, не шла, а убе­га­ла га­ло­пом, по­то­му что не было воз­мож­но­сти под­нять ее во­вре­мя с кро­ва­ти,  — в по­след­нюю ми­ну­ту она вска­ки­ва­ла, хва­та­ла чулки, кофту, книги, тет­ра­ди, зав­тра­кая, да­ви­лась чаем, а сбе­гая по лест­ни­це, на­ма­ты­ва­ла шарф и на­тя­ги­ва­ла паль­то.

Когда Вик­тор Пав­ло­вич са­дил­ся зав­тра­кать, чай­ник после ухода Нади уже осты­вал, и его при­хо­ди­лось на­но­во разо­гре­вать. Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на сер­ди­лась, когда Надя го­во­ри­ла: «Ско­рей бы вы­рвать­ся из этой чер­то­вой дыры». Надя не знала, что Дер­жа­вин жил когда-то в Ка­за­ни, что жили в ней Ак­са­ков, Тол­стой, Ленин, Зинин, Ло­ба­чев­ский, что Мак­сим Горь­кий ра­бо­тал когда-то в ка­зан­ской бу­лоч­ной.

— Какое стар­че­ское без­раз­ли­чие,  — го­во­ри­ла Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на, и стран­но было слы­шать этот упрек ста­ру­хи, об­ра­щен­ный к де­воч­ке-под­рост­ку.

Люд­ми­ла ви­де­ла, что мать про­дол­жа­ла ин­те­ре­со­вать­ся лю­дь­ми, новой ра­бо­той. Од­но­вре­мен­но с вос­хи­ще­ни­ем перед ду­шев­ной силой ма­те­ри в ней жило со­всем дру­гое чув­ство,  — как можно было в горе ин­те­ре­со­вать­ся гид­ро­ге­ни­за­ци­ей жиров, ка­зан­ски­ми ули­ца­ми и му­зе­я­ми».

 

Опи­ши­те си­ту­а­цию с по­мо­щью со­цио­ло­ги­че­ских по­ня­тий и тер­ми­нов. По­яс­ни­те, по­че­му можно ис­поль­зо­вать ука­зан­ные вами тер­ми­ны для опи­са­ния того или иного фе­но­ме­на. В каж­дом слу­чае при­во­ди­те крат­ко ци­та­ту из тек­ста и со­от­вет­ству­ю­щее по­ня­тие, затем к од­но­му или не­сколь­ким по­ня­ти­ям – крат­кое по­яс­не­ние. По­ста­рай­тесь ис­поль­зо­вать как можно боль­ше со­цио­ло­ги­че­ских тер­ми­нов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В от­ве­те на во­прос за­да­ния могут быть при­ве­де­ны тер­ми­ны: семья как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, со­ци­аль­ная груп­па (семья как со­ци­аль­ная груп­па), со­ци­а­ли­за­ция (аген­ты со­ци­а­ли­за­ции, школа как ин­сти­тут со­ци­а­ли­за­ции), со­ци­аль­ные раз­ли­чия (не­ра­вен­ство), клас­сы (ста­тус­ные груп­пы, про­фес­си­о­наль­ные груп­пы). Кроме того могут быть

ис­поль­зо­ва­ны по­ня­тия со­ци­аль­ная мо­биль­ность (го­ри­зон­таль­ная), ре­фе­рент­ные груп­пы, со­ци­аль­ные ка­те­го­рии, куль­тур­ное на­сле­до­ва­ние, со­ци­аль­ный опыт, меж­по­ко­лен­ные раз­ли­чия, со­ци­аль­ная адап­та­ция.

(За каж­дый кор­рект­но на­зван­ный тер­мин  — 1 балл; если тер­мин кор­рект­но ис­поль­зо­ван в фор­му­ли­ров­ке по­яс­не­ния и со­от­не­сен с со­от­вет­ству­ю­щим фраг­мен­том тек­ста  — 2 балла. Если тер­мин на­зы­ва­ет­ся, но его упо­треб­ле­ние ис­ка­жа­ет смысл по­ня­тия или он не кор­рект­но со­от­не­сен с фраг­мен­том тек­ста  — балл не ста­вит­ся).

Кодификатор:
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Семья и брак;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция и мо­биль­ность;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ные груп­пы.