сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 354
i

Опи­ши­те пра­во­вой ста­тус Счет­ной Па­ла­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ня­тая на все­на­род­ном го­ло­со­ва­нии 12 де­каб­ря 1993 года, за­да­ет общие на­прав­ле­ния, прин­ци­пы, ру­ко­во­дя­щие на­ча­ла всему за­ко­но­да­тель­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, по­стро­е­нию си­сте­мы вла­сти, пра­во­во­му ста­ту­су выс­ших го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц.

Для ре­а­ли­за­ции таких ба­зо­вых прин­ци­пов, как со­блю­де­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, по­стро­е­ние пра­во­во­го го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го об­ще­ства, обес­пе­че­ние не­за­ви­си­мо­сти ор­га­нов, осу­ществ­ля­ю­щих го­су­дар­ствен­ную власть, Кон­сти­ту­ция РФ за­креп­ля­ет со­зда­ние от­дель­ных ор­га­нов, не от­но­ся­щих­ся к той или иной ветви вла­сти, од­на­ко ре­а­ли­зу­ю­щих важ­ней­шие функ­ции го­су­дар­ства.

Одним из таких ор­га­нов яв­ля­ет­ся Счет­ная па­ла­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Часть 5 ста­тьи 101 Кон­сти­ту­ции за­креп­ля­ет по­ло­же­ние о том, что для осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля за ис­пол­не­ни­ем фе­де­раль­но­го бюд­же­та Совет Фе­де­ра­ции и Го­су­дар­ствен­ная Дума об­ра­зу­ют Счет­ную па­ла­ту, со­став и по­ря­док де­я­тель­но­сти ко­то­рой опре­де­ля­ют­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном. Функ­ции, пол­но­мо­чия, за­да­чи, по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния и дру­гие ос­нов­ные по­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся ста­ту­са и де­я­тель­но­сти Счет­ной па­ла­ты за­креп­ле­ны в Фе­де­раль­ном за­ко­не от 5 ап­ре­ля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счет­ной па­ла­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Ста­тья 2 ука­зан­но­го за­ко­на опре­де­ля­ет ста­тус Счет­ной па­ла­ты. В со­от­вет­ствии с ней :

1.  Счет­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся по­сто­ян­но дей­ству­ю­щим выс­шим ор­га­ном внеш­не­го го­су­дар­ствен­но­го ауди­та (кон­тро­ля), об­ра­зу­е­мым в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Фе­де­раль­ным за­ко­ном, и под­от­чет­ным Фе­де­раль­но­му Со­бра­нию.

2.  В рам­ках задач, опре­де­лен­ных за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Счет­ная па­ла­та об­ла­да­ет ор­га­ни­за­ци­он­ной, функ­ци­о­наль­ной, а также фи­нан­со­вой не­за­ви­си­мо­стью и осу­ществ­ля­ет свою де­я­тель­ность са­мо­сто­я­тель­но. Де­я­тель­ность Счет­ной па­ла­ты не может быть при­оста­нов­ле­на, в том числе в связи с ро­спус­ком Го­су­дар­ствен­ной Думы.

3.  Счет­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся юри­ди­че­ским лицом. От­сю­да можно сде­лать вывод о том, что Счет­ная па­ла­та, об­ра­зу­е­мая Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем и под­от­чет­ная ему, в рам­ках своих задач не­за­ви­си­ма и са­мо­сто­я­тель­на. Дан­ное по­ло­же­ние за­ко­на поз­во­ля­ет ис­клю­чить вли­я­ние ор­га­на го­су­дар­ствен­ной вла­сти на де­я­тель­ность Счет­ной па­ла­ты РФ в связи с осу­ществ­ле­ни­ем ею своих функ­ций:

а)  осу­ществ­ле­ние внеш­не­го го­су­дар­ствен­но­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля в сфере бюд­жет­ных пра­во­от­но­ше­ний;

б)  экс­пер­ти­за про­ек­тов фе­де­раль­ных за­ко­нов о фе­де­раль­ном бюд­же­те и бюд­же­тах го­су­дар­ствен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на оче­ред­ной фи­нан­со­вый год и пла­но­вый пе­ри­од, про­вер­ка и ана­лиз обос­но­ван­но­сти их по­ка­за­те­лей, под­го­тов­ка и пред­став­ле­ние па­ла­там Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния за­клю­че­ний на про­ек­ты фе­де­раль­ных за­ко­нов о фе­де­раль­ном бюд­же­те и бюд­же­тах го­су­дар­ствен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

в)  экс­пер­ти­за про­ек­тов фе­де­раль­ных за­ко­нов о вне­се­нии из­ме­не­ний в фе­де­раль­ные за­ко­ны о фе­де­раль­ном бюд­же­те и бюд­же­тах го­су­дар­ствен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, под­го­тов­ка и пред­став­ле­ние па­ла­там Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния за­клю­че­ний на про­ек­ты фе­де­раль­ных за­ко­нов о вне­се­нии из­ме­не­ний в фе­де­раль­ные за­ко­ны о фе­де­раль­ном бюд­же­те и бюд­же­тах го­су­дар­ствен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

г)  внеш­няя про­вер­ка го­до­вой бюд­жет­ной от­чет­но­сти глав­ных ад­ми­ни­стра­то­ров средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та, го­до­вых от­че­тов об ис­пол­не­нии фе­де­раль­но­го бюд­же­та и бюд­же­та субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в пре­де­лах ком­пе­тен­ции, уста­нов­лен­ной Бюд­жет­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, бюд­же­тов го­су­дар­ствен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

д)  про­ве­де­ние про­вер­ки бюд­же­тов субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и мест­ных бюд­же­тов  — по­лу­ча­те­лей меж­бюд­жет­ных транс­фер­тов из фе­де­раль­но­го бюд­же­та;

е)  про­ве­де­ние опе­ра­тив­но­го ана­ли­за ис­пол­не­ния и кон­тро­ля за ор­га­ни­за­ци­ей ис­пол­не­ния фе­де­раль­но­го бюд­же­та в те­ку­щем фи­нан­со­вом году, а также иные функ­ции, свя­зан­ные с осу­ществ­ле­ни­ем фи­нан­со­во­го кон­тро­ля, четко ука­зан­ные в Фе­де­раль­ном за­ко­не.

4.  Обес­пе­че­ние не­за­ви­си­мо­сти Счет­ной па­ла­ты в рам­ках вы­пол­не­ния ею своих задач поз­во­ля­ет ис­клю­чить по­сто­рон­нее вли­я­ние иных ор­га­нов на ее де­я­тель­ность, и, как след­ствие, предот­вра­тить воз­ник­но­ве­ние кор­руп­цио­ген­но­го фак­то­ра. Кроме того, предо­став­ляя ши­ро­кие пол­но­мо­чия Счет­ной па­ла­те, за­ко­но­да­тель уста­нав­ли­ва­ет тре­бо­ва­ния к по­ряд­ку ее фор­ми­ро­ва­ния, за­креп­лен­ные в главе II ука­зан­но­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на. В со­став Счет­ной па­ла­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вхо­дят Пред­се­да­тель Счет­ной па­ла­ты, его за­ме­сти­тель, а также ауди­то­ры и ап­па­рат Счет­ной па­ла­ты. Пред­се­да­тель Счет­ной па­ла­ты на­зна­ча­ет­ся сро­ком на шесть лет Го­су­дар­ствен­ной Думой по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ. Одно и то же лицо не может за­ни­мать долж­ность Пред­се­да­те­ля Счет­ной па­ла­ты более двух сро­ков под­ряд. За­ме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Счет­ной па­ла­ты на­зна­ча­ет­ся на долж­ность Со­ве­том Фе­де­ра­ции сро­ком на шесть лет по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Одно и то же лицо не может за­ни­мать долж­ность за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Счет­ной па­ла­ты более двух сро­ков под­ряд. Совет Фе­де­ра­ции и Го­су­дар­ствен­ная Дума на­зна­ча­ют по шесть ауди­то­ров Счет­ной па­ла­ты сро­ком на шесть лет по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Одно и то же лицо не может за­ни­мать долж­ность ауди­то­ра Счет­ной па­ла­ты более двух сро­ков под­ряд. Ап­па­рат Счет­ной па­ла­ты со­сто­ит из ин­спек­то­ров и иных со­труд­ни­ков. Струк­ту­ра ап­па­ра­та Счет­ной па­ла­ты вклю­ча­ет в себя ру­ко­вод­ство ап­па­ра­та и струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния ап­па­ра­та. От­сю­да можно сде­лать вывод, что в фор­ми­ро­ва­нии Счет­ной па­ла­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, выс­ше­го ор­га­на внеш­не­го го­су­дар­ствен­но­го ауди­та (кон­тро­ля), участ­ву­ют Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции - как глава го­су­дар­ства и га­рант Кон­сти­ту­ции, при­зван­ный обес­пе­чи­вать охра­ну прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, а также Фе­де­раль­ное Со­бра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции – как выс­ший пред­ста­ви­тель­ный и за­ко­но­да­тель­ный орган, во­пло­ща­ю­щий собой оли­це­тво­ре­ние воли на­ро­да. Осо­бен­но­сти кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­во­го ста­ту­са Счет­ной па­ла­ты по­рож­да­ют мно­го­чис­лен­ные дис­кус­сии среди уче­ных. Так в науке су­ще­ству­ют раз­лич­ные мне­ния по во­про­су от­не­се­ния Счет­ной па­ла­ты РФ к той или иной ветви вла­сти. В со­от­вет­ствии с наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным под­хо­дом Счет­ная па­ла­та РФ рас­смат­ри­ва­ет­ся как са­мо­сто­я­тель­ный и не­за­ви­си­мый орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

Это обос­но­вы­ва­ет­ся через сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты:

1.  Счет­ная па­ла­та вы­сту­па­ет от имени го­су­дар­ства, об­ла­да­ет соб­ствен­ны­ми го­су­дар­ствен­но­власт­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми», в том числе «зна­чи­мы­ми бюд­жет­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми», ко­то­рые ос­но­ва­ны на за­ко­не и обес­пе­че­ны со­от­вет­ству­ю­щи­ми ме­ра­ми го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния.

2.  Ее де­я­тель­ность не может быть пре­кра­ще­на Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем либо при­оста­нов­ле­на им без из­ме­не­ния самой Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

3.  До­сроч­ный ро­спуск Го­су­дар­ствен­ной Думы также не яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для при­оста­нов­ле­ния де­я­тель­но­сти Счет­ной па­ла­ты.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За пол­но­стью вер­ное ука­за­ние на­зва­ния нор­ма­тив­но- пра­во­вых актов, ре­гу­ли­ру­ю­щих пра­во­вой ста­тус да­ет­ся 2 балла.

За ча­стич­но вер­ное ука­за­ние на­зва­ния нор­ма­тив­но- пра­во­вых актов, ре­гу­ли­ру­ю­щих пра­во­вой ста­тус да­ет­ся 1 балл.

Ука­за­ны все эле­мен­ты пра­во­во­го ста­ту­са — 8 бал­лов.

Ука­за­но боль­ше по­ло­ви­ны эле­мен­тов пра­во­во­го ста­ту­са — 6 бал­лов.

Ука­за­на по­ло­ви­на эле­мен­тов пра­во­во­го ста­ту­са — 4 балла.

Ука­зан 1−2 эле­мен­та пра­во­во­го ста­ту­са — 2 балла.

Таким об­ра­зом, мак­си­маль­ный балл может со­ста­вить 10 бал­лов.

Кодификатор: Эко­но­ми­ка. Фи­нан­со­вые ин­сти­ту­ты. Бан­ков­ская си­сте­ма