Опишите правовой статус Счетной Палаты Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, задает общие направления, принципы, руководящие начала всему законодательному регулированию общественных отношений, построению системы власти, правовому статусу высших государственных органов и должностных лиц.
Для реализации таких базовых принципов, как соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства и гражданского общества, обеспечение независимости органов, осуществляющих государственную власть, Конституция РФ закрепляет создание отдельных органов, не относящихся к той или иной ветви власти, однако реализующих важнейшие функции государства.
Одним из таких органов является Счетная палата Российской Федерации. Часть 5 статьи 101 Конституции закрепляет положение о том, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Функции, полномочия, задачи, порядок формирования и другие основные положения, касающиеся статуса и деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Статья 2 указанного закона определяет статус Счетной палаты. В соответствии с ней :
1. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.
2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.
3. Счетная палата является юридическим лицом. Отсюда можно сделать вывод о том, что Счетная палата, образуемая Федеральным Собранием и подотчетная ему, в рамках своих задач независима и самостоятельна. Данное положение закона позволяет исключить влияние органа государственной власти на деятельность Счетной палаты РФ в связи с осуществлением ею своих функций:
а) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
б) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
в) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
г) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
д) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
е) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, а также иные функции, связанные с осуществлением финансового контроля, четко указанные в Федеральном законе.
4. Обеспечение независимости Счетной палаты в рамках выполнения ею своих задач позволяет исключить постороннее влияние иных органов на ее деятельность, и, как следствие, предотвратить возникновение коррупциогенного фактора. Кроме того, предоставляя широкие полномочия Счетной палате, законодатель устанавливает требования к порядку ее формирования, закрепленные в главе II указанного Федерального закона. В состав Счетной палаты Российской Федерации входят Председатель Счетной палаты, его заместитель, а также аудиторы и аппарат Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается сроком на шесть лет Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных сотрудников. Структура аппарата Счетной палаты включает в себя руководство аппарата и структурные подразделения аппарата. Отсюда можно сделать вывод, что в формировании Счетной палаты Российской Федерации, высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), участвуют Президент Российской Федерации - как глава государства и гарант Конституции, призванный обеспечивать охрану прав и свобод человека и гражданина, а также Федеральное Собрание Российской Федерации – как высший представительный и законодательный орган, воплощающий собой олицетворение воли народа. Особенности конституционно-правового статуса Счетной палаты порождают многочисленные дискуссии среди ученых. Так в науке существуют различные мнения по вопросу отнесения Счетной палаты РФ к той или иной ветви власти. В соответствии с наиболее распространенным подходом Счетная палата РФ рассматривается как самостоятельный и независимый орган государственной власти.
Это обосновывается через следующие аргументы:
1. Счетная палата выступает от имени государства, обладает собственными государственновластными полномочиями», в том числе «значимыми бюджетными полномочиями», которые основаны на законе и обеспечены соответствующими мерами государственного принуждения.
2. Ее деятельность не может быть прекращена Федеральным Собранием либо приостановлена им без изменения самой Конституции Российской Федерации.
3. Досрочный роспуск Государственной Думы также не является основанием для приостановления деятельности Счетной палаты.