Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
(50 баллов).
Тема 1. Карл Маркс, ссылаясь на мысль Ш. Фурье, писал, что «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола».
Какова связь между эмансипацией женщин и общественным развитием, и в данном случае с понятием прогресса у К. Маркса? Какое событие за последние 100 лет изменило общественное положение женщин в нашей стране самым радикальным образом? С помощью каких индикаторов может быть измерено положение женщин в обществе?
Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. «Естественные права — это просто чепуха; естественные и неотторжимые права — это риторическая, возвышенная чепуха, чепуха на ходулях <…> Из всех этих прав, какими бы они ни были, нет, кажется, ни одного, которое государству разрешалось бы отменить хотя бы частично в каких-либо особых обстоятельствах. <…> [Но в действительности] не существует такого права, которое не должно быть аннулировано, когда его отмена оказывается выгодна обществу». (Иеремия Бентам).
Кто из классиков европейской политической философии поддерживал идею о том, что существуют естественные и неотторжимые права человека? Как атака И. Бентама на эту концепцию связана с развиваемой им моральной философией? Согласны ли Вы с его позицией или нет? Приведите развернутые аргументы.
Тема 3. Дитрих Бонхёффер писал: «Качество — заклятый враг омассовления. В социальном отношении это означает отказ от погони за положением в обществе, разрыв со всякого рода культом звезд, непредвзятый взгляд как вверх, так и вниз (особенно при выборе узкого круга друзей), радость от частной, сокровенной жизни, но и мужественное приятие жизни общественной. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и радио к книге, от спешки к досугу и тишине, от рассеяния к концентрации, от сенсации к размышлению, от идеала виртуозности — к искусству, от снобизма — к скромности, от недостатка чувства меры — к умеренности. Количественные свойства спорят друг с другом, качественные – друг друга дополняют.»
Согласны ли вы с ним? Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «количественных» и «качественных» свойств в культуре? Какие внутренние противоречия содержатся в этих понятиях? Приведите развернутые аргументы.
Прежде чем писать эссе, внимательно прочтите высказывание, вникните в его смысл, подумайте, о чём оно, на что особо обращает внимание его автор. Приведённое высказывание — это тезис, представляющий собой основную мысль эссе, которую следует аргументированно доказывать.
Продумайте структуру своей работы, определитесь с аргументами в подтверждение или опровержение Ваших ответов на поставленные вопросы. Пишите эссе, раскрывая смысл приведённых слов. Не забудьте сделать вывод — тогда ваше эссе будет логически завершено.