Всего: 892 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
(50 баллов).
Тема 1. Карл Маркс, ссылаясь на мысль Ш. Фурье, писал, что «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола».
Какова связь между эмансипацией женщин и общественным развитием, и в данном случае с понятием прогресса у К. Маркса? Какое событие за последние 100 лет изменило общественное положение женщин в нашей стране самым радикальным образом? С помощью каких индикаторов может быть измерено положение женщин в обществе?
Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. «Естественные права — это просто чепуха; естественные и неотторжимые права — это риторическая, возвышенная чепуха, чепуха на ходулях <…> Из всех этих прав, какими бы они ни были, нет, кажется, ни одного, которое государству разрешалось бы отменить хотя бы частично в каких-либо особых обстоятельствах. <…> [Но в действительности] не существует такого права, которое не должно быть аннулировано, когда его отмена оказывается выгодна обществу». (Иеремия Бентам).
Кто из классиков европейской политической философии поддерживал идею о том, что существуют естественные и неотторжимые права человека? Как атака И. Бентама на эту концепцию связана с развиваемой им моральной философией? Согласны ли Вы с его позицией или нет? Приведите развернутые аргументы.
Тема 3. Дитрих Бонхёффер писал: «Качество — заклятый враг омассовления. В социальном отношении это означает отказ от погони за положением в обществе, разрыв со всякого рода культом звезд, непредвзятый взгляд как вверх, так и вниз (особенно при выборе узкого круга друзей), радость от частной, сокровенной жизни, но и мужественное приятие жизни общественной. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и радио к книге, от спешки к досугу и тишине, от рассеяния к концентрации, от сенсации к размышлению, от идеала виртуозности — к искусству, от снобизма — к скромности, от недостатка чувства меры — к умеренности. Количественные свойства спорят друг с другом, качественные – друг друга дополняют.»
Согласны ли вы с ним? Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «количественных» и «качественных» свойств в культуре? Какие внутренние противоречия содержатся в этих понятиях? Приведите развернутые аргументы.
Как Октябрьская революция 1917 года повлияла на общественное определение «маргинального человека»? Приведите примеры того, как индивид становился маргиналом или, напротив, переставал им быть. Аргументируйте свои суждения. (10 баллов).
Студент-первокурсник Фродо Сумкин по заданию профессора Белого-Длиннобродова подготовил доклад о политическом устройстве и политических процессах в Королевстве Лошадия. Ваша задача состоит в том, чтобы развернуто (с привлечением аргументов) оценить корректность выводов, сделанных Фродо Сумкиным (в качестве фона для сравнения и рассуждений должны использоваться факты из политической истории реальных стран).
Ознакомившись с результатами последних по времени парламентских выборов, которые наблюдатели от неправительственных организаций (включая Длинноухий Союз за Свободу, обычно критикующий лошадийские политические порядки по разным основаниям) признали прошедшими без нарушений, студент Сумкин сделал вывод о том, что низкая явка избирателей (менее 50%) является бесспорным свидетельством доминирования в Лошадии приходской политической культуры.
Исходя из того, что на этих выборах Партия консерваторов «За процветание демократической Лошадии» во главе с Гнусом Червеустом, набрав немногим более 45% голосов от числа проголосовавших, но при этом получив абсолютное большинство в Национальной Ассамблее, в пятый раз подряд сформировала правительство без участия прочих партий (его председателем по назначению короля Лошадии в пятый раз подряд стал Гнус Червеуст), студент Сумкин утверждал, что Королевство Лошадия — это недемократическое государство. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения студент Сумкин выдвинул факт отсутствия в Лошадии конституции, поскольку Основной Закон так и не был оформлен в виде писаного документа. (10 балов).
Три древнегреческих философа оказались в раю и решили посетить местный бар.
— Что будете заказывать? — спрашивает бармен.
— Цикуту, пожалуйста, — ответил первый философ.
— Опять ты за свое! — улыбнулся второй. — А нам с другом, пожалуйста, нектар и амброзию.
— Ты мне, конечно, друг, — отозвался третий. — Но истина еще больший друг! Поэтому мне вина, ведь истина в нем, как говорят.
— Хватит морочить мне голову! — возмутился бармен. — Это рай как-никак. У нас бар безалкогольный. А нектар и амброзию не производят уже несколько тысяч лет — с тех пор как закрылся завод на Олимпе. Короче, яблочный сок все будут? Последний раз спрашиваю! Отвечать вы должны правдиво, и говорить только то, что знаете!
