сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 12
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Сту­ден­ты Ки­рилл и Ме­фо­дий про­гу­ля­ли лек­цию про­фес­со­ра Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го по рус­ской фи­ло­со­фии XIX−XX вв. Они даже не имели ни ма­лей­ше­го по­ня­тия, о чем на ней шла речь. Про­фес­сор слу­чай­но на­ткнул­ся на них в ко­ри­до­ре и по­тре­бо­вал объ­яс­нить при­чи­ну от­сут­ствия. К со­жа­ле­нию, ува­жи­тель­ной при­чи­ны у них не на­шлось. Тогда про­фес­сор по­про­сил хотя бы на­звать мыс­ли­те­ля, ко­то­ро­му была по­свя­ще­на его лек­ция.

Он дал им спи­сок воз­мож­ных ва­ри­ан­тов:

1)  Ни­ко­лай Гав­ри­ло­вич

2)  Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич

3)  Павел Алек­сан­дро­вич

4)  Лев Ни­ко­ла­е­вич

5)  Федор Ми­хай­ло­вич

6)  Лев Гав­ри­ло­вич

7)  Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич

По­сле­до­ва­ло тя­гост­ное мол­ча­ние. Для об­лег­че­ния за­да­чи про­фес­сор объ­явил, что даст им по одной под­сказ­ке: Ки­рил­лу шеп­нет имя, а Ме­фо­дию  — от­че­ство за­га­дан­но­го мыс­ли­те­ля.

После того, как каж­дый услы­шал свою под­сказ­ку, Ки­рилл с гру­стью при­знал­ся:

— Я не знаю, но уве­рен, что и Ме­фо­дий не знает.

— Я дей­стви­тель­но не знал, но те­перь знаю,  — ска­зал Ме­фо­дий после не­ко­то­ро­го раз­мыш­ле­ния.

— Те­перь и я знаю!  — взбод­рил­ся Ки­рилл.

Из­вест­но, что эти сту­ден­ты все­гда го­во­рят толь­ко прав­ду.

1)  Опре­де­ли­те имя и от­че­ство за­га­дан­но­го мыс­ли­те­ля. Обос­нуй­те свой ответ.

2)  Объ­яс­ни­те, как сту­ден­ты при­шли к раз­гад­ке.

3)  Пред­по­ло­жи­те, ка­ко­ва фа­ми­лия этого мыс­ли­те­ля и на­зо­ви­те хотя бы одно его про­из­ве­де­ние

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  По­сколь­ку Ки­рил­лу было из­вест­но имя, но от­ве­та он дать сразу не смог, вы­чер­ки­ва­ем ва­ри­ан­ты с уни­каль­ны­ми (не по­вто­ря­ю­щи­ми­ся) име­на­ми: Павел Алек­сан­дро­вич и Федор Ми­хай­ло­вич. Сле­до­ва­тель­но, имя, под­ска­зан­ное Ки­рил­лу  — ЛЕВ либо НИ­КО­ЛАЙ. Так как Ки­рилл знает, что Ме­фо­дию из­вест­но толь­ко от­че­ство, он по­ни­ма­ет, что Ме­фо­дий тоже не смо­жет дать ответ: ведь оба остав­ших­ся ва­ри­ан­та (Лев и Ни­ко­лай) со­про­вож­да­ют­ся по­вто­ря­ю­щи­ми­ся от­че­ства­ми (Гав­ри­ло­вич, Алек­сан­дро­вич, Ни­ко­ла­е­вич).

2)  Но далее Ме­фо­дий го­во­рит, что ответ ему ТЕ­ПЕРЬ из­ве­стен. Это воз­мож­но лишь в том слу­чае, если ре­пли­ка Ки­рил­ла дала ему не­до­ста­ю­щую ин­фор­ма­цию. По­сколь­ку един­ствен­ное от­че­ство, ко­то­рое было по­вто­ря­ю­щим­ся, но стало уни­каль­ным после про­из­ве­ден­но­го Ки­рил­лом от­се­ва (см. шаг 1) это АЛЕК­САН­ДРО­ВИЧ, Ме­фо­дию было ска­за­но имен­но оно. Стало быть, ис­ко­мый мыс­ли­тель  — НИ­КО­ЛАЙ АЛЕК­САН­ДРО­ВИЧ (дру­гих людей с таким от­че­ством не оста­лось).

3)  Ки­рилл осо­зна­ет, какие рас­суж­де­ния про­де­лал Ме­фо­дий (шаг 3), и вслед за ним тоже при­хо­дит к од­но­знач­но­му от­ве­ту.

 

Ответ: Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич (на­при­мер, Бер­дя­ев, Доб­ро­лю­бов или Ва­си­льев).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

1) Дан пра­виль­ный ответ (Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич) — 3 балла.

2) Пра­виль­но ре­кон­стру­и­ро­ва­ны рас­суж­де­ния Ки­рил­ла (шаг 1) — 2 балла.

3) Пра­виль­но ре­кон­стру­и­ро­ва­ны рас­суж­де­ния Ме­фо­дия (шаг 2) — 2 балла.

4) Пра­виль­но ре­кон­стру­и­ро­ва­ны рас­суж­де­ния Ки­рил­ла (шаг 3) — 1 балл.

5) Ука­за­на одна из под­хо­дя­щих фа­ми­лий из­вест­ных рус­ских фи­ло­со­фов XIX−XX вв., ко­то­рых звали «Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич»: на­при­мер, Бер­дя­ев, Доб­ро­лю­бов или Ва­си­льев — 1 балл.

6) Пра­виль­но на­зва­но хотя бы одно про­из­ве­де­ние под­хо­дя­ще­го ав­то­ра — 1 балл.

7) Общая сумма — не более 10 бал­лов.

Кодификатор: Че­ло­век и об­ще­ство. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы