Задание по философии (10 баллов).
— Мы находимся на одном из старейших кладбищ нашего города, — сказал учитель. — Здесь похоронен великий философ, имя которого вам всем должно быть хорошо известно. Ну, точнее, в земле покоится та протяженная субстанция, которая служила ему телом в течение жизни. Что же касается мыслящей субстанции…
— Вообще-то, мы все знаем, что здесь покоится прах нескольких известных мыслителей! — перебил его первый ученик.
— Да! Кого из них вы имеете в виду? — подхватил второй.
— А давайте сыграем в логическую игру. Цель — узнать год рождения этого великого человека. Одному из вас я скажу на ухо только первые две цифры года, а другому — только последние (друг другу вы эти половинки не должны сообщать). А дальше попробуйте, обмениваясь правдивой информацией о своѐм знании, узнать загаданное число совместно. Чтобы сузить круг поисков, вот вам список возможных чисел: 1401, 1524, 1532, 1596, 1646, 1696, 1724, 1732.
Когда учитель сообщил ученикам половинки загаданного числа, между ними состоялся следующий диалог:
— Я пока не знаю, какой год был загадан. Но уверен, что и ты тоже не знаешь.
— Я действительно не знал. Но теперь, после твоей реплики, знаю!
— Спасибо за подсказку! Теперь-то я тоже знаю.
1) Какой год был загадан учителем?
2) На каких рассуждениях основан ваш вывод? Как диалог между учениками помог узнать загаданное число?
3) Как звали этого мыслителя?
4) Что в словах учителя может служить дополнительной подсказкой?
5) Назовите хотя бы одно философское произведение этого мыслителя.
6) Назовите город, где расположено это кладбище.
1) 1596.
2) Решение. Составим таблицу распределения чисел по вариантам их первой и второй половины (столбцы и
строчки соответственно):
1. Слова первого ученика «Я не знаю» позволяют вычеркнуть столбец «14…» (ведь в этом столбце вариант продолжения только один: 1401, что позволило бы первому ученику после слов учителя однозначно знать загаданный год).
2. Слова первого ученика «знаю, что и ты тоже не знаешь» позволяют вычеркнуть столбец «16…» (в этом столбце есть два варианта продолжения, но один из них — 1646» — уникален в своей строчке, что позволило бы второму ученику после слов учителя однозначно знать загаданный год).
3. Слова второго ученика «теперь я знаю» сигнализируют о том, что вычеркнутые ранее столбцы «14…» и «16…» помогли ему избавиться от альтернатив и прийти к однозначному ответу. По таблице видно, что отбрасывание столбца «14…» не понижает число альтернатив ни в одной строчке, а отбрасывание столбца «16…» снижает число альтернатив до одной-единственной только в строчке «...96». Строчки «…24» и «…32» не подходят, мы их отбрасываем. Значит, загаданное число – 1596. Разумеется, все это понимает и первый ученик, который после сказанного тоже приходит к правильному ответу.
3) Философ — Рене Декарт (1596−1650).
4) Две субстанции.
5) Основные философские произведения: «Размышления о первой философии», «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума» и др.
6) Похоронен в Париже, на кладбище Сен-Жермен.