сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 11
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Часто об­ра­зо­ван­ные люди утвер­жда­ют, что ре­ли­гия ис­че­за­ет в со­вре­мен­ном об­ще­стве, цер­ков­ные служ­бы и празд­ни­ки стали тра­ди­ци­я­ми, ко­то­рым сле­ду­ет не­боль­шое ко­ли­че­ство людей и они не имеют боль­шо­го зна­че­ния, в том числе и прак­ти­че­ско­го, для жизни со­вре­мен­ных людей. Место ре­ли­гии вы­тес­ня­ет наука и свет­ские идео­ло­гии. Од­на­ко оче­вид­но, что про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия го­во­рят об об­рат­ном  — му­суль­ман­ство, хри­сти­ан­ство, иуда­изм и дру­гие ре­ли­гии ис­пы­ты­ва­ют подъ­ем, воз­рож­де­ние во мно­гих ре­ги­о­нах, на­счи­ты­ва­ют мил­ли­о­ны ве­ру­ю­щих, вдох­нов­ля­ют на раз­ные дей­ствия, в том числе по­дви­ги и пре­ступ­ле­ния. Ино­гда встре­ча­ют­ся «ин­те­рес­ные» люди, ко­то­рые, за­ни­ма­ясь на­у­кой, или бу­дучи, к при­ме­ру вра­ча­ми, яв­ля­ют­ся ве­ру­ю­щи­ми, ходят в цер­ковь, вос­пи­ты­ва­ют детей со­от­вет­ству­ю­щим об­ра­зом.

Как Вы мо­же­те оха­рак­те­ри­зо­вать и объ­яс­нить дан­ное про­ти­во­ре­чие с по­мо­щью из­вест­ным Вам со­цио­ло­ги­че­ских тео­рий и по­ня­тий? Крат­ко ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В от­ве­те на во­про­сы за­да­ния долж­ны были быть упо­мя­ну­ты сле­ду­ю­щие тер­ми­ны и тео­ре­ти­че­ские те­зи­сы.

Во-пер­вых, речь идет о про­цес­се се­ку­ля­ри­за­ции об­ще­ства и его со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов  — то есть об ослаб­ле­нии цер­ков­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной ре­ли­гии, сни­же­ния ее вли­я­ния в раз­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни (2 балла). Ча­стью про­цес­са се­ку­ля­ри­за­ции яв­ля­ет­ся вы­пол­не­ние мно­гих функ­ций ре­ли­гии на­у­кой, на­при­мер, функ­ции ми­ро­воз­зрен­че­ской. На­уч­ный спо­соб мыш­ле­ния стал гос­под­ству­ю­щим или по край­ней мере дей­ству­ет на­ря­ду с ре­ли­ги­оз­ным (1 балл). Даже ком­пен­са­тор­ные или пси­хо­ло­ги­че­ские функ­ции от­ча­сти пе­ре­хо­дят к уче­ным, про­фес­си­о­наль­ным пси­хо­ло­гам и пси­хо­те­ра­пев­там.

Во-вто­рых, ре­ли­гия как со­ци­аль­ный ин­сти­тут со­хра­ня­ет­ся, по­сколь­ку про­дол­жа­ет вы­пол­нять дру­гие со­ци­аль­ные функ­ции, ко­то­рые не все­гда вы­пол­ня­ют­ся на­у­кой и свет­ски­ми идео­ло­ги­я­ми. Это пре­жде всего функ­ция смыс­ло­по­ла­га­ния. Наука толь­ко от­ча­сти может по­мочь людям найти свое место в жизни, сча­стье, пре­одо­леть горе и др. Кроме того, ре­ли­гия часто по­мо­га­ет людям об­ре­сти место в кол­лек­ти­ве, обес­пе­чи­ва­ет ин­те­гра­тив­ные функ­ции на раз­ных уров­нях со­ци­аль­ной струк­ту­ры  — от от­дель­ных групп до боль­ших кол­лек­ти­вов. Также ве­ли­ка роль ре­ли­ги­оз­ных ин­сти­ту­тов в вы­пол­не­нии ком­пен­са­тор­ных функ­ций (уте­ше­ние), ко­то­рые дают воз­мож­ность че­ло­ве­ку по­чув­ство­вать себя за­щи­щен­ным, при­ми­рить­ся со своим по­ло­же­ни­ем в жизни и ис­пол­нять свои роли в об­ще­стве (3 балла). Воз­рож­де­ние и подъ­ем ре­ли­гий, ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний и куль­тов обыч­но на­блю­да­ет­ся там, где транс­фо­ми­ру­ет­ся, раз­ру­ша­ет­ся со­ци­аль­ный по­ря­док в силу кри­зи­сов, войн, ре­во­лю­ций и ано­мии и там, где на­лич­но­му по­ряд­ку что-либо угро­жа­ет. По­сколь­ку сей­час время не­опре­де­лен­но­сти и гло­баль­ных рис­ков, то и ре­ли­гии могут ис­пы­ты­вать воз­рож­де­ние и подъ­ем, вы­пол­няя со­от­вет­ству­ю­щие функ­ции на­ря­ду с идео­ло­ги­я­ми (1 балл).

В-тре­тьих, со­цио­ло­ги и со­ци­аль­ные мыс­ли­те­ли, пре­жде всего, клас­си­ки, рас­смат­ри­вая пе­ре­ход от тра­ди­ци­он­ных к со­вре­мен­ным об­ще­ствам, об­ра­ща­ли вни­ма­ние на про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции  — «рас­кол­до­ва­ние мира» у М. Ве­бе­ра, по­яв­ле­ние свет­ской мо­ра­ли у Э. Дюрк­гей­ма, ослаб­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных ин­сти­ту­тов у К. Марк­са, пре­одо­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний в пси­хо­те­ра­пии З. Фрей­да и др. Од­на­ко каж­дый из со­цио­ло­гов по­ни­мал, что наука фор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния (хотя и впо­след­ствии от­де­ли­лась от ре­ли­гии), а также, что со­вре­мен­ное об­ще­ство со­дер­жит мно­же­ство эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ных об­ществ. По­это­му ре­ли­ги­оз­ные ин­сти­ту­ты со­хра­ня­ют­ся (3 балла).

Кодификатор:
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Ос­нов­ные со­цио­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы;
Че­ло­век и об­ще­ство. Об­ра­зо­ва­ние, его зна­че­ние для лич­но­сти и об­ще­ства;
Че­ло­век и об­ще­ство. Ре­ли­гия.