Задание по социологии (10 баллов).
Проанализируйте фрагмент из литературного произведения, описывающий жизнь семьи в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
«Утром Людмила Николаевна провожала мать и мужа на работу, Надю в школу. Первой уходила мать, работавшая химиком в лаборатории знаменитого казанского мыловаренного завода. Проходя мимо комнаты зятя, Александра Владимировна обычно повторяла шутку, услышанную ею от рабочих на заводе: «Хозяевам на работу к шести, а служащим к девяти».
За ней шла в школу Надя, вернее, не шла, а убегала галопом, потому что не было возможности поднять ее вовремя с кровати, — в последнюю минуту она вскакивала, хватала чулки, кофту, книги, тетради, завтракая, давилась чаем, а сбегая по лестнице, наматывала шарф и натягивала пальто.
Когда Виктор Павлович садился завтракать, чайник после ухода Нади уже остывал, и его приходилось наново разогревать. Александра Владимировна сердилась, когда Надя говорила: «Скорей бы вырваться из этой чертовой дыры». Надя не знала, что Державин жил когда-то в Казани, что жили в ней Аксаков, Толстой, Ленин, Зинин, Лобачевский, что Максим Горький работал когда-то в казанской булочной.
— Какое старческое безразличие, — говорила Александра Владимировна, и странно было слышать этот упрек старухи, обращенный к девочке-подростку.
Людмила видела, что мать продолжала интересоваться людьми, новой работой. Одновременно с восхищением перед душевной силой матери в ней жило совсем другое чувство, — как можно было в горе интересоваться гидрогенизацией жиров, казанскими улицами и музеями».
Опишите ситуацию с помощью социологических понятий и терминов. Поясните, почему можно использовать указанные вами термины для описания того или иного феномена. В каждом случае приводите кратко цитату из текста и соответствующее понятие, затем к одному или нескольким понятиям – краткое пояснение. Постарайтесь использовать как можно больше социологических терминов.
В ответе на вопрос задания могут быть приведены термины: семья как социальный институт, социальная группа (семья как социальная группа), социализация (агенты социализации, школа как институт социализации), социальные различия (неравенство), классы (статусные группы, профессиональные группы). Кроме того могут быть
использованы понятия социальная мобильность (горизонтальная), референтные группы, социальные категории, культурное наследование, социальный опыт, межпоколенные различия, социальная адаптация.
(За каждый корректно названный термин — 1 балл; если термин корректно использован в формулировке пояснения и соотнесен с соответствующим фрагментом текста — 2 балла. Если термин называется, но его употребление искажает смысл понятия или он не корректно соотнесен с фрагментом текста — балл не ставится).