сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 19
i

Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

(50 бал­лов).

 

Тема 1. Карл Маркс, ссы­ла­ясь на мысль Ш. Фурье, писал, что «об­ще­ствен­ный про­гресс может быть точно из­ме­рен по об­ще­ствен­но­му по­ло­же­нию пре­крас­но­го пола».

Ка­ко­ва связь между эман­си­па­ци­ей жен­щин и об­ще­ствен­ным раз­ви­ти­ем, и в дан­ном слу­чае с по­ня­ти­ем про­грес­са у К. Марк­са? Какое со­бы­тие за по­след­ние 100 лет из­ме­ни­ло об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние жен­щин в нашей стра­не самым ра­ди­каль­ным об­ра­зом? С по­мо­щью каких ин­ди­ка­то­ров может быть из­ме­ре­но по­ло­же­ние жен­щин в об­ще­стве?

При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. «Есте­ствен­ные права  — это про­сто че­пу­ха; есте­ствен­ные и не­от­тор­жи­мые права  — это ри­то­ри­че­ская, воз­вы­шен­ная че­пу­ха, че­пу­ха на хо­ду­лях <…> Из всех этих прав, ка­ки­ми бы они ни были, нет, ка­жет­ся, ни од­но­го, ко­то­рое го­су­дар­ству раз­ре­ша­лось бы от­ме­нить хотя бы ча­стич­но в каких-либо осо­бых об­сто­я­тель­ствах. <…> [Но в дей­стви­тель­но­сти] не су­ще­ству­ет та­ко­го права, ко­то­рое не долж­но быть ан­ну­ли­ро­ва­но, когда его от­ме­на ока­зы­ва­ет­ся вы­год­на об­ще­ству». (Иере­мия Бен­там).

Кто из клас­си­ков ев­ро­пей­ской по­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии под­дер­жи­вал идею о том, что су­ще­ству­ют есте­ствен­ные и не­от­тор­жи­мые права че­ло­ве­ка? Как атака И. Бен­та­ма на эту кон­цеп­цию свя­за­на с раз­ви­ва­е­мой им мо­раль­ной фи­ло­со­фи­ей? Со­глас­ны ли Вы с его по­зи­ци­ей или нет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 3. Дит­рих Бонхёффер писал: «Ка­че­ство  — за­кля­тый враг омас­со­в­ле­ния. В со­ци­аль­ном от­но­ше­нии это озна­ча­ет отказ от по­го­ни за по­ло­же­ни­ем в об­ще­стве, раз­рыв со вся­ко­го рода куль­том звезд, не­пред­взя­тый взгляд как вверх, так и вниз (осо­бен­но при вы­бо­ре уз­ко­го круга дру­зей), ра­дость от част­ной, со­кро­вен­ной жизни, но и му­же­ствен­ное при­я­тие жизни об­ще­ствен­ной. С по­зи­ции куль­ту­ры опыт ка­че­ства озна­ча­ет воз­врат от газет и радио к книге, от спеш­ки к до­су­гу и ти­ши­не, от рас­се­я­ния к кон­цен­тра­ции, от сен­са­ции к раз­мыш­ле­нию, от иде­а­ла вир­ту­оз­но­сти  — к ис­кус­ству, от сно­биз­ма  — к скром­но­сти, от не­до­стат­ка чув­ства меры  — к уме­рен­но­сти. Ко­ли­че­ствен­ные свой­ства спо­рят друг с дру­гом, ка­че­ствен­ные – друг друга до­пол­ня­ют.»

Со­глас­ны ли вы с ним? Как, на ваш взгляд, со­от­но­сят­ся по­ня­тия «ко­ли­че­ствен­ных» и «ка­че­ствен­ных» свойств в куль­ту­ре? Какие внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия со­дер­жат­ся в этих по­ня­ти­ях? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­жде чем пи­сать эссе, вни­ма­тель­но про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, по­ду­май­те, о чём оно, на что особо об­ра­ща­ет вни­ма­ние его автор. При­ведённое вы­ска­зы­ва­ние  — это тезис, пред­став­ля­ю­щий собой ос­нов­ную мысль эссе, ко­то­рую сле­ду­ет ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­вать.

Про­ду­май­те струк­ту­ру своей ра­бо­ты, опре­де­ли­тесь с ар­гу­мен­та­ми в под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние Ваших от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы. Пи­ши­те эссе, рас­кры­вая смысл при­ведённых слов. Не за­будь­те сде­лать вывод  — тогда ваше эссе будет ло­ги­че­ски за­вер­ше­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииДе­та­ли­за­ция Баллы Сумма
Тема по­ня­та адек­ват­но, учте­ны со­про­вож­да­ю­щие во­про­сыЕсли тема не по­ня­та ав­то­ром или про­ин­тер­пре­ти­ро­ва­на со­вер­шен­но не­пра­виль­но (грубо про­игно­ри­ро­ва­но объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние и ло­ги­че­ская струк­ту­ра вы­бран­но­го вы­ска­зы­ва­ния, не учте­ны со­про­вож­да­ю­щие его на­во­дя­щие во­про­сы), осталь­ные кри­те­рии при про­вер­ке дан­ной ра­бо­ты не учи­ты­ва­ют­ся
1.  Уро­вень по­ни­ма­ния и рас­кры­тия темы1.1.  Пол­но­та рас­кры­тия темы (на­ли­чие адек­ват­ных ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных от­ве­тов на все по­став­лен­ные во­про­сы)8Не более 14
1.2.  Глу­би­на рас­кры­тия темы: вы­де­ле­ние раз­лич­ных ас­пек­тов и уров­ней про­бле­мы, на­ли­чие раз­лич­ных под­хо­дов к ее ре­ше­нию 6
1.3.  По­ни­ма­ние идей­ных ис­то­ков про­бле­мы и ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста3
1.4.  Со­от­не­се­ние темы с кон­тек­стом со­вре­мен­но­сти3
2.  Вла­де­ние тео­ре­ти­че­ским и фак­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по теме*2.1.  Адек­ват­ное при­ме­не­ние кон­цеп­ту­аль­но­го ап­па­ра­та (кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, тер­ми­нов, клас­си­фи­ка­ций, от­но­ся­щих­ся к теме)5Не более 13
2.2.  Зна­ние ос­нов­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию об­суж­да­е­мой про­бле­мы и ее от­дель­ных ас­пек­тов, на­ли­чие ссы­лок на взгля­ды из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей по дан­ной теме7
2.3.  На­ли­чие и ре­ле­вант­ность эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла тео­ре­ти­че­ским под­хо­дам, при­ме­ня­е­мым в эссе5
3.  Эру­ди­ция*3.1.  Эру­ди­ция44
4.  Ло­ги­че­ская кор­рект­ность (на уров­не от­дель­ных смыс­ло­вых бло­ков)*4.1.  Обос­но­ван­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и по­сле­до­ва­тель­ность рас­суж­де­ний, от­сут­ствие про­бе­лов в ар­гу­мен­та­ции и не­оправ­дан­ных от­ступ­ле­ний, ме­то­до­ло­ги­че­ская гра­мот­ность55
5.  Твор­че­ский под­ход5.1.  Ори­ги­наль­ность и глу­би­на мыш­ле­ния3Не более 8
5.2.  Вы­яв­ле­ние ши­ро­ких и не­ожи­дан­ных вза­и­мо­свя­зей, в том числе меж­дис­ци­пли­нар­но­го ха­рак­те­ра5
5.3.  На­ли­чие ре­флек­сии по по­во­ду соб­ствен­но­го под­хо­да, осо­зна­ние его тео­ре­ти­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских гра­ниц4
6.  Навык ор­га­ни­за­ции ака­де­ми­че­ско­го тек­ста, куль­ту­ра пись­ма6.1.  Струк­ту­ри­ро­ван­ность тек­ста в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми ака­де­ми­че­ско­го пись­ма, на­ли­чие в тек­сте сквоз­но­го смыс­ла (ста­вит­ся в слу­чае на­ли­чия в тек­сте не­сколь­ких смыс­ло­вых линий)4Не более 6
6.2.  Вывод адек­ват­но ре­зю­ми­ру­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния, обос­но­ван­ные в тек­сте3
6.3.  Гра­мот­ность, стиль, вы­ра­зи­тель­ность языка2
Итого50

 

* Не учи­ты­ва­ет­ся в слу­чае не­ре­ле­вант­но­сти (в том числе, в слу­чае сме­ше­ния тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня ана­ли­за про­бле­мы с жи­тей­ским, под­ме­ны фак­то­фик­си­ру­ю­щих те­зи­сов субъ­ек­тив­ны­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, до­ка­за­тель­ных при­ме­ров ил­лю­стра­ци­я­ми и т. п.)

Кодификатор:
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие куль­ту­ры. Формы и раз­но­вид­но­сти куль­ту­ры;
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие об­ще­ствен­но­го про­грес­са.