Прочитайте предложенный ниже фрагмент текста и выполните следующие задания:
1) Определите фамилию автора и название произведения, из которого взят фрагмент.
2) Укажите название экономической школы, представителем которой был автор работы.
3) Изложите тезисно основные идеи произведения, из которого взят фрагмент.
4) Перечислите фамилии мыслителей, являвшихся представителями той же экономической школы, что и автор работы.
5) Укажите название экономической школы (сформировалась в 30-е годы XX века), представители которой были оппонентами автора работы.
6) Перечислите фамилии мыслителей, относящихся к экономической школе, указанной в п. 5.
7) Используя предложенные понятия, изложите концепцию экономической школы, указанной в п. 5.
(Понятия: государственное вмешательство, эффект мультипликатора, «основной психологический закон», совокупный спрос, инвестиции, макроэкономическая модель).
8) Напишите развернутый ответ на вопрос: Возможно ли использование основных идей произведения, из которого взят фрагмент, в современных российских условиях? (1. Если участник олимпиады выбирает вариант «возможно», то необходимо раскрыть и доказать возможности реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни. 2. Если участник олимпиады выбирает вариант «невозможно», то необходимо объяснить причины и доказать невозможность реализации идей произведения в каждой из сфер общественной жизни).
Общественный порядок, созданный философией Просвещения, утвердил величие «простого» человека. В качестве потребителя «простой» человек был призван определять в конечном итоге, что должно было производиться, в каком количестве и какого качества, кем, как и когда. В качестве избирателя он был суверенен в определении политики своего народа. В докапиталистическом обществе «высшими» были те, кто имел возможность силой подчинить себе более слабых сограждан. Столь энергично порицаемый механизм свободного рынка оставляет открытым только один путь достижения благополучия, а именно успешное обслуживание потребителей наилучшим и самым дешевым способом. Этой «демократии» рынка соответствует в сфере государственных дел система представительной власти. Величие периода между наполеоновскими войнами и первой мировой войной было связано с тем фактом, что социальный идеал, за осуществление которого боролись наиболее выдающиеся люди, был реализован в свободной торговле мирного сообщества свободных народов. Это была эпоха беспрецедентного улучшения уровня жизни быстро растущего населения. Это была эпоха либерализма. В наши дни принципы философии либерализма XIX века почти забыты. В континентальной Европе их помнят лишь немногие. В Англии термин «либерал» в основном употребляется для обозначения программы, которая только деталями отличается от тоталитаризма социалистов. В Соединенных Штатах Америки слово «либерал» означает сегодня набор идей и политических постулатов, которые во всех отношениях противоположны тому, что либерализм означал для предшествующих поколений. Самозваный американский либерал аплодирует всемогуществу правительства и является решительным врагом свободы предпринимательства и защищает всеохватывающее планирование со стороны властей, т. е. социализм. Эти «либералы» рьяно подчеркивают, что они не одобряют диктаторскую политику России не по причине ее социалистического или коммунистического характера, а просто из-за ее империалистических тенденций. Каждая мера, направленная на конфискацию имущества у тех, кто имеет больше среднего уровня, или на ограничение прав владельцев собственности, считается либеральной и прогрессивной. Практически неограниченная дискреционная власть предоставляется правительственным органам, чьи решения не подлежат судебному пересмотру. Немногих честных граждан, осмеливающихся критиковать эту тенденцию к административному деспотизму, называют экстремистами, реакционерами, экономическими роялистами и фашистами. Считается, что свободная страна не должна терпеть политической активности со стороны таких «врагов общества».
Довольно странно, что такие идеи в США считаются специфически американскими и рассматриваются в качестве продолжения принципов и философии английских колонистов, поселившихся в Америке в 1620 году (Pilgrim Fathers), авторов Декларации независимости, Конституции и Федералистских документов. Лишь немногие знают, что эти якобы прогрессивные политические принципы берут начало в Европе. Самым блестящим их выразителем в XIX веке был Бисмарк, политику которого ни один американец не назвал бы прогрессивной и либеральной. Sozialpolitik Бисмарка была представлена в 1881 году, более чем за пятьдесят лет до ее точной копии Нового курса Рузвельта. Наблюдая пробуждение немецкого рейха, в то время наиболее быстро и успешно развивавшейся власти, все индустриальные страны Европы более или менее принимали систему, которая претендовала на то, чтобы служить интересам большинства за счет меньшинства, состоящего из «непримиримых индивидуалистов». Поколение, достигшее избирательного возраста после окончания первой мировой войны, принимало этатизм как должное и презирало свободу как «буржуазный предрассудок». Тридцать пять лет назад я пытался дать краткий обзор идей и принципов социальной философии, когда-то известной под именем либерализма. Я не тешил себя напрасной надеждой, что мое мнение предотвратит неминуемые катастрофы, к которым явно вела политика, принимавшаяся народами Европы. Единственное, чего я хотел достичь, это предоставить возможность небольшому числу думающих людей узнать о целях классического либерализма и его достижениях и таким образом подготовить путь для воскрешения духа свободы после надвигающегося краха.