— Я не знаю, — ответил первый философ.
— И я не знаю, — ответил второй.
— Да! — ответил третий.
1) Как третий философ узнал, что остальные двое тоже будут яблочный сок? На какие рассуждения он опирался?
2) Предположите, как звали этих философов, и что их связывало при жизни.
3) Какие подсказки, содержащиеся в тексте, помогли вам угадать имена философов? К каким философским произведениям отсылают эти подсказки?
Оцените утверждения на их достоверность (верно/неверно). Приведите аргументы в пользу достоверности утверждения (если оно верно) или опровергните его (если неверно). (10 баллов).
1) Единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Президент.
2) Счетную палату в Российской Федерации образуют Президент и Правительство.
3) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
4) Основная функция Центрального банка Российской Федерации — защита и обеспечение устойчивости рубля.
5) Правосудие в Российской Федерации осуществляется судом и органами прокуратуры.
В стране Альфа спрос на уголь задается функцией Qd = 1500 – P, а предложение угля на внутреннем рынке Qs = 2P, где Р — цена, в карбонитах (национальная денежная единица), Q — количество угля, в тоннах. Страна Альфа является участником мирового рынка угля, при этом изменения на внутреннем рынке страны никак не могут повлиять на мировой рынок угля. В стране фиксированный валютный курс, который равен 10 карбонитов за доллар. Цена угля на мировом рынке установилась на уровне 60 долларов за тонну.
1) Кем является страна Альфа на мировом рынке угля (экспортером или импортером)?
2) Найдите количество угля, которое будет куплено/продано страной Альфа на мировом рынке.
Обоснуйте свои ответы. (10 баллов).
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
Тема 1. Э. Дюркгейм полагал, что «прогрессивное уплотнение обществ» ведет к переходу от одного типа солидарности к другому («О разделении общественного труда» (1893). Назовите эти два типа социальной солидарности и раскройте, как они связаны с «плотностью обществ». Можем ли мы говорить о формировании нового типа — цифровой солидарности и чем она отличается от предшествующих типов? Какую роль могут играть в этом процессе виртуальные социальные сети и можем ли мы говорить о дальнейшем «уплотнении обществ»? Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. «[Французские законодатели] закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы, все обычаи, хартии, парламентские акты. Эта мина — права человека. <…> Один из первых мотивов гражданского общества, который стал его основополагающей нормой, — утверждение, что "ни один человек не может быть судьей в собственном деле". Уже одно это лишает человека его естественного права, которое принадлежит ему вне зависимости от договора, т. е. самому судить и отстаивать свои интересы. Он должен отказаться даже от самозащиты — этого первого закона природы. Люди не могут одновременно пользоваться правами цивилизованного государства и государства нецивилизованного. Чтобы сохранить свободу, они должны полностью отдать ее на общее хранение. Правительство создается не для защиты естественных прав человека, которые могут существовать и существуют независимо от него, сохраняя свое в высшей степени абстрактное совершенство; но это абстрактное совершенство - их практический недостаток». (Эдмунд Бѐрк.) На каком основании Эдмунд Бѐрк критикует либеральную доктрину естественных прав человека? Какие мыслители внесли наибольший вклад в становление этой доктрины? Как критика естественных прав человека связана с прочими компонентами политической философии Эдмунда Бѐрка?
Согласны ли Вы с автором высказывания или нет? Аргументируйте свою позицию.
Тема 3. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Согласны ли вы с ним? В чем заключается описанное им «восстание масс»? Какие примеры из современной действительности вы можете привести в поддержку и в опровержение такого культурного диагноза? Чем, на ваш взгляд, вызвано это явление и к чему оно может привести в будущем? Приведите развернутые аргументы.
Задание по социологии (10 баллов).
По данным всероссийской переписи населения 2010 года незначительная, однако заметная часть населения России назвала в качестве своей национальной принадлежности «джедаи», «эльфы» и, даже, «орки».
С какими социальными явлениями и процессами мы имеем здесь дело? Представьте, что вы консультируете Росстат: какие существуют аргументы для того, чтобы учитывать эти данные, а какие, чтобы эти данные проигнорировать как шутку. Аргументируйте свои суждения.
Задание по политологии (10 баллов).
В гимназии N во время традиционных пятничных дебатов учащиеся и их наставники моделировали предвыборную телевизионную дискуссию между двумя основными кандидатами на пост президента и их командами, которые объявляли себя коммунитаристами и классическими либералами. Ваша задача состоит в том, чтобы выявить все ошибки, сформулированные учащимися при проведении дебатов (не нужно обращать серьезного внимания на инициалы кандидатов — они не являются подсказками и по ним не следует оценивать корректность утверждений).
Кандидат Д. Т. и его команда заявили, что они выступают с позиций коммунитаризма и являются приверженцами философии Томаса Гоббса, Аласдара МакИнтайра и Майкла Сандела. А кандидат Х. К. и ее команда заявили, что придерживаются позиций классического либерализма, который, по их мнению, нуждается в возрождении посредством обращения к старым теориям общественного договора, поэтому в качестве своего лозунга они приняли следующий: «Назад к Руссо!». Начавшись с идеологических препираний, дискуссия быстро перешла к взаимным обвинениям, которые касались скорее личностей кандидатов, чем принципиальных политических вопросов. После вынужденного перерыва и замечаний наблюдателей кандидат Д. Т. сформулировал свое идеологическое кредо: (1) индивид является органической частью сообщества и не может быть помыслен отдельно от него, (2) гармонично развивающееся общество — это, в конце концов, коммунистическое общество с обобществленной собственностью; (3) сообщество основывается вовсе не на нейтральной системе правил и процедур, как полагают многие либералы, но на гораздо более глубоком основании — единой культуре. Кандидат Х. К., в свою очередь, обвиняла Д. Т. и его сторонников-коммунитаристов в скрытых симпатиях к авторитарной политике и в том, что позиция Д. Т. несет угрозу для свободы индивида. В качестве подтверждения последнего тезиса она вспомнила известную характеристику прав человека коммунитаристом Иеремией Бентамом: будто универсальные права человека суть не что иное, как «возвышенная чепуха». Х. К. также заверила своих избирателей, что она твердо стоит на позиции неукоснительной защиты прав человека и его свобод — как и Жан-Жак Руссо, с таким восторгом когда-то принявший Французскую Революцию.
Задание по философии (10 баллов).
— Мы находимся на одном из старейших кладбищ нашего города, — сказал учитель. — Здесь похоронен великий философ, имя которого вам всем должно быть хорошо известно. Ну, точнее, в земле покоится та протяженная субстанция, которая служила ему телом в течение жизни. Что же касается мыслящей субстанции…
— Вообще-то, мы все знаем, что здесь покоится прах нескольких известных мыслителей! — перебил его первый ученик.
— Да! Кого из них вы имеете в виду? — подхватил второй.
— А давайте сыграем в логическую игру. Цель — узнать год рождения этого великого человека. Одному из вас я скажу на ухо только первые две цифры года, а другому — только последние (друг другу вы эти половинки не должны сообщать). А дальше попробуйте, обмениваясь правдивой информацией о своѐм знании, узнать загаданное число совместно. Чтобы сузить круг поисков, вот вам список возможных чисел: 1401, 1524, 1532, 1596, 1646, 1696, 1724, 1732.
Когда учитель сообщил ученикам половинки загаданного числа, между ними состоялся следующий диалог:
— Я пока не знаю, какой год был загадан. Но уверен, что и ты тоже не знаешь.
— Я действительно не знал. Но теперь, после твоей реплики, знаю!
— Спасибо за подсказку! Теперь-то я тоже знаю.
1) Какой год был загадан учителем?
2) На каких рассуждениях основан ваш вывод? Как диалог между учениками помог узнать загаданное число?
3) Как звали этого мыслителя?
4) Что в словах учителя может служить дополнительной подсказкой?
5) Назовите хотя бы одно философское произведение этого мыслителя.
6) Назовите город, где расположено это кладбище.
Задание по праву (10 баллов).
Борис решил жениться на Ольге. Ольга сомневается, что их брак зарегистрируют, так как она вдова (то есть ранее состояла в другом зарегистрированном браке). Кроме того, Борис получил согласие на брак только у отца Ольги, мать же ее решительно против этого союза. Причина тому — судимость Бориса. Отец Ольги утверждает, что судимость Бориса погашена, и, следовательно, органы местного самоуправления могут по просьбе Бориса дать ему разрешение на вступление в брак. Кроме того, Борису только 17 лет — поэтому ему потребуется еще и получить разрешение на вступление в брак у органов опеки и попечительства по совместному заявлению его родителей.
Найдите все ошибки в суждениях и исправьте их.
Задание по экономике (10 баллов).
Фирма Альфа производит и продает продукцию в условиях совершенной конкуренции, получая максимально возможную прибыль. На данном рынке установилось равновесие. Технология производства продукции такова, что фирма Альфа использует только трудовые ресурсы. Данная технология позволяет фирме производить 20 единиц продукции каждый час. Ставка заработной платы составляет 800 рублей в час. При какой самой низкой цене, установившейся на рынке в краткосрочном периоде, фирма Альфа будет получать положительную максимально возможную прибыль?
Обоснуйте свои ответы.
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе.
Тема 1. Проанализируйте утверждение, что Октябрьская революция в России была реализацией концепции социального прогресса. Напишите эссе, ответив на вопрос: в чем можно измерять общественный прогресс с точки зрения обществознания? Приведите развернутые аргументы и соответствующие примеры из истории революции 1917 года.
Тема 2. «В рамках пропорциональной избирательной системы партия может позволить себе устанавливать собственную уникальную партийную программу, не обращая внимания на своих оппонентов. В английской и американской избирательных системах партии борются за «маргинальные» (периферийные) голоса. Есть люди, которые всегда голосуют за одну и ту же партию, но несмотря на это, чтобы выиграть голоса «плавающих» (колеблющихся) избирателей, партия должна минимизировать идеологические различия с наиболее близкой к ней по духу». (Отто Кирххаймер).
Какие еще различия между перечисленными избирательными системами Вы можете назвать? Согласны ли Вы с тезисом, предложенным известным немецким политологом? О каких партиях, которые борются за голоса колеблющихся избирателей, пишет Кирххаймер? Дайте оценку данной позиции, приведите примеры как подтверждающие, так и опровергающие Вашу позицию.
Тема 3. Петр Чаадаев писал: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов».
Согласны ли вы с этим утверждением? В чем любовь к отчеству и любовь к истине совпадают, а в чем они могут вступать в конфликт? Приведите развернутые аргументы и соответствующие примеры из мировой и отечественной истории.
В СМИ регулярно появляются новости о «стреляющих свадьбах», когда гости и участники церемонии стреляют в воздух из оружия. Что может означать это действие для участников? Объясните с помощью теорий и понятий социологии реакции общества и СМИ на этот феномен в случае, когда владение оружием является законным. (10 баллов).
Оцените, насколько корректно приведенное утверждение. Исправьте все встречающиеся в нем ошибки.
В некоторых исследованиях политическое участие сводится только к различным видам добровольных политических действий граждан; тем самым из рассмотрения исключаются такие действия, как служба в армии, уплата налогов, голосование на безальтернативных выборах с одним кандидатом в списках и т. п. Критикуя данную точку зрения, С. Хантингтон предлагает в зависимости от мотивации действий различать два вида политического участия: автономное (выражает сознательно обусловленные формы политического поведения индивидов, получило распространение прежде всего в незападных либеральных демократиях) и мобилизованное (добровольное участие в политических действиях под давлением государства, воздействием страха, подкупа, долга и иных неполитических стимулов, характерно для традиционных обществ, авторитарных и тоталитарных политических режимов).
По отношению к действующим в государстве законам обычно выделяются неконвенциональные (т. е. легитимные) и конвенциональные формы политического участия. Л. Милбрайт называет четыре основных вида неконвенционального (голосование; участие в работе партий и других политических организаций и проводимых
ими кампаниях; участие в политической жизни общины — собрания, денежные пожертвования и т. п.; контакты с официальными лицами на разных уровнях) и приводит примеры конвенционального политического участия (участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона; протест против «безнравственных» действий властей в виде голодовок, сожжений и т. п.; отказ повиноваться несправедливым законам). (10 баллов).
На ежегодный конгресс лжецов приехало множество делегатов из разных стран. По правилам этого мероприятия, к участию в нем допускаются только настоящие лжецы — те, которые всегда лгут. Но из достоверных источников стало известно, что в этот раз на конгресс проник по крайней мере один правдолюб, который всегда говорит правду. Чтобы выявить нарушителя (или нарушителей), нанятый организаторами детектив провел беседу с участниками:
— Каково в этом году общее число участников конгресса? — спросил детектив.
— Сто девяносто девять! — сказал Смит.
— Не больше двухсот, или я лжец! — сказал Джонс.
— Если я прав, то участников не меньше двухсот, — заявил Браун.
— Смит, Джонс и Браун правы, — констатировал Грин.
— Но больше правдолюбов среди нас нет, — добавил он, подумав.
— Если среди участников больше трех правдолюбов, то я лжец, – сказал Эванс.
На этом беседа прекратилась, потому что детективу все стало ясно. А вам?
1) Сколько на самом деле было участников?
2) Сколько среди участников было правдолюбов? Укажите их имена, если возможно.
Обоснуйте свои ответы при помощи логических рассуждений. (10 баллов).
Андрею всегда нравилась теория разделения властей, его восхищала стройность и четкость этой теории, и больше всего ему нравилось, что благодаря этой теории всегда точно можно сказать, какой орган государства к какой ветви власти относится и чем занимается. Прочитав Конституцию и множество книг про разделение властей, Андрей запомнил, что в России есть 4 ветви власти: законодательная, исполнительная, федеративная и судебная, соединяясь вместе, составляющие Правительство Российской Федерации. К законодательной власти Андрей относил Государственную Думу, принимающую законы, к исполнительной — Президента, к федеративной — Совет Федерации, а к судебной — суды и прокуратуру. Оставались еще Счетная палата и Центральный Банк, и так как они занимались, по мнению Андрея чем-то финансовым, он смело относил их к исполнительной власти.
Исправьте все ошибки, допущенные Андреем. (10 баллов).
Мария и Ольга в саду собирают смородину и малину. Мария за один час может собрать 10 стаканов смородины или 15 стаканов малины. Ольга работает более производительно: за один час она может собрать 20 стаканов смородины или 25 стаканов малины. Если целью Марии и Ольги является максимальное использование их совместных возможностей по сбору ягод, сколько они вместе за один час смогут собрать стаканов смородины, собрав при этом 30 стаканов малины? Обоснуйте свой ответ. (10 баллов).
В предложенную ниже таблицу необходимо внести недостающую информацию. Обращаем внимание, что в рамках настоящего задания необходимо:
1) перевести на русский язык изречение на латыни или на латынь, в случае, если изречение сделано на русском языке.
2) Указать фамилию автора высказывания.
3) Перечислить названия основных философских трудов автора высказывания.
4) Указать другие области знаний (кроме философии), в которых автор высказывания себя проявил и добился заметных результатов.
В рамках настоящего задания предлагается изучить фрагмент работы американского социолога, основателя структурно- функционального анализа Талкотта Парсонса «Система современных обществ», посвященный рассмотрению понятия «общество» и самостоятельно заполнить все имеющиеся пропуски слов.
Мы определяем общество как такой тип социальной ... (А), который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы ... (Б). Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Этот контроль может варьироваться от способности предотвратить или «пресечь» какие-то нарушения до способности благоприятным для себя образом формировать отношения со средой...
... (В) может быть самодостаточным только в той мере, в какой оно может «полагаться» на то, что деяния его членов будут служить адекватным «вкладом» в его ... (Г) функционирование. В случае взаимоотношений личности и общества их абсолютная интеграция необходима не более чем в других случаях взаимообмена, предполагающих
... (Д). Но если подавляющее большинство членов какого-то общества испытывает крайнее «отчуждение», то говорить об этом обществе как о самодостаточном нельзя.
Интеграция в общество его членов подразумевает наличие зоны ... (Е) между социальной и личностной системами. Однако отношение здесь в основном трехстороннее, поскольку части культурной системы, так же как и части социальной структуры, и ... (Ж) в личностях, но в то же время части культурной системы институционализированы в обществе.
На социальном уровне институционализированные ценностные образцы выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве членов общества. Следовательно, именно ... (З) членов общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества означает институционализацию ценностного образца. Безусловно, такого рода консенсус достигается в разной степени. И в этом контексте самодостаточность определяется степенью, в которой институты общества легитимизированы согласованными ценностными приверженностями его членов.
На уровне культуры социальные ценности составляют лишь часть более обширной системы ценностей, поскольку оценке подлежат и все иные классы объектов, входящие в систему действия. Ценности также находятся в определенных отношениях с другими компонентами культурной системы — эмпирическим ... (И), системами
экспрессивных символов и конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозных систем.
В конечном счете ценности легитимизируются главным образом в религиозных терминах.
В контексте культурной ... (К), таким образом, общество является самодостаточным в той мере, в какой его институты легитимизированы ценностями, которые разделяются его членами с относительным согласием и которые в свою очередь легитимизированы благодаря соответствию членов общества другим компонентам культурной системы, в особенности ее конститутивному символизму.