Всего: 1000 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Напишите эссе на одну из предложенных тем (50 баллов).
Политология
1) Карл Шмитт в своей работе «О духе парламентаризма» противопоставлял между собой принципы парламентаризма и демократии: «Положение парламентаризма в наши дни столь критично, потому что развитие современной массовой демократии сделало публичную дискуссию с использованием аргументов пустой формальностью. […] Партии […] в наши дни больше не противостоят друг другу как мнения в дискуссии, они выступают как социальные или хозяйственные силовые группы […]»
Какие еще принципы могут находиться в противоречии, если сравнивать между собой демократию и парламентаризм? Может ли демократия существовать без принципов парламентаризма? Какие примеры Вы можете привести?
Социология
2) Русско-американский социолог П. А. Сорокин в «Социологическом этюде об основных формах общественного поведения и морали» писал: «Как бы разнообразны ни были те определения, посредством которых социология характеризует сущность социального или надорганического явления, – все они имеют нечто общее, а именно, что социальное явление – объект социологии – есть прежде всего взаимодействие тех или иных центров или взаимодействие, обладающее специфическими признаками. Принцип взаимодействия лежит в основе этих определений, все они в этом пункте согласны, и различия наступают уже в дальнейшем – в определении характера и форм этого взаимодействия».
Как данное высказывание характеризует предмет социологии как науки? Согласны ли вы с тезисом Сорокина? Существуют ли другие определения предмета социологии, радикально отличающиеся от приведенного? Подтвердите свою позицию анализом известных вам социологических теорий. Какого рода взаимодействия изучает социология?
Каковы наиболее существенные признаки социальных взаимодействий? Охарактеризуйте их, используя теоретические и фактические аргументы.
Философия
3) Демокрит утверждал: «Совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего».
Как вы понимаете этический смысл этого утверждения? Согласны ли вы с ним? В каких случаях и в каком смысле первый «несчастнее» второго? Не является ли само это утверждение несправедливым? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Спрос и предложение на рынке картофеля описываются следующими уравнениями:
Qd = 1000 – 5 · P
Qs = −300 + 8 · P
Правительство решает поддержать производителей картофеля и вводит субсидию на производство. Размер субсидии равен S = 24,375 тыс. песо за одну тонну картофеля.
а) Какую общую сумму выплатит правительство производителям картофеля в форме субсидии?
б) Как повлияет введение субсидии для производителя на потребителей?
Обоснуйте свой ответ и приведите соответствующие расчеты для каждого вопроса.
Задание по праву (10 баллов).
Когда родители в очередной раз сделали замечание своему 15-ти летнему сыну Андрею, ученику 9-го класса, о необходимости делать домашнее задание вместо того, чтобы злоупотреблять времяпровождением за компьютерными играми, Андрей стал вспоминать в защиту своего поведения все права и свободы человека и гражданина, которые называли на уроке по обществознанию. Он указал, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а к ним относятся: право на достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право не неприкосновенность частной жизни; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (Андрей играл в многопользовательскую игру, где предполагается устное общение и обмен электронными сообщениями с другими игроками); право собираться мирно без оружия (Андрей считал, что раз многопользовательская игра носит миролюбивый характер, значит, у него и других игроков есть такое право); право частной собственности (компьютер родители подарили Андрею на день рождения, а значит, он является его полноправным владельцем и никто, кроме него не может им пользоваться и распоряжаться без его разрешения); право свободно распоряжаться своими способностями к труду (Андрей считал, что раз есть такое право и принудительный труд под запретом, то и домашнее задание по предметам школьной программы он может выполнять, когда захочет); право на жилище, которое неприкосновенно, а значит никто не вправе входить в комнату Андрея без его разрешения.
Оцените с правовой точки зрения действия родителей Андрея и аргументы, заявленные Андреем.
Задание по политологии (10 баллов).
Начинающий журналист качественной газеты написал статью о парламентских выборах
2015 г. в стране В. с давней и признанной традицией представительного и демократического правления, на которых победила партия С., набравшая около 37% голосов всех голосовавших избирателей, но при этом получившая почти 51% мест в парламенте и сформировавшая правительство. Основываясь на этих результатах, журналист сделал вывод, что страна B. не является демократией. Редактор, прочитав статью, отверг вывод начинающего журналиста как ошибочный и предоставил короткое объяснение, с которым журналист согласился, признав свою неправоту.
Как Вы думаете, чем обосновал свое решение редактор? Какие факторы мог не учесть начинающий журналист? О какой избирательной системе идет речь? На какую классическую концепцию демократии ориентировался начинающий журналист?
Задание по социологии (10 баллов).
Часто образованные люди утверждают, что религия исчезает в современном обществе, церковные службы и праздники стали традициями, которым следует небольшое количество людей и они не имеют большого значения, в том числе и практического, для жизни современных людей. Место религии вытесняет наука и светские идеологии. Однако очевидно, что происходящие события говорят об обратном — мусульманство, христианство, иудаизм и другие религии испытывают подъем, возрождение во многих регионах, насчитывают миллионы верующих, вдохновляют на разные действия, в том числе подвиги и преступления. Иногда встречаются «интересные» люди, которые, занимаясь наукой, или будучи, к примеру врачами, являются верующими, ходят в церковь, воспитывают детей соответствующим образом.
Как Вы можете охарактеризовать и объяснить данное противоречие с помощью известным Вам социологических теорий и понятий? Кратко аргументируйте свой ответ.
Задание по философии (10 баллов).
Студенты Кирилл и Мефодий прогуляли лекцию профессора Крестовоздвиженского по русской философии XIX−XX вв. Они даже не имели ни малейшего понятия, о чем на ней шла речь. Профессор случайно наткнулся на них в коридоре и потребовал объяснить причину отсутствия. К сожалению, уважительной причины у них не нашлось. Тогда профессор попросил хотя бы назвать мыслителя, которому была посвящена его лекция.
Он дал им список возможных вариантов:
1) Николай Гаврилович
2) Николай Александрович
3) Павел Александрович
4) Лев Николаевич
5) Федор Михайлович
6) Лев Гаврилович
7) Николай Николаевич
Последовало тягостное молчание. Для облегчения задачи профессор объявил, что даст им по одной подсказке: Кириллу шепнет имя, а Мефодию — отчество загаданного мыслителя.
После того, как каждый услышал свою подсказку, Кирилл с грустью признался:
— Я не знаю, но уверен, что и Мефодий не знает.
— Я действительно не знал, но теперь знаю, — сказал Мефодий после некоторого размышления.
— Теперь и я знаю! — взбодрился Кирилл.
Известно, что эти студенты всегда говорят только правду.
1) Определите имя и отчество загаданного мыслителя. Обоснуйте свой ответ.
2) Объясните, как студенты пришли к разгадке.
3) Предположите, какова фамилия этого мыслителя и назовите хотя бы одно его произведение
Напишите эссе на одну из приведенных ниже тем (50 баллов).
Политология
1) В «Двух трактатах о правлении» Джона Локка можно найти следующую цитату: «Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».
Какую знаменитую концепцию происхождения государства характеризует предложенная в тексте задания цитата? Перечислите хотя бы двух философов или мыслителей, которые придерживались тех же взглядов, что и Джон Локк. Проанализируйте и дайте оценку данной теоретической концепции, если необходимо, сравните ее с другими теориями происхождения государства.
Социология
2) Русский социолог М. М. Ковалевский в своем двухтомном труде «Социология» писал, что «Невозможно утверждать, что эволюция всегда идет в направлении излечивания социальных болезней и к увеличению общественного благосостояния; также сложно допустить, что каждая социальная организация есть порядок».
С какими изменениями в социальных отношениях, формах взаимодействия людей и социальных институтов связана эволюция общества? На какое противоречие в развитии общества обращает внимание социолог в своем высказывании? Как Вы думаете, следует ли понимать социальную организацию как порядок, согласие, или же это в большей степени противоречия и конфликты? Аргументируйте свою точку зрения, основываясь на социологических теориях, используйте соответствующие понятия и термины, проиллюстрируйте свои аргументы примерами, содержащими конкретные факты общественной жизни.
Философия
3) Вольтер писал: «Ни на что не годится тот, кто годится только для себя».
Как вы понимаете этический смысл этого утверждения? Согласны ли вы с ним? В каких случаях нравственная ориентация на «самого себя» достаточна, а в каких — нет? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Молодой человек устраивается на работу. Ему предлагают заработную плату 50000 рублей в месяц. Подоходный налог составляет 13%, инфляция за год составила 15%, другие сборы, налоги и обязательные платежи отсутствуют
А) Какую сумму номинального личного располагаемого дохода получит работник за год?
Б) Каков будет номинальный и реальный доход работника в месяц через год?
В) Каков будет номинальный личный располагаемый и реальный личный располагаемый доход работника в месяц через год?
Задание по праву (10 баллов).
Небольшая плотина сдерживает натиск речной воды в течение всего года, кроме периодов наиболее сильных паводков, которые раз в несколько лет приводят к затоплению близлежащей деревни. Во время одного из таких паводков, когда стало очевидно, что плотина не защитит от подъема воды, Сергею, жителю деревни, пришла в голову идея разобрать ближайшее к плотине строение своего соседа — Олега, чтобы из полученных материалов укрепить плотину и предотвратить очевидное и неминуемое наводнение.
Сергей так и сделал. Однако Олегу это не понравилось, и он пригрозил Сергею уголовной ответственностью.
Можно ли признать действия Сергея противоправными и привлечь к уголовной ответственности? Квалифицируйте деяние по действующему законодательству.
Максимально полным образом обоснуйте ответ.
Задание по политологии (10 баллов).
Оцените, насколько корректно приведённое утверждение. Укажите моменты, с которыми вы не согласны, исправьте их, обоснуйте свою позицию. По возможности, укажите, на схему разделения властей какого государства опирался Монтескьё, какие структуры осуществляли ту или иную власть?
В основе широко известной сегодня концепции разделения властей лежит идея смешанного правления, разработанная еще в период Аристотелем. Но какова связь между ними? Ш. Л. Монтескьё, например, выделял исполнительную, законодательную и федеративную ветви власти и считал, что исполнительная власть принадлежит бюрократам, законодательная — в ведении монарха, а федеративная — в ведении обычных граждан. Именно поэтому, разделение властей определенным образом укоренено в социальной структуре общества.
Задание по социологии (10 баллов).
Проанализируйте фрагмент из литературного произведения, описывающий жизнь семьи в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
«Утром Людмила Николаевна провожала мать и мужа на работу, Надю в школу. Первой уходила мать, работавшая химиком в лаборатории знаменитого казанского мыловаренного завода. Проходя мимо комнаты зятя, Александра Владимировна обычно повторяла шутку, услышанную ею от рабочих на заводе: «Хозяевам на работу к шести, а служащим к девяти».
За ней шла в школу Надя, вернее, не шла, а убегала галопом, потому что не было возможности поднять ее вовремя с кровати, — в последнюю минуту она вскакивала, хватала чулки, кофту, книги, тетради, завтракая, давилась чаем, а сбегая по лестнице, наматывала шарф и натягивала пальто.
Когда Виктор Павлович садился завтракать, чайник после ухода Нади уже остывал, и его приходилось наново разогревать. Александра Владимировна сердилась, когда Надя говорила: «Скорей бы вырваться из этой чертовой дыры». Надя не знала, что Державин жил когда-то в Казани, что жили в ней Аксаков, Толстой, Ленин, Зинин, Лобачевский, что Максим Горький работал когда-то в казанской булочной.
— Какое старческое безразличие, — говорила Александра Владимировна, и странно было слышать этот упрек старухи, обращенный к девочке-подростку.
Людмила видела, что мать продолжала интересоваться людьми, новой работой. Одновременно с восхищением перед душевной силой матери в ней жило совсем другое чувство, — как можно было в горе интересоваться гидрогенизацией жиров, казанскими улицами и музеями».
Опишите ситуацию с помощью социологических понятий и терминов. Поясните, почему можно использовать указанные вами термины для описания того или иного феномена. В каждом случае приводите кратко цитату из текста и соответствующее понятие, затем к одному или нескольким понятиям – краткое пояснение. Постарайтесь использовать как можно больше социологических терминов.
Задание по философии (10 баллов).
В одной группе учатся три студента: Петр, Роман и Семен. Каждый из них изучает либо французский, либо немецкий язык. При этом один из них увлекается идеями Декарта, другой любит творчество Вольтера, а третий — Гегеля.
1) Как ни странно, из них только Петр изучает язык, на котором писал его любимый мыслитель.
2) Исследователи Гегеля и Вольтера изучают один и тот же язык.
3) Роман увлекается творчеством одного из французов.
Определите, кто из них какой язык изучает и каким мыслителем увлекается. Обоснуйте свой ответ.
Прочитайте предложенный ниже фрагмент текста и выполните следующие задания:
1) Определите фамилию автора и название произведения, из которого взят фрагмент.
2) Укажите название экономической школы, представителем которой был автор работы.
3) Изложите тезисно основные идеи произведения, из которого взят фрагмент.
4) Перечислите фамилии мыслителей, являвшихся представителями той же экономической школы, что и автор работы.
5) Укажите название экономической школы (сформировалась в 30-е годы XX века), представители которой были оппонентами автора работы.
6) Перечислите фамилии мыслителей, относящихся к экономической школе, указанной в п. 5.
7) Используя предложенные понятия, изложите концепцию экономической школы, указанной в п. 5.
(Понятия: государственное вмешательство, эффект мультипликатора, «основной психологический закон», совокупный спрос, инвестиции, макроэкономическая модель).
8) Напишите развернутый ответ на вопрос: Возможно ли использование основных идей произведения, из которого взят фрагмент, в современных российских условиях? (1. Если участник олимпиады выбирает вариант «возможно», то необходимо раскрыть и доказать возможности реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни. 2. Если участник олимпиады выбирает вариант «невозможно», то необходимо объяснить причины и доказать невозможность реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни).
Общественный порядок, созданный философией Просвещения, утвердил величие «простого» человека. В качестве потребителя «простой» человек был призван определять в конечном итоге, что должно было производиться, в каком количестве и какого качества, кем, как и когда. В качестве избирателя он был суверенен в определении политики своего народа. В докапиталистическом обществе «высшими» были те, кто имел возможность силой подчинить себе более слабых сограждан. Столь энергично порицаемый механизм свободного рынка оставляет открытым только один путь достижения благополучия, а именно успешное обслуживание потребителей наилучшим и самым дешевым способом. Этой «демократии» рынка соответствует в сфере государственных дел система представительной власти. Величие периода между наполеоновскими войнами и первой мировой войной было связано с тем фактом, что социальный идеал, за осуществление которого боролись наиболее выдающиеся люди, был реализован в свободной торговле мирного сообщества свободных народов. Это была эпоха беспрецедентного улучшения уровня жизни быстро растущего населения. Это была эпоха либерализма. В наши дни принципы философии либерализма XIX века почти забыты. В континентальной Европе их помнят лишь немногие. В Англии термин «либерал» в основном употребляется для обозначения программы, которая только деталями отличается от тоталитаризма социалистов. В Соединенных Штатах Америки слово «либерал» означает сегодня набор идей и политических постулатов, которые во всех отношениях противоположны тому, что либерализм означал для предшествующих поколений. Самозваный американский либерал аплодирует всемогуществу правительства и является решительным врагом свободы предпринимательства и защищает всеохватывающее планирование со стороны властей, т. е. социализм. Эти «либералы» рьяно подчеркивают, что они не одобряют диктаторскую политику России не по причине ее социалистического или коммунистического характера, а просто из-за ее империалистических тенденций. Каждая мера, направленная на конфискацию имущества у тех, кто имеет больше среднего уровня, или на ограничение прав владельцев собственности, считается либеральной и прогрессивной. Практически неограниченная дискреционная власть предоставляется правительственным органам, чьи решения не подлежат судебному пересмотру. Немногих честных граждан, осмеливающихся критиковать эту тенденцию к административному деспотизму, называют экстремистами, реакционерами, экономическими роялистами и фашистами. Считается, что свободная страна не должна терпеть политической активности со стороны таких «врагов общества».
Довольно странно, что такие идеи в США считаются специфически американскими и рассматриваются в качестве продолжения принципов и философии английских колонистов, поселившихся в Америке в 1620 году (Pilgrim Fathers), авторов Декларации независимости, Конституции и Федералистских документов. Лишь немногие знают, что эти якобы прогрессивные политические принципы берут начало в Европе. Самым блестящим их выразителем в XIX веке был Бисмарк, политику которого ни один американец не назвал бы прогрессивной и либеральной. Sozialpolitik Бисмарка была представлена в 1881 году, более чем за пятьдесят лет до ее точной копии Нового курса Рузвельта. Наблюдая пробуждение немецкого рейха, в то время наиболее быстро и успешно развивавшейся власти, все индустриальные страны Европы более или менее принимали систему, которая претендовала на то, чтобы служить интересам большинства за счет меньшинства, состоящего из «непримиримых индивидуалистов». Поколение, достигшее избирательного возраста после окончания первой мировой войны, принимало этатизм как должное и презирало свободу как «буржуазный предрассудок». Тридцать пять лет назад я пытался дать краткий обзор идей и принципов социальной философии, когда-то известной под именем либерализма. Я не тешил себя напрасной надеждой, что мое мнение предотвратит неминуемые катастрофы, к которым явно вела политика, принимавшаяся народами Европы. Единственное, чего я хотел достичь, это предоставить возможность небольшому числу думающих людей узнать о целях классического либерализма и его достижениях и таким образом подготовить путь для воскрешения духа свободы после надвигающегося краха.
Прочитайте предложенный ниже фрагмент текста и выполните следующие задания:
1) Определите фамилию автора и название произведения, из которого взят фрагмент.
2) Укажите название экономической школы, представителем которой был автор работы.
3) Изложите тезисно основные идеи произведения, из которого взят фрагмент.
4) Перечислите фамилии мыслителей, являвшихся представителями той же экономической школы, что и автор работы.
5) Укажите название экономической школы (сформировалась в 70-е годы XIX века), представители которой были оппонентами автора работы.
6) Перечислите фамилии мыслителей, относящихся к экономической школе, указанной в п. 5.
7) Используя предложенные понятия, изложите концепцию экономической школы, указанной в п. 5.
(Понятия: предельная полезность, субъективно психологический подход, принцип снижающейся полезности, субъективная и объективная стоимость, государственное вмешательство, соотношение индивида и общества).
8) Напишите развернутый ответ на вопрос: Возможно ли использование основных идей произведения, из которого взят фрагмент, в современных российских условиях? (1. Если участник олимпиады выбирает вариант «возможно», то необходимо раскрыть и доказать возможности реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни. 2. Если участник олимпиады выбирает вариант «невозможно», то необходимо объяснить причины и доказать невозможность реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни).
В некоторых других отношениях вышеизложенная теория является по своим выводам умеренно консервативной. Хотя она и указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе, многие обширные сферы деятельности остаются незатронутыми. Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами. Более того, представляется маловероятным, чтобы влияние банковской политики на норму процента было само по себе достаточно для обеспечения оптимального размера инвестиций. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества. Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо. Кроме того, необходимые меры социализации можно вводить постепенно, не ломая установившихся традиций общества. Наша критика общепринятой классической экономической теории заключалась не столько в отыскании логических изъянов ее анализа, сколько в установлении того факта, что ее молчаливые предпосылки редко или даже никогда не бывают убедительны и что она не может разрешить экономических проблем реальной жизни. Но если наша система централизованного контроля приведет к установлению общего объема производства, настолько близкого к полной занятости, насколько это вообще возможно, то с этого момента классическая теория вновь обретет силу. Если принять объем продукции за величину данную, т. е. определяемую факторами, лежащими вне классической схемы мышления, тогда не будет возражений против классического анализа того способа, посредством которого частные эгоистические интересы определяют, что именно должно быть произведено, в каких пропорциях нужно для этого соединить факторы производства и как распределить между ними стоимость конечного продукта. И еще: если уж мы разрешили по-иному проблему бережливости, то не будет возражений против современной классической теории в отношении степени совместимости между собой частных и общественных интересов в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Таким образом, помимо необходимости централизованного контроля для достижения согласованности между склонностью к потреблению и побуждением инвестировать, имеется не больше оснований для социализации экономической жизни, чем прежде. Конкретно говоря, я не вижу оснований полагать, что существующая система плохо использует те факторы производства, которые она вообще использует. Конечно, случаются просчеты в предвидении, но их не избежать и при централизованном принятии решений. Когда из 10 млн. желающих и способных работать людей занято 9 млн., то у нас нет данных утверждать, что труд этих 9 млн. используется неправильно. Претензии к нынешней системе состоят не в том, что труд этих 9 млн. людей должен использоваться для выполнения других задач, а в том, что нужно найти работу еще одному миллиону человек. Именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной.