сайты - меню - вход - но­во­сти


Поиск
?


Скопировать ссылку на результаты поиска
Класс: 10 11 5 6 7 8 9

Всего: 1000    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80

Добавить в вариант

Тип 21 № 1
i

На­пи­ши­те эссе на одну из при­ве­ден­ных ниже тем (50 бал­лов).

 

По­ли­то­ло­гия

1)  Томас Пейн счи­тал, что любое пра­ви­тель­ство яв­ля­ет­ся «не­из­беж­ным для об­ще­ства злом», вот его мне­ние по этому во­про­су: «Не­ко­то­рые ав­то­ры на­столь­ко сме­ша­ли по­ня­тия об­ще­ства и го­су­дар­ства, но даже их про­ис­хож­де­ние раз­лич­но, об­ще­ство создаётся на­ши­ми по­треб­но­стя­ми, а пра­ви­тель­ство на­ши­ми по­ро­ка­ми. Пер­вое спо­соб­ству­ет на­ше­му сча­стью по­ло­жи­тель­но, объ­еди­няя наши бла­гие на­ме­ре­ния, а го­су­дар­ство де­ла­ет нас счаст­ли­вы­ми, обуз­ды­вая наши по­ро­ки. Пер­вое  — за­щит­ник, пра­ви­тель­ство  — ка­ра­тель». По­ду­май­те, на что может вли­ять ха­рак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний между об­ще­ством и го­су­дар­ством. Со­глас­ны ли Вы с мне­ни­ем То­ма­са Пейна? В каких еще от­но­ше­ни­ях могут на­хо­дить­ся об­ще­ство и го­су­дар­ство? При­ве­ди­те ре­аль­ные ис­то­ри­че­ские при­ме­ры, если это не­об­хо­ди­мо.

 

Со­цио­ло­гия

2)  Аме­ри­кан­ский со­цио­лог и со­ци­аль­ный пси­хо­лог Ч. Кули в ра­бо­те «Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция» писал: «Ре­ли­гия или пра­ви­тель­ство дру­гих ци­ви­ли­за­ций могут по­ка­зать­ся нам чу­жи­ми, но дет­ская и се­мей­ная груп­пы по­все­мест­но имеют общий жиз­нен­ный облик, и в них мы все­гда можем чув­ство­вать себя как дома». Рас­крой­те смысл этого вы­ска­зы­ва­ния. Как можно тео­ре­ти­че­ски обос­но­вать про­ти­во­по­став­ле­ние вы­де­ля­е­мых Кули двух типов со­ци­аль­ных фе­но­ме­нов, с по­мо­щью каких тер­ми­нов? Как в этом вы­ска­зы­ва­нии Кули про­яви­лись осо­бен­но­сти со­цио­ло­ги­че­ско­го под­хо­да к изу­че­нию фе­но­ме­нов об­ще­ствен­ной жизни? Ар­гу­мен­ти­руй­те свою точку зре­ния, ос­но­вы­ва­ясь на раз­лич­ных со­цио­ло­ги­че­ских тео­ри­ях, ис­поль­зуй­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия и тер­ми­ны, про­ил­лю­стри­руй­те свои ар­гу­мен­ты при­ме­ра­ми, со­дер­жа­щи­ми кон­крет­ные факты об­ще­ствен­ной жизни.

 

Фи­ло­со­фия

3)  Виль­гельм Вин­дель­банд писал: «Фи­ло­со­фия по­доб­на ко­ро­лю Лиру, ко­то­рый роз­дал своим детям все свое иму­ще­ство и затем дол­жен был при­ми­рить­ся с тем, что его, как ни­ще­го, вы­бро­си­ли на улицу». Как вы по­ни­ма­е­те смысл этой ме­та­фо­ры? Со­глас­ны ли вы с ав­то­ром по по­во­ду по­ло­же­ния фи­ло­со­фии в со­вре­мен­ном мире? И какая судь­ба, на ваш взгляд, ожи­да­ет фи­ло­со­фию в даль­ней­шем? Из­ло­жи­те свои мысли по по­во­ду за­тро­ну­тых здесь про­блем в форме эссе.


Тип 21 № 2
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

При­ве­ди­те ре­ше­ние сле­ду­ю­щей за­да­чи.

Эко­но­ми­ка стра­ны А про­из­во­дит два то­ва­ра: сыр и мясо. В 2014 году всего было про­из­ве­де­но 1500 кг сыра и 950 кг мяса, про­да­ва­лись эти то­ва­ры, со­от­вет­ствен­но, по 300 руб./кг и 350 руб./кг. В 2015 году про­из­вод­ство мяса уве­ли­чи­лось на 20%, а про­из­вод­ство сыра сни­зи­лось на 15%, при этом цена мяса сни­зи­лась на 10%, а сыра  —уве­ли­чи­лась на 20%.

А)  Чему равен но­ми­наль­ный ВВП за 2015 год?

Б)  Чему равен ре­аль­ный ВВП за 2015 год?

В)  В эко­но­ми­ке стра­ны А на­блю­да­ет­ся рост эко­но­ми­ки или спад? Каков этот рост или спад в %?


Тип 0 № 3
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

Ука­жи­те на ошиб­ки в си­ту­а­ции и ис­правь­те их.

Ми­ха­ил был не­рав­но­ду­шен к жи­вот­ным и счи­тал их субъ­ек­та­ми права, рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми об­ще­ства. Он даже со­би­рал­ся за­ре­ги­стри­ро­вать в своей квар­ти­ре по месту по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния не­сколь­ко кошек и одну со­ба­ку. Од­на­ко про­яв­ля­е­мая не­спра­вед­ли­вость в от­но­ше­нии жи­вот­ных на­столь­ко его бес­по­ко­и­ла, что 4 ок­тяб­ря – во все­мир­ный День за­щи­ты жи­вот­ных – он решил ор­га­ни­зо­вать оди­ноч­ное ше­ствие про­тив дис­кри­ми­на­ции в от­но­ше­нии жи­вот­ных. Ми­ха­ил был уве­рен в том, что жи­вот­ные, как и люди, могут иметь такие же права и сво­бо­ды. Уве­до­мив о своей ини­ци­а­ти­ве го­род­ской отдел внут­рен­них дел, Ми­ха­ил от­пра­вил­ся на цен­траль­ную пло­щадь го­ро­да, в ко­то­ром он про­жи­вал, с пла­ка­том в за­щи­ту прав жи­вот­ных. Прав­да, не успев на­чать свой путь от цен­траль­ной пло­ща­ди, Ми­ха­ил там же был за­дер­жан со­труд­ни­ка­ми част­но­го охран­но­го пред­при­я­тия, как на­ру­ша­ю­щий об­ще­ствен­ный по­ря­док.


Тип 0 № 4
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

Сту­дент-пер­во­курс­ник на­пи­сал эссе о вы­да­ю­щем­ся по­ли­ти­ке, воз­гла­вив­шем стра­ну К. в усло­ви­ях глу­бо­ко со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са. До своей смер­ти этот по­ли­тик два­жды пе­ре­из­би­рал­ся на вы­бо­рах с не­из­мен­но вы­со­ким ре­зуль­та­том, при его жизни вто­рым име­нем этого по­ли­ти­ка было очень по­пу­ляр­но на­зы­вать маль­чи­ков, а после смер­ти порт­рет этого по­ли­ти­ка по­явил­ся на круп­ных де­неж­ных ку­пю­рах на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты, его име­нем были на­зва­ны аэро­порт, кос­мо­дром и во­ен­ное учи­ли­ще, ко­то­рое окон­чил дан­ный по­ли­тик за­дол­го до на­ча­ла по­ли­ти­че­ской ка­рье­ры. Ос­но­вы­ва­юсь на этих фак­тах, сту­дент-пер­во­курс­ник сде­лал вывод, что дан­ный ха­риз­ма­тич­ный по­ли­тик со­здал в стра­не то­та­ли­тар­ный режим. Пре­по­да­ва­тель, про­чи­тав эссе, оце­нил его на не­удо­вле­тво­ри­тель­ную оцен­ку.

Как Вы ду­ма­е­те, чем обос­но­вал свое ре­ше­ние пре­по­да­ва­тель? Какие важ­ней­шие фак­то­ры мог не учесть сту­дент?


Тип 0 № 5
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

А.  Б. Гоф­ман, ана­ли­зи­руя такое со­ци­аль­ное яв­ле­ние как «оче­редь», де­ла­ет ин­те­рес­ное за­ме­ча­ние: «Оче­ре­ди де­лят­ся пре­жде всего на «живые» и «не­жи­вые». В «живых» ин­ди­ви­ды те­лес­но рас­по­ла­га­ют­ся не­по­сред­ствен­но друг за дру­гом; в «не­жи­вых» тела ин­ди­ви­дов рас­се­я­ны в про­стран­стве, но мыс­лен­но каж­дый пред­став­ля­ет себе, за кем он и кто за ним. «Не­жи­вые» оче­ре­ди со­про­вож­да­ют­ся спис­ка­ми, в ко­то­рых не­об­хо­ди­мо время от вре­ме­ни от­ме­чать­ся, по­это­му их можно также на­звать «спи­соч­ны­ми». Один из за­ко­нов функ­ци­о­ни­ро­ва­ния оче­ре­дей со­сто­ит в том, что «не­жи­вая» оче­редь су­ще­ству­ет доль­ше «живой». Между двумя на­зван­ны­ми ви­да­ми оче­ре­дей могут воз­ни­кать кон­флик­ты, вы­зы­ва­е­мые раз­ли­чи­я­ми в ин­те­ре­сах. На­при­мер, к мно­го­ме­сяч­ной «спи­соч­ной» оче­ре­ди за дет­ски­ми шуб­ка­ми в день по­ступ­ле­ния то­ва­ра при­со­еди­ня­ет­ся вновь воз­ник­шая «живая» оче­редь, стре­мя­ща­я­ся вы­тес­нить первую. Между ними раз­во­ра­чи­ва­ет­ся про­ти­во­бор­ство, в ко­то­ром каж­дая из сто­рон об­ви­ня­ет дру­гую в не­за­кон­но­сти ее су­ще­ство­ва­ния».

Про­ана­ли­зи­руй­те при­ве­ден­ный фраг­мент с точки зре­ния раз­лич­ных по­ня­тий и ка­те­го­рий со­цио­ло­гии. С по­мо­щью каких со­цио­ло­ги­че­ских тео­рий можно объ­яс­нить от­ме­чен­ную осо­бен­ность: «не­жи­вая» оче­редь су­ще­ству­ет доль­ше «живой»? Как во­об­ще можно рас­смат­ри­вать оче­редь с точки зре­ния со­цио­ло­гии? Крат­ко ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ.


Тип 21 № 6
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Один муд­рец умер и ока­зал­ся перед вра­та­ми за­гроб­но­го мира, ко­то­рые охра­ня­ет бди­тель­ный страж. За одной две­рью Рай, за дру­гой  — Ад, за тре­тьей  — Чи­сти­ли­ще. Страж про­пу­стит муд­ре­ца в одну из трех две­рей, но при этом он стро­го сле­дит за со­блю­де­ни­ем сле­ду­ю­щих пра­вил:

1)  Муд­рец дол­жен ясно и четко от­ве­тить на во­прос, в какую из две­рей страж его про­пу­стит (можно про­из­не­сти толь­ко одно из трех слов: «Рай», «Ад» или «Чи­сти­ли­ще»).

2)  Если ответ ока­жет­ся лож­ным, страж от­пра­вит его в Ад.

3)  Если ответ ока­жет­ся ис­тин­ным, страж от­пра­вит его в Рай или в Чи­сти­ли­ще (но куда имен­но  — не­из­вест­но).

4)  Если ответ ока­жет­ся па­ра­док­саль­ным (па­ра­док­саль­ным счи­та­ет­ся ответ, ко­то­рый га­ран­ти­ро­ван­но не яв­ля­ет­ся ни ис­тин­ным, ни лож­ным), страж от­пра­вит его в Рай.

Муд­рец дал такой ответ, после ко­то­ро­го страж был вы­нуж­ден про­пу­стить его в Рай.

1)  Что имен­но ска­зал муд­рец? Обос­нуй­те свой ответ.

2)  Если бы муд­рец хотел га­ран­ти­ро­ван­но по­пасть в Ад, смог бы он этого до­бить­ся? Обос­нуй­те свой ответ.

3)  Если бы муд­рец хотел по­пасть куда угод­но, но толь­ко не в Чи­сти­ли­ще, смог бы он этого до­бить­ся?

Обос­нуй­те свой ответ.


Тип 21 № 13
i

На­пи­ши­те эссе на одну из при­ве­ден­ных ниже тем (50 бал­лов).

 

По­ли­то­ло­гия

1)  В «Двух трак­та­тах о прав­ле­нии» Джона Локка можно найти сле­ду­ю­щую ци­та­ту: «Един­ствен­ный путь, по­сред­ством ко­то­ро­го кто-либо от­ка­зы­ва­ет­ся от своей есте­ствен­ной сво­бо­ды и на­де­ва­ет на себя узы граж­дан­ско­го об­ще­ства,  — это со­гла­ше­ние с дру­ги­ми лю­дь­ми об объ­еди­не­нии в со­об­ще­ство для того, чтобы удоб­но, бла­го­по­луч­но и мирно сов­мест­но жить, спо­кой­но поль­зу­ясь своей соб­ствен­но­стью и на­хо­дясь в боль­шей без­опас­но­сти, чем кто-либо не яв­ля­ю­щий­ся чле­ном об­ще­ства».

Какую зна­ме­ни­тую кон­цеп­цию про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства ха­рак­те­ри­зу­ет пред­ло­жен­ная в тек­сте за­да­ния ци­та­та? Пе­ре­чис­ли­те хотя бы двух фи­ло­со­фов или мыс­ли­те­лей, ко­то­рые при­дер­жи­ва­лись тех же взгля­дов, что и Джон Локк. Про­ана­ли­зи­руй­те и дайте оцен­ку дан­ной тео­ре­ти­че­ской кон­цеп­ции, если не­об­хо­ди­мо, срав­ни­те ее с дру­ги­ми тео­ри­я­ми про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства.

 

Со­цио­ло­гия

2)  Рус­ский со­цио­лог М. М. Ко­ва­лев­ский в своем двух­том­ном труде «Со­цио­ло­гия» писал, что «Не­воз­мож­но утвер­ждать, что эво­лю­ция все­гда идет в на­прав­ле­нии из­ле­чи­ва­ния со­ци­аль­ных бо­лез­ней и к уве­ли­че­нию об­ще­ствен­но­го бла­го­со­сто­я­ния; также слож­но до­пу­стить, что каж­дая со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция есть по­ря­док».

С ка­ки­ми из­ме­не­ни­я­ми в со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях, фор­мах вза­и­мо­дей­ствия людей и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов свя­за­на эво­лю­ция об­ще­ства? На какое про­ти­во­ре­чие в раз­ви­тии об­ще­ства об­ра­ща­ет вни­ма­ние со­цио­лог в своем вы­ска­зы­ва­нии? Как Вы ду­ма­е­те, сле­ду­ет ли по­ни­мать со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию как по­ря­док, со­гла­сие, или же это в боль­шей сте­пе­ни про­ти­во­ре­чия и кон­флик­ты? Ар­гу­мен­ти­руй­те свою точку зре­ния, ос­но­вы­ва­ясь на со­цио­ло­ги­че­ских тео­ри­ях, ис­поль­зуй­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия и тер­ми­ны, про­ил­лю­стри­руй­те свои ар­гу­мен­ты при­ме­ра­ми, со­дер­жа­щи­ми кон­крет­ные факты об­ще­ствен­ной жизни.

 

Фи­ло­со­фия

3)  Воль­тер писал: «Ни на что не го­дит­ся тот, кто го­дит­ся толь­ко для себя».

Как вы по­ни­ма­е­те эти­че­ский смысл этого утвер­жде­ния? Со­глас­ны ли вы с ним? В каких слу­ча­ях нрав­ствен­ная ори­ен­та­ция на «са­мо­го себя» до­ста­точ­на, а в каких  — нет? Из­ло­жи­те свои мысли по по­во­ду за­тро­ну­тых здесь про­блем в форме эссе.


Тип 21 № 14
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

При­ве­ди­те ре­ше­ние сле­ду­ю­щей за­да­чи.

Мо­ло­дой че­ло­век устра­и­ва­ет­ся на ра­бо­ту. Ему пред­ла­га­ют за­ра­бот­ную плату 50000 руб­лей в месяц. По­до­ход­ный налог со­став­ля­ет 13%, ин­фля­ция за год со­ста­ви­ла 15%, дру­гие сборы, на­ло­ги и обя­за­тель­ные пла­те­жи от­сут­ству­ют

А)  Какую сумму но­ми­наль­но­го лич­но­го рас­по­ла­га­е­мо­го до­хо­да по­лу­чит ра­бот­ник за год?

Б)  Каков будет но­ми­наль­ный и ре­аль­ный доход ра­бот­ни­ка в месяц через год?

В)  Каков будет но­ми­наль­ный лич­ный рас­по­ла­га­е­мый и ре­аль­ный лич­ный рас­по­ла­га­е­мый доход ра­бот­ни­ка в месяц через год?


Тип 0 № 15
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

Не­боль­шая пло­ти­на сдер­жи­ва­ет на­тиск реч­ной воды в те­че­ние всего года, кроме пе­ри­о­дов наи­бо­лее силь­ных па­вод­ков, ко­то­рые раз в не­сколь­ко лет при­во­дят к за­топ­ле­нию близ­ле­жа­щей де­рев­ни. Во время од­но­го из таких па­вод­ков, когда стало оче­вид­но, что пло­ти­на не за­щи­тит от подъ­ема воды, Сер­гею, жи­те­лю де­рев­ни, при­ш­