сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 26
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

По дан­ным все­рос­сий­ской пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 2010 года не­зна­чи­тель­ная, од­на­ко за­мет­ная часть на­се­ле­ния Рос­сии на­зва­ла в ка­че­стве своей на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти «дже­даи», «эльфы» и, даже, «орки».

С ка­ки­ми со­ци­аль­ны­ми яв­ле­ни­я­ми и про­цес­са­ми мы имеем здесь дело? Пред­ставь­те, что вы кон­суль­ти­ру­е­те Рос­стат: какие су­ще­ству­ют ар­гу­мен­ты для того, чтобы учи­ты­вать эти дан­ные, а какие, чтобы эти дан­ные про­игно­ри­ро­вать как шутку. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

На­ци­о­наль­ная иден­тич­ность в со­цио­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии опре­де­ля­ет­ся как объ­ек­тив­ная ха­рак­те­ри­сти­ка: «В рос­сий­ской тра­ди­ции под «на­ци­ей» по­ни­ма­ет­ся этнос или часть эт­но­са, объ­еди­нен­ные в рам­ках соб­ствен­но­го эт­ни­че­ско­го го­су­дар­ства, или на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния, вы­пол­ня­ю­ще­го по от­но­ше­нию к эт­но­су опре­де­лен­ные функ­ции по вос­про­из­вод­ству куль­ту­ры дан­но­го эт­но­са» (11.2 «Че­ло­век в об­ще­стве» К. В. Со­р­вин, А. А. Су­со­ко­лов). Ис­хо­дя из этой по­зи­ции, при­ду­ман­ные или во­об­ра­жа­е­мые на­ци­о­наль­ные при­над­леж­но­сти не могут рас­смат­ри­вать­ся как объ­ек­тив­ные дан­ные. Это глав­ный ар­гу­мент про­тив при­ня­тия во вни­ма­ние ука­зан­ных дан­ных.  — 3 балла.

Од­на­ко, при про­ве­де­нии все­рос­сий­ской пе­ре­пи­си на­се­ле­ния Фе­де­раль­ная служ­ба го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки долж­на ру­ко­вод­ство­вать­ся, в первую оче­редь, за­щи­той ин­те­ре­сов на­се­ле­ния, а затем – ре­а­ли­за­ци­ей ис­сле­до­ва­тель­ской функ­ции. Ста­тья 26 «Кон­сти­ту­ции РФ» опре­де­ля­ет: «Каж­дый впра­ве опре­де­лять и ука­зы­вать свою на­ци­о­наль­ную при­над­леж­ность. Никто не может быть при­нуж­ден к опре­де­ле­нию и ука­за­нию своей на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти». Таким об­ра­зом, сво­бо­да на­ци­о­наль­но­го са­мо­опре­де­ле­ния яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ро­ван­ным пра­вом и не может ущем­лять­ся, не­смот­ря на цели и за­да­чи со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Эт­ни­че­ские общ­но­сти могут не об­ла­дать еди­ной тер­ри­то­ри­ей про­жи­ва­ния, но об­ла­да­ют об­щи­ми тра­ди­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми свя­зя­ми, ко­то­рые поз­во­ля­ют им осо­зна­вать и при­чис­лять себя к опре­де­лен­ной эт­ни­че­ской груп­пе, на­ци­о­наль­но­сти. Это ос­нов­ной ар­гу­мент для учета этих дан­ных  — 3 балла.

Од­на­ко они со­дер­жат со­ци­аль­ную ин­фор­ма­цию о са­мо­опре­де­ле­нии и са­мо­пре­зен­та­ции групп на­се­ле­ния, по­ка­зы­ва­ю­щую мод­ные тен­ден­ции, по­ли­ти­че­ские и куль­тур­ные трен­ды. Можно рас­смат­ри­вать это са­мо­при­чис­ле­ние к вы­мыш­лен­ным на­ци­о­наль­ным общ­но­стям след­стви­ем воз­дей­ствия мас­со­вой куль­ту­ры (1 балл), опре­де­лен­ных суб­куль­тур (1 балл), след­стви­ем куль­тур­ной гло­ба­ли­за­ции (1 балл). Кроме того, воз­мож­но рас­смот­реть дан­ный по­ве­ден­че­ский тип как тип де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния, ко­то­рое, ве­ро­ят­но, может быть след­стви­ем ука­зан­ных по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных трен­дов (1 балл).

Если от­сут­ство­ва­ли ком­по­нен­ты от­ве­та на за­да­ния, то также учи­ты­ва­лись сле­ду­ю­щие по­яс­не­ния и ар­гу­мен­ты: по­ня­тия со­ци­аль­ной ка­те­го­ри­за­ции и са­мо­иден­ти­фи­ка­ции, функ­ции со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, кри­зис иден­тич­но­сти, кон­струк­ти­вист­ский под­ход к эт­нич­но­сти (по 1 баллу).

Кодификатор:
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ные груп­пы;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Эт­ни­че­ские общ­но­сти, меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния;
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие куль­ту­ры. Формы и раз­но­вид­но­сти куль­ту­ры.