сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 28
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

 

— Мы на­хо­дим­ся на одном из ста­рей­ших клад­бищ на­ше­го го­ро­да,  — ска­зал учи­тель.  — Здесь по­хо­ро­нен ве­ли­кий фи­ло­соф, имя ко­то­ро­го вам всем долж­но быть хо­ро­шо из­вест­но. Ну, точ­нее, в земле по­ко­ит­ся та про­тя­жен­ная суб­стан­ция, ко­то­рая слу­жи­ла ему телом в те­че­ние жизни. Что же ка­са­ет­ся мыс­ля­щей суб­стан­ции…

— Во­об­ще-то, мы все знаем, что здесь по­ко­ит­ся прах не­сколь­ких из­вест­ных мыс­ли­те­лей!  — пе­ре­бил его пер­вый уче­ник.

— Да! Кого из них вы име­е­те в виду?  — под­хва­тил вто­рой.

— А да­вай­те сыг­ра­ем в ло­ги­че­скую игру. Цель  — узнать год рож­де­ния этого ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка. Од­но­му из вас я скажу на ухо толь­ко пер­вые две цифры года, а дру­го­му  — толь­ко по­след­ние (друг другу вы эти по­ло­вин­ки не долж­ны со­об­щать). А даль­ше по­про­буй­те, об­ме­ни­ва­ясь прав­ди­вой ин­фор­ма­ци­ей о своѐм зна­нии, узнать за­га­дан­ное число сов­мест­но. Чтобы сузить круг по­ис­ков, вот вам спи­сок воз­мож­ных чисел: 1401, 1524, 1532, 1596, 1646, 1696, 1724, 1732.

Когда учи­тель со­об­щил уче­ни­кам по­ло­вин­ки за­га­дан­но­го числа, между ними со­сто­ял­ся сле­ду­ю­щий диа­лог:

— Я пока не знаю, какой год был за­га­дан. Но уве­рен, что и ты тоже не зна­ешь.

— Я дей­стви­тель­но не знал. Но те­перь, после твоей ре­пли­ки, знаю!

— Спа­си­бо за под­сказ­ку! Те­перь-то я тоже знаю.

 

1)  Какой год был за­га­дан учи­те­лем?

2)  На каких рас­суж­де­ни­ях ос­но­ван ваш вывод? Как диа­лог между уче­ни­ка­ми помог узнать за­га­дан­ное число?

3)  Как звали этого мыс­ли­те­ля?

4)  Что в сло­вах учи­те­ля может слу­жить до­пол­ни­тель­ной под­сказ­кой?

5)  На­зо­ви­те хотя бы одно фи­ло­соф­ское про­из­ве­де­ние этого мыс­ли­те­ля.

6)  На­зо­ви­те город, где рас­по­ло­же­но это клад­би­ще.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  1596.

2)  Ре­ше­ние. Со­ста­вим таб­ли­цу рас­пре­де­ле­ния чисел по ва­ри­ан­там их пер­вой и вто­рой по­ло­ви­ны (столб­цы и

строч­ки со­от­вет­ствен­но):

1.  Слова пер­во­го уче­ни­ка «Я не знаю» поз­во­ля­ют вы­черк­нуть стол­бец «14…» (ведь в этом столб­це ва­ри­ант про­дол­же­ния толь­ко один: 1401, что поз­во­ли­ло бы пер­во­му уче­ни­ку после слов учи­те­ля од­но­знач­но знать за­га­дан­ный год).

2.  Слова пер­во­го уче­ни­ка «знаю, что и ты тоже не зна­ешь» поз­во­ля­ют вы­черк­нуть стол­бец «16…» (в этом столб­це есть два ва­ри­ан­та про­дол­же­ния, но один из них  — 1646»  — уни­ка­лен в своей строч­ке, что поз­во­ли­ло бы вто­ро­му уче­ни­ку после слов учи­те­ля од­но­знач­но знать за­га­дан­ный год).

3.  Слова вто­ро­го уче­ни­ка «те­перь я знаю» сиг­на­ли­зи­ру­ют о том, что вы­черк­ну­тые ранее столб­цы «14…» и «16…» по­мог­ли ему из­ба­вить­ся от аль­тер­на­тив и прий­ти к од­но­знач­но­му от­ве­ту. По таб­ли­це видно, что от­бра­сы­ва­ние столб­ца «14…» не по­ни­жа­ет число аль­тер­на­тив ни в одной строч­ке, а от­бра­сы­ва­ние столб­ца «16…» сни­жа­ет число аль­тер­на­тив до одной-един­ствен­ной толь­ко в строч­ке «...96». Строч­ки «…24» и «…32» не под­хо­дят, мы их от­бра­сы­ва­ем. Зна­чит, за­га­дан­ное число – 1596. Ра­зу­ме­ет­ся, все это по­ни­ма­ет и пер­вый уче­ник, ко­то­рый после ска­зан­но­го тоже при­хо­дит к пра­виль­но­му от­ве­ту.

3)  Фи­ло­соф  — Рене Де­карт (1596−1650).

4)  Две суб­стан­ции.

5)  Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния: «Раз­мыш­ле­ния о пер­вой фи­ло­со­фии», «Рас­суж­де­ние о ме­то­де», «Пра­ви­ла для ру­ко­вод­ства ума» и др.

6)  По­хо­ро­нен в Па­ри­же, на клад­би­ще Сен-Жер­мен.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

По 1 баллу за пра­виль­ные от­ве­ты на во­про­сы 1, 3−6 (от­ве­ты на во­про­сы 4-6 за­счи­ты­ва­ют­ся толь­ко при усло­вии пра­виль­но­го от­ве­та на во­прос 3).

5 бал­лов за ре­ше­ние (1 балл за пер­вый шаг, по 2 за вто­рой и тре­тий).

Итого 10 бал­лов мак­си­мум.

Кодификатор: Че­ло­век и об­ще­ство. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы