Прочитайте предложенный ниже фрагмент текста и выполните следующие задания:
1) Определите фамилию автора и название произведения, из которого взят фрагмент.
2) Укажите название экономической школы, представителем которой был автор работы.
3) Изложите тезисно основные идеи произведения, из которого взят фрагмент.
4) Перечислите фамилии мыслителей, являвшихся представителями той же экономической школы, что и автор работы.
5) Укажите название экономической школы (сформировалась в 70-е годы XIX века), представители которой были оппонентами автора работы.
6) Перечислите фамилии мыслителей, относящихся к экономической школе, указанной в п. 5.
7) Используя предложенные понятия, изложите концепцию экономической школы, указанной в п. 5.
(Понятия: предельная полезность, субъективно психологический подход, принцип снижающейся полезности, субъективная и объективная стоимость, государственное вмешательство, соотношение индивида и общества).
8) Напишите развернутый ответ на вопрос: Возможно ли использование основных идей произведения, из которого взят фрагмент, в современных российских условиях? (1. Если участник олимпиады выбирает вариант «возможно», то необходимо раскрыть и доказать возможности реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни. 2. Если участник олимпиады выбирает вариант «невозможно», то необходимо объяснить причины и доказать невозможность реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни).
В некоторых других отношениях вышеизложенная теория является по своим выводам умеренно консервативной. Хотя она и указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе, многие обширные сферы деятельности остаются незатронутыми. Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами. Более того, представляется маловероятным, чтобы влияние банковской политики на норму процента было само по себе достаточно для обеспечения оптимального размера инвестиций. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества. Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо. Кроме того, необходимые меры социализации можно вводить постепенно, не ломая установившихся традиций общества. Наша критика общепринятой классической экономической теории заключалась не столько в отыскании логических изъянов ее анализа, сколько в установлении того факта, что ее молчаливые предпосылки редко или даже никогда не бывают убедительны и что она не может разрешить экономических проблем реальной жизни. Но если наша система централизованного контроля приведет к установлению общего объема производства, настолько близкого к полной занятости, насколько это вообще возможно, то с этого момента классическая теория вновь обретет силу. Если принять объем продукции за величину данную, т. е. определяемую факторами, лежащими вне классической схемы мышления, тогда не будет возражений против классического анализа того способа, посредством которого частные эгоистические интересы определяют, что именно должно быть произведено, в каких пропорциях нужно для этого соединить факторы производства и как распределить между ними стоимость конечного продукта. И еще: если уж мы разрешили по-иному проблему бережливости, то не будет возражений против современной классической теории в отношении степени совместимости между собой частных и общественных интересов в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Таким образом, помимо необходимости централизованного контроля для достижения согласованности между склонностью к потреблению и побуждением инвестировать, имеется не больше оснований для социализации экономической жизни, чем прежде. Конкретно говоря, я не вижу оснований полагать, что существующая система плохо использует те факторы производства, которые она вообще использует. Конечно, случаются просчеты в предвидении, но их не избежать и при централизованном принятии решений. Когда из 10 млн. желающих и способных работать людей занято 9 млн., то у нас нет данных утверждать, что труд этих 9 млн. используется неправильно. Претензии к нынешней системе состоят не в том, что труд этих 9 млн. людей должен использоваться для выполнения других задач, а в том, что нужно найти работу еще одному миллиону человек. Именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной.
1) Джон Мейнард Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег».
2) Кейнсианство.
3) Тезисы:
1. Капиталистическая экономика основана не только на обмене товара на товар, она опосредована обменом денег.
2. Денежный фактор играет весьма активную самостоятельную роль: накапливая денежные знаки, осуществляя функцию сбережения, экономические агенты сокращают совокупный объем платежеспособного спроса. Таким образом, может возникнуть и реально возникает общее перепроизводство.
3. Объем производства национального дохода, а также его динамика определяются непосредственно не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами эффективного (платежеспособного) спроса.
4. С увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается «стремление к сбережениям».
5. Психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.
6. Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции, т. е. увеличением производственного потребления, ростом спроса на средства производства.
7. Общий объем инвестиций играет решающую роль в определении размеров занятости.
8. Объем инвестиций зависит от побуждения к инвестициям. Предприниматель расширяет инвестиции до тех пор, пока снижающаяся «предпринимательская эффективность» капитала (рентабельность, измеряемая нормой прибыли) упадет до уровня процента. Источник трудностей заключается в том, что, рентабельность капитала снижается, а уровень процента сохраняет устойчивость. Это создает узкие границы для новых инвестиций и, следовательно, для роста занятости.
9. Снижение «предельной эффективности капитала» объясняется увеличением массы капитала, а также психологией капиталистов-предпринимателей, их «склонностью» терять веру в будущие доходы.
10. Общий объем занятости определяется не от движения заработной платы, а от уровня производства «национального дохода» , т. е. от эффективного совокупного спроса на потребительские и капитальные блага. Последний же, имеет тенденцию к отставанию, к неуравновешенности, что делает полную занятость в условиях капитализма явлением исключительным.
11. Самая разумная политика заключается в поддержании стойкого общего уровня денежной заработной платы .
12. При капитализме не существует ни одноного механизма, который бы гарантировал полную занятость.
13. Деньги рассматриваются как один из типов богатства и делается утверждение, что та часть портфелей активов, которую экономические агенты желают сохранять в виде денег, зависит от того, насколько высоко они оценивают свойство ликвидности. Поэтому и кейнсианскую теорию спроса на деньги называют теорией «преимущества ликвидности».
14. Экономические агенты, покупая активы, отдают преимущество более ликвидным из-за опасений значительных финансовых затрат за счет снижения деловой активности.
15. Спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой ссудного процента: спрос на деньги постепенно увеличивается с падением нормы ссудного процента на рынке ценных бумаг.
16. Дж. М. Кейнс был сторонником присутствия большого количества денег в обращении, что, по его мнению, мало влияло на снижение процентной ставки.
17. Высокий процент является препятствием для преобразования денежных ресурсов в инвестиции.
18. Концепция дефицитного финансирования, или искусственного накачивания денег в экономику, создание «новых денег» , которое являются дополнением к общему потоку затрат и, тем самым, компенсирует недостаточный спрос, занятость и ускоряет увеличение национального дохода.
19. Основным стратегическим направлением экономической политики государства должна стать поддержка инвестиционной деятельности, содействие максимальному преобразованию сбережений в капиталовложения.
20. Чтобы преодолеть основную слабость капиталистической экономики — недостаточную склонность к инвестированию — государство обязано не только создать наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности предпринимателей (снижение нормы процента, дефицитное финансирования инфляционного роста цен и др.), но и взять на себя функции непосредственного инвестора.
21. Важнейшими мероприятиями, способными компенсировать отставание спроса, активизировать «склонность к потреблению», Кейнс называет также фискальную политику, которая регулирует размеры чистых налогов и государственных закупок.
22. Теория мультипликатора и мультипликативный эффект.
4) Представители кейнсианства:
1. Пол Энтони Самуэльсон;
2. Джоан Вайолет Робинсон;
3. Рой Харрод;
4. Элвин Хансен;
5. Джон Ричард Хикс;
6. Франко Модильяни;
7. Евсей Домар;
8. Николас Калдор;
9. Михаль Калецки;
10. Роберт Уэйн Клауэр.
5) Австрийская экономическая школа (Венская школа)
6) Представители австрийской экономической школы:
1. Карл Менгер, Теодор Герцка;
2. Ойген фон Бем- Баверк, Фридрих фон Визер, Ойген фон Филиппсберг, Эмиль Закс;
3. Карл Шлезингер, Х.Майер, Рихард фон Штригль, Бенджамин Андерсон, Фрэнк Феттер;
4. Фридрих Август фон Хайек; Оскар Моргенштерн, Фриц Махлуп, Пауль Розенштейн-Родан, Готфрид фон Хаберлер, Генри Хэзлитт, Фридрих Лутц, Феликс Кауфманн;
5. Мюррей Ротбард, Израэль Кирцнер, Людвиг Лахманн, Джордж Шекл;
6. Ганс- Герман Хоппе, Йорг Гвидо Хюльсман, Хесус Уэрта де Сото, Питер Беттке, Крис Койне, Стивен Хорвиц, Питер Лисон, Фредерик Сотэ, Роджер Гаррисон.
7) Концепция представителей Австрийской экономической школы. Австрийская экономическая школа сформировалась в 70-е годы XIX века. Ее основателем считается Карл Менгер, профессор Венского университета. Он сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Другой представитель австрийской школы — Ф. Визер развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской школы признан Е. Бем-Баверк, профессор Венского университета, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента.
Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно психологический подход. В противовес марксистской теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости.
Согласно этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага. При разработке теории предельной полезности австрийцы использовали уже имевшиеся в научном обороте определения стоимости через полезность вещи (определения потребительской стоимости). В частности, это законы, сформулированные в середине XIX в. Г. Госсеном и опиравшиеся на гедонистическую концепцию.
Специально отметим, что, рассматривая влияние предельной полезности на процесс ценообразования, Менгер имел в виду рынок с фиксированной величиной товара. В этих условиях ценность того или иного товара (блага) ставится в зависимость исключительно от спроса, который изменяется в зависимости от предельной полезности этих благ. Это послужило Менгеру основанием для формулирования принципа снижающейся полезности: согласно ему, стоимость однородного блага определяется той наименьшей стоимостью, которой обладает последняя единица запаса. Он полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы в запасе блага. Если первые единицы блага удовлетворяют жизненно важные потребности индивида (это соответствует сильной степени наслаждения), то последняя единица блага из наличного запаса удовлетворяет наименее важную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную стоимость предыдущих единиц. Важно отметить, что Менгер создал теорию, раскрывающую проблему отношения между благами (товарами) и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага (товара) внутри иерархии благ.
При этом принцип предельной полезности был разработан применительно к анализу индивидуального потребления в натуральном, изолированном хозяйстве (принцип робинзонады). Выделив факторы, определяющие предельную полезность, Менгер снимает вопрос о влиянии на нее со стороны цен. Таким образом, его схема действовала в условиях существования совокупности натуральных хозяйств, обменивающихся излишками продукции, и не могла быть теоретической моделью, которая адекватно отражает реалии товарного капиталистического хозяйства.
Поэтому попытка Менгера использовать принцип предельной полезности в исследовании товарного производства оказалась безуспешной. Несколько отличную концепцию ценообразования сформулировал Бем-Баверк. В попытке преодолеть противоречивость позиции Менгера он стал различать субъективную и объективную стоимости. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем. Причем верхняя,
максимальная граница изменений рыночной цены какого- либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти за установленный предел она не может, т. к. покупатель тем самым подорвет свое благосостояние, что противоречит принципу рационального поведения хозяйствующего субъекта. Нижняя минимальная граница цены определяется через субъективную оценку полезности данного товара его продавцом. В соответствии с принципом рационального поведения субъекта она также не может перейти своей границы. Тем самым рыночная цена товара будет колебаться в пределах максимальной и минимальной цен и в результате установится в ходе столкновения и примирения интересов обоих сторон.
Следует отметить, что модель Бем-Баверка вполне применима к покупателю, который в реальных условиях действительно руководствуется рациональными соображениями. Однако она не работает по отношению к продавцу, находящемуся в реальных условиях развитого товарного хозяйства.
Продавец, собственник товара и производитель его, может руководствоваться при определении цены принципом предельной полезности, сбывая на рынке лишь излишки товара. Следовательно, продавец должен вести натуральное хозяйство.
Объективная ценность, по Бем-Баверку это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Введение данной категории поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении. Поэтому БемБаверком вводится понятие предельной полезности денег, которое соизмеряется с суммой предельной полезности товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода.
Логический переход австрийцев к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев приводили к заключению: предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами.
Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда основного его источника. Итак, австрийская школа не смогла создать абстрактную модель ценообразования, которая адекватно отражала бы реальные условия развитого товарного хозяйства. Вместе с тем нельзя не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязи потребительской стоимости (полезности) и стоимости.
Соотношения платежеспособного спроса и цен, которые были поставлены австрийцами, прочно вошли в сферу экономических исследований.
Молодая австрийская школа знаменита не достижениями в области экономической теории, которые обнаруживаются только при достаточно сильном углублении в детали и частные вопросы, а темпераментной пропагандой либерализма: яркими книгами в пользу свободы и против государственного вмешательства в экономику.
Самыми выдающими в плеяде «новых австрийцев» были Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Первый доказывал, что любое государственное вмешательство в экономику ведет к паразитической бюрократизации всей общественной жизни, а второй пошел дальше своего учителя и написал несколько бестселлеров, разоблачающих государственное регулирование как прямую дорогу к рабству.
Все представители молодой (младшей) школы (особенно Хайек) утверждали, что строят свои теории на менгеровском фундаменте, отказываясь от всех новаций его непоследовательных учеников. Но на самом деле, «молодые» ушли от теорий Менгера гораздо дальше своих предшественников — старых (классических) австрийцев. Из всех доктрин австрийской школы «молодежь» отбирала и выпячивала лишь то, что способствовало «делу свободы» и препятствовало государственному регулированию. Даже ключевая для австрийской теория предельной полезности Мизесом и Хайеком была взята на вооружение только в качестве хорошего аргумента в пользу свободы и разнообразия мнений.
Мизес называл государственное вмешательство в хозяйственную жизнь нарушением естественных процессов, вытекающих из свободолюбивой природы человека. А в качестве предельной противоестественности рассматривал социализм, находя его «логически и практически неосуществимым».
У центральных властей (планирующих органов), по мнению Мизеса, после нарушения естественного ценообразования не останется никаких объективных критериев определения силы и содержания потребностей простых людей. Значит, все ресурсы такая власть будет распределять вслепую, что приведет к перепроизводству ненужного барахла и дефициту всего остального, а также чудовищному несоответствию качества продуктов запросам потребителей. Коротко говоря, господство планирующей бюрократии порождает катастрофический хаос.
Мизес противился даже таким формам государственного вмешательства, как расширение системы социального страхования, увеличение пособий по безработице, сокращение рабочего дня, создание бесплатных школ и больниц. По его мнению, ничего кроме дармоедства такая псевдогуманность породить не может.
Единственное, что, по его мнению, должно делать государство — защищать свободный конкурентный рынок от всех форм насильственного и монополистического вмешательства, поощряя тем самым частную инициативу. Для этого нужны строгие и стабильные законы, однозначно определяющие правила игры на рынке.
Хайек яростно боролся не только с социализмом, но и с новомодной экономической теорией кейнсианством. Он призывал анализировать реально воспринимаемую каждым «волю индивида», а не некие сверхчувственные «воли единств (совокупностей, агрегатных величин)», каковые, по его мнению, воспринять органами чувств невозможно. Иными словами, существуют только индивидыкирпичики, а составленное из них общество самостоятельного значения не имеет, поскольку нет ничего, что можно назвать волей общества.
Да и вообще Хайек был абсолютно уверен, что никаких объективных (сверхиндивидуальных) факторов, влияющих на определение стоимости, не существует. Для него вся экономика — это столкновение индивидуальных устремлений. А все, что сверх того, — выдумки богословов, философов, коммунистов, нацистов и иных мистификаторов, склонных порабощать, навязывая окружающим собственную волю под видом чего-то более ценного, чем воля отдельного человека. Подобное навязывание Хайек и призывал решительно пресекать, как и любые другие формы насилия — дабы ничто не мешало индивидуумам стремиться к «личной выгоде» и достигать ее на условиях взаимности, в том числе посредством обмена менее ценного на более ценное.
8) Базовый тезис: Настоящий либерализм – это не только и даже не столько экономическая теория. Мы имеем дело с очень серьезным социокультурным учением и комплексным цивилизационным проектом.
При выборе позитивной позиции участники олимпиады могут аргументировать возможность реализации идей, сформулированных в следующих тезисах. При выборе негативной позиции участники олимпиады могут аргументировать невозможность реализации идей, сформулированных в следующих тезисах. Предложенные тезисы и их формулировки носят примерный характер, поэтому если в работе участник олимпиады использует свои аргументы, соответствующие по смыслу приведенным в ключе, то они так же засчитываются как верные.
Тезисы:
Экономическая сфера:
1. Необходимость государственного вмешательства и регулирования.
2. Отсутствие экономического равновесия.
3. Невозможность ликвидации экономической неустойчивости самим рынком.
4. Регулирование безработицы.
5. Специфика предпринимательства в условиях реализации кейнсианских идей.
6. Приоритеты направлений экономического развития.
Политическая сфера:
1. Усиление роли государства.
2. Проблема существования гражданского общества и правового государства в условиях реализации кейнсианских идей.
3. Ротация политических элит.
4. Вопросы взаимодействия государства и крупного промышленного и финансового капитала.
5. Кейнсианство и политическая власть.
Социальная сфера:
1. Решение проблемы социального неравенства;
2. Социальные причины экономических трений;
3. Безработица как социальный феномен
4. Специфика социальной мобильности.
5. Социальные конфликты и особенности их разрешения.
Духовная сфера:
1. Формирование идеологии в условиях реализации кейнсианских рецептов.
2. Влияние кейнсианства на мораль.
3. Связь кейнсианства и религии.
4. Идеи кейнсианства в воспитании молодежи.
5. Влияние кейнсианства на культуру.