сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 13
i

На­пи­ши­те эссе на одну из при­ве­ден­ных ниже тем (50 бал­лов).

 

По­ли­то­ло­гия

1)  В «Двух трак­та­тах о прав­ле­нии» Джона Локка можно найти сле­ду­ю­щую ци­та­ту: «Един­ствен­ный путь, по­сред­ством ко­то­ро­го кто-либо от­ка­зы­ва­ет­ся от своей есте­ствен­ной сво­бо­ды и на­де­ва­ет на себя узы граж­дан­ско­го об­ще­ства,  — это со­гла­ше­ние с дру­ги­ми лю­дь­ми об объ­еди­не­нии в со­об­ще­ство для того, чтобы удоб­но, бла­го­по­луч­но и мирно сов­мест­но жить, спо­кой­но поль­зу­ясь своей соб­ствен­но­стью и на­хо­дясь в боль­шей без­опас­но­сти, чем кто-либо не яв­ля­ю­щий­ся чле­ном об­ще­ства».

Какую зна­ме­ни­тую кон­цеп­цию про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства ха­рак­те­ри­зу­ет пред­ло­жен­ная в тек­сте за­да­ния ци­та­та? Пе­ре­чис­ли­те хотя бы двух фи­ло­со­фов или мыс­ли­те­лей, ко­то­рые при­дер­жи­ва­лись тех же взгля­дов, что и Джон Локк. Про­ана­ли­зи­руй­те и дайте оцен­ку дан­ной тео­ре­ти­че­ской кон­цеп­ции, если не­об­хо­ди­мо, срав­ни­те ее с дру­ги­ми тео­ри­я­ми про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства.

 

Со­цио­ло­гия

2)  Рус­ский со­цио­лог М. М. Ко­ва­лев­ский в своем двух­том­ном труде «Со­цио­ло­гия» писал, что «Не­воз­мож­но утвер­ждать, что эво­лю­ция все­гда идет в на­прав­ле­нии из­ле­чи­ва­ния со­ци­аль­ных бо­лез­ней и к уве­ли­че­нию об­ще­ствен­но­го бла­го­со­сто­я­ния; также слож­но до­пу­стить, что каж­дая со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция есть по­ря­док».

С ка­ки­ми из­ме­не­ни­я­ми в со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях, фор­мах вза­и­мо­дей­ствия людей и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов свя­за­на эво­лю­ция об­ще­ства? На какое про­ти­во­ре­чие в раз­ви­тии об­ще­ства об­ра­ща­ет вни­ма­ние со­цио­лог в своем вы­ска­зы­ва­нии? Как Вы ду­ма­е­те, сле­ду­ет ли по­ни­мать со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию как по­ря­док, со­гла­сие, или же это в боль­шей сте­пе­ни про­ти­во­ре­чия и кон­флик­ты? Ар­гу­мен­ти­руй­те свою точку зре­ния, ос­но­вы­ва­ясь на со­цио­ло­ги­че­ских тео­ри­ях, ис­поль­зуй­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия и тер­ми­ны, про­ил­лю­стри­руй­те свои ар­гу­мен­ты при­ме­ра­ми, со­дер­жа­щи­ми кон­крет­ные факты об­ще­ствен­ной жизни.

 

Фи­ло­со­фия

3)  Воль­тер писал: «Ни на что не го­дит­ся тот, кто го­дит­ся толь­ко для себя».

Как вы по­ни­ма­е­те эти­че­ский смысл этого утвер­жде­ния? Со­глас­ны ли вы с ним? В каких слу­ча­ях нрав­ствен­ная ори­ен­та­ция на «са­мо­го себя» до­ста­точ­на, а в каких  — нет? Из­ло­жи­те свои мысли по по­во­ду за­тро­ну­тых здесь про­блем в форме эссе.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­жде чем пи­сать эссе, вни­ма­тель­но про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, по­ду­май­те, о чём оно, на что особо об­ра­ща­ет вни­ма­ние его автор. При­ведённое вы­ска­зы­ва­ние  — это тезис, пред­став­ля­ю­щий собой ос­нов­ную мысль эссе, ко­то­рую сле­ду­ет ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­вать.

Про­ду­май­те струк­ту­ру своей ра­бо­ты, опре­де­ли­тесь с ар­гу­мен­та­ми в под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние Ваших от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы. Пи­ши­те эссе, рас­кры­вая смысл при­ведённых слов. Не за­будь­те сде­лать вывод  — тогда ваше эссе будет ло­ги­че­ски за­вер­ше­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииДе­та­ли­за­ция Баллы Сумма
Тема по­ня­та адек­ват­но, учте­ны со­про­вож­да­ю­щие во­про­сыЕсли тема не по­ня­та ав­то­ром или про­ин­тер­пре­ти­ро­ва­на со­вер­шен­но не­пра­виль­но (грубо про­игно­ри­ро­ва­но объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние и ло­ги­че­ская струк­ту­ра вы­бран­но­го вы­ска­зы­ва­ния, не учте­ны со­про­вож­да­ю­щие его на­во­дя­щие во­про­сы), осталь­ные кри­те­рии при про­вер­ке дан­ной ра­бо­ты не учи­ты­ва­ют­ся
1.  Уро­вень по­ни­ма­ния и рас­кры­тия темы1.1.  Пол­но­та рас­кры­тия темы (на­ли­чие адек­ват­ных ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных от­ве­тов на все по­став­лен­ные во­про­сы)8Не более 14
1.2.  Глу­би­на рас­кры­тия темы: вы­де­ле­ние раз­лич­ных ас­пек­тов и уров­ней про­бле­мы, на­ли­чие раз­лич­ных под­хо­дов к ее ре­ше­нию 6
1.3.  По­ни­ма­ние идей­ных ис­то­ков про­бле­мы и ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста3
1.4.  Со­от­не­се­ние темы с кон­тек­стом со­вре­мен­но­сти3
2.  Вла­де­ние тео­ре­ти­че­ским и фак­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по теме*2.1.  Адек­ват­ное при­ме­не­ние кон­цеп­ту­аль­но­го ап­па­ра­та (кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, тер­ми­нов, клас­си­фи­ка­ций, от­но­ся­щих­ся к теме)5Не более 13
2.2.  Зна­ние ос­нов­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию об­суж­да­е­мой про­бле­мы и ее от­дель­ных ас­пек­тов, на­ли­чие ссы­лок на взгля­ды из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей по дан­ной теме7
2.3.  На­ли­чие и ре­ле­вант­ность эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла тео­ре­ти­че­ским под­хо­дам, при­ме­ня­е­мым в эссе5
3.  Эру­ди­ция*3.1.  Эру­ди­ция44
4.  Ло­ги­че­ская кор­рект­ность (на уров­не от­дель­ных смыс­ло­вых бло­ков)*4.1.  Обос­но­ван­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и по­сле­до­ва­тель­ность рас­суж­де­ний, от­сут­ствие про­бе­лов в ар­гу­мен­та­ции и не­оправ­дан­ных от­ступ­ле­ний, ме­то­до­ло­ги­че­ская гра­мот­ность55
5.  Твор­че­ский под­ход5.1.  Ори­ги­наль­ность и глу­би­на мыш­ле­ния3Не более 8
5.2.  Вы­яв­ле­ние ши­ро­ких и не­ожи­дан­ных вза­и­мо­свя­зей, в том числе меж­дис­ци­пли­нар­но­го ха­рак­те­ра5
5.3.  На­ли­чие ре­флек­сии по по­во­ду соб­ствен­но­го под­хо­да, осо­зна­ние его тео­ре­ти­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских гра­ниц4
6.  Навык ор­га­ни­за­ции ака­де­ми­че­ско­го тек­ста, куль­ту­ра пись­ма6.1.  Струк­ту­ри­ро­ван­ность тек­ста в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми ака­де­ми­че­ско­го пись­ма, на­ли­чие в тек­сте сквоз­но­го смыс­ла (ста­вит­ся в слу­чае на­ли­чия в тек­сте не­сколь­ких смыс­ло­вых линий)4Не более 6
6.2.  Вывод адек­ват­но ре­зю­ми­ру­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния, обос­но­ван­ные в тек­сте3
6.3.  Гра­мот­ность, стиль, вы­ра­зи­тель­ность языка2
Итого50

 

* Не учи­ты­ва­ет­ся в слу­чае не­ре­ле­вант­но­сти (в том числе, в слу­чае сме­ше­ния тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня ана­ли­за про­бле­мы с жи­тей­ским, под­ме­ны фак­то­фик­си­ру­ю­щих те­зи­сов субъ­ек­тив­ны­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, до­ка­за­тель­ных при­ме­ров ил­лю­стра­ци­я­ми и т. п.)

Кодификатор:
По­ли­ти­ка. Го­су­дар­ство, его функ­ции;
По­ли­ти­ка. Граж­дан­ское об­ще­ство и го­су­дар­ство;
По­ли­ти­ка. Ос­нов­ные по­ли­то­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы;
Че­ло­век и об­ще­ство. Мно­го­ва­ри­ант­ность об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия;
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие об­ще­ствен­но­го про­грес­са.