Задание по социологии (10 баллов).
Часто образованные люди утверждают, что религия исчезает в современном обществе, церковные службы и праздники стали традициями, которым следует небольшое количество людей и они не имеют большого значения, в том числе и практического, для жизни современных людей. Место религии вытесняет наука и светские идеологии. Однако очевидно, что происходящие события говорят об обратном — мусульманство, христианство, иудаизм и другие религии испытывают подъем, возрождение во многих регионах, насчитывают миллионы верующих, вдохновляют на разные действия, в том числе подвиги и преступления. Иногда встречаются «интересные» люди, которые, занимаясь наукой, или будучи, к примеру врачами, являются верующими, ходят в церковь, воспитывают детей соответствующим образом.
Как Вы можете охарактеризовать и объяснить данное противоречие с помощью известным Вам социологических теорий и понятий? Кратко аргументируйте свой ответ.
В ответе на вопросы задания должны были быть упомянуты следующие термины и теоретические тезисы.
Во-первых, речь идет о процессе секуляризации общества и его социальных институтов — то есть об ослаблении церковно-ориентированной религии, снижения ее влияния в разных сферах общественной жизни (2 балла). Частью процесса секуляризации является выполнение многих функций религии наукой, например, функции мировоззренческой. Научный способ мышления стал господствующим или по крайней мере действует наряду с религиозным (1 балл). Даже компенсаторные или психологические функции отчасти переходят к ученым, профессиональным психологам и психотерапевтам.
Во-вторых, религия как социальный институт сохраняется, поскольку продолжает выполнять другие социальные функции, которые не всегда выполняются наукой и светскими идеологиями. Это прежде всего функция смыслополагания. Наука только отчасти может помочь людям найти свое место в жизни, счастье, преодолеть горе и др. Кроме того, религия часто помогает людям обрести место в коллективе, обеспечивает интегративные функции на разных уровнях социальной структуры — от отдельных групп до больших коллективов. Также велика роль религиозных институтов в выполнении компенсаторных функций (утешение), которые дают возможность человеку почувствовать себя защищенным, примириться со своим положением в жизни и исполнять свои роли в обществе (3 балла). Возрождение и подъем религий, религиозных движений и культов обычно наблюдается там, где трансфомируется, разрушается социальный порядок в силу кризисов, войн, революций и аномии и там, где наличному порядку что-либо угрожает. Поскольку сейчас время неопределенности и глобальных рисков, то и религии могут испытывать возрождение и подъем, выполняя соответствующие функции наряду с идеологиями (1 балл).
В-третьих, социологи и социальные мыслители, прежде всего, классики, рассматривая переход от традиционных к современным обществам, обращали внимание на процесс секуляризации — «расколдование мира» у М. Вебера, появление светской морали у Э. Дюркгейма, ослабление религиозных институтов у К. Маркса, преодоление религиозных верований в психотерапии З. Фрейда и др. Однако каждый из социологов понимал, что наука формировалась на основе религиозного мировоззрения (хотя и впоследствии отделилась от религии), а также, что современное общество содержит множество элементов традиционных обществ. Поэтому религиозные институты сохраняются (3 балла).