1) Людвиг фон Мизес, «Либерализм» или «Либерализм в классической традиции»
2) Австрийская экономическая школа (Венская школа)
3) Тезисы:
3.1. Стремление к свободе есть основополагающий принцип общества.
3.2. Быть свободным − значит, не встречать препятствий и затруднений в своих мирных экономических занятиях и устремлениях.
3.3. Неизменная ориентация человека на осуществление индивидуальной свободы во всех ее проявлениях.
3.4. Господство в теории и практике экономического постулата laissez-faire, т. е. ничем не ограничиваемая частная собственность на средства производства и саморегулирующиеся рынки, не нарушаемые политическим вмешательством.
3.5. Система частной собственности, обычно называемая капитализмом, является единственной возможной социальной и экономической системой
3.6. Идеи правят миром.
3.7. «Либерализм» означает больше, чем только экономическая свобода.
3.8. Система свободного рынка существует в течение длительного времени и доказала свою эффективность.
3.9. Либерализм не страдает сосредоточенностью на стремлении к увеличению производства и материального благосостояния, а потому не игнорирует духовные потребности человека.
3.10. Капитализм не является системой, устроенной по существу так, чтобы благоприятствовать богатым и владеющим собственностью людям за счет других классов.
3.11. Конкурентная рыночная экономика по самой своей природе способствует сохранению мира между народами и не склонна провоцировать войны.
3.12. Частная собственность является «необходимым реквизитом цивилизации и материального благосостояния», а ее социальная функция заключается в том, что она способствует оптимальному использованию ресурсов и обеспечивает суверенитет потребителей.
3.13. усиление роли государства неизбежно приведет к усилению роли бюрократии.
3.14. Только свободный рынок соответствует основным принципам демократии.
3.15. В обществе свободных людей судьба человека зависит от него самого, а не от внешних обстоятельств.
3.16. Идеологией и политической программой свободного человека является либерализм.
3.17. абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;
3.18. автономия индивидуальной воли;
3.19. существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);
3.20. договорный характер отношений между государством и индивидом;
3.21. верховенство закона как инструмента социального контроля;
3.22. ограничение объема и сфер деятельности государства;
3.23. защищенность — прежде всего от государственного вмешательства — частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.
3.24. Приверженность парламентаризму.
3.25. Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства.
3.26. Разделение властей, плюрализм, верховенство закона.
3.27. Уважение достоинства человеческой личности.
3.28. Расширение практики плебисцитарной демократии.
3.29. Конкуренция элит.
3.30. Компромисс, консенсус в решении политических проблем.
4) Представители австрийской экономической школы:
1. Карл Менгер, Теодор Герцка.
2. Ойген фон Бем- Баверк, Фридрих фон Визер, Ойген фон Филиппсберг, Эмиль Закс.
3. Карл Шлезингер, Х.Майер, Рихард фон Штригль, Бенджамин Андерсон, Фрэнк Феттер.
4. Фридрих Август фон Хайек; Оскар Моргенштерн, Фриц Махлуп, Пауль Розенштейн-Родан, Готфрид фон Хаберлер, Генри Хэзлитт, Фридрих Лутц, Феликс Кауфманн.
5. Мюррей Ротбард, Израэль Кирцнер, Людвиг Лахманн, Джордж Шекл.
6. Ганс- Герман Хоппе, Йорг Гвидо Хюльсман, Хесус Уэрта де Сото, Питер Беттке, Крис Койне, Стивен Хорвиц, Питер Лисон, Фредерик Сотэ, Роджер Гаррисон.
5) Кейнсианство.
6) Представители кейнсианства:
1. Пол Энтони Самуэльсон;
2. Джоан Вайолет Робинсон;
3. Рой Харрод;
4. Элвин Хансен;
5. Джон Ричард Хикс;
6. Франко Модильяни;
7. Евсей Домар;
8. Николас Калдор;
9. Михаль Калецки;
10. Роберт Уэйн Клауэр.
7) В 30-е годы ХХ века в экономической науке появилось имя британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883−1946 гг.). В 1936 г. вышла в свет его основная работа «Общая теория занятости процента и денег». Вместе с выходом в свет этой книги наступил конец теории «невидимой руки рынка», конец теории автоматической настройки рыночной экономики. При рассмотрении принципиально важных положений кейнсианской теории мы, естественно, будем отталкиваться от положений его основного труда. Работа Кейнса содержит ряд новых для того времени идей. С первых страниц своей книги он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т. е. общей теории, в отличие от частной интерпретации этих категорий со стороны неоклассиков. Далее он исследует причину кризисов и безработицы и разрабатывает программу борьбы с ними. Тем самым Кейнс впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму. Затем он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с данными проблемами. По Кейнсу, при их решении необходимо вмешательство государства. Фактически он нанес удар по неоклассическому направлению в целом, а также по тезису об ограниченности ресурсов. Имеет место не нехватка ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем
свидетельствует безработица. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация теории предполагает полную занятость. Причем под последней Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он считал необходимой трехпроцентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.
Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объяснял недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной он назвал «основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, что с ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход. Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям. Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Это вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (в ликвидной форме). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе.
Следовательно, недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. Кейнс делает следующий вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать.
Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную (дополнительную) эффективность капитальных вложений, т. е. предельную рентабельность последней единицы капитала за счет дотаций, госзакупок и пр. В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.
Главную ставку в увеличении совокупного спроса Кейнс делал на рост производительного спроса и производительного потребления. Недостаток личного потребления он предлагал компенсировать расширением производительного потребления.
Потребительский спрос нужно стимулировать через потребительский кредит. Кейнс также положительно относился к милитаризации экономики, сооружению пирамид, что, по его мнению, увеличивает размеры национального дохода, обеспечивает занятость рабочих и высокие прибыли.
Наиболее полное выражение макроэкономическая модель Кейнса нашла в теории так называемого «мультипликационного процесса». В основу этой теории положен принцип мультипликатора. Мультипликатор означает множитель, т. е. кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций. Кейнсианский «мультипликатор инвестиций» выражает отношение прироста дохода к приросту инвестиций. Механизм «мультипликатора инвестиций» состоит в том, что инвестиции в какой-либо отрасли вызывают в ней увеличение производства и занятости. Результатом этого явится дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что вызовет расширение их производства в соответствующих отраслях, которые предъявят дополнительный спрос на средства производства.
8) Базовый тезис: Настоящий либерализм — это не только и даже не столько экономическая теория. Мы имеем дело с очень серьезным социокультурным учением и комплексным цивилизационным проектом.
При выборе позитивной позиции участники олимпиады могут аргументировать возможность реализации идей, сформулированных в следующих тезисах. При выборе негативной позиции участники олимпиады могут аргументировать невозможность реализации идей, сформулированных в следующих тезисах.
Тезисы:
Экономическая сфера:
1. Наличие права частной собственности необходимое, но недостаточное условие.
2. Неравенство в распределении дохода и богатства.
3. Минимальное государственное вмешательство.
4. Влияние на внешнеэкономическую деятельность.
5. Либерализм и предпринимательство.
Политическая сфера:
1. Общественный контроль за государством.
2. Влияние на формирование гражданского общества и правового государства.
3. Ротация политических элит.
4. Особенности формирования выборных органов государственной власти.
5. Либерализм и политическая власть.
Социальная сфера:
1. Либерализм и идея социального неравенства.
2. Специфика социальной мобильности.
3. Межнациональные отношения в условиях либерализма.
4. Специфика социализации индивида.
5. Социальные конфликты и особенности их разрешения.
Духовная сфера:
1. «Либерализм — это и есть истинный патриотизм» (П. Струве).
2. Связь либерализма и религии.
3. Влияние либерализма на мораль.
4. Идеи либерализма в образовании.
5. Влияние либерализма на культуру.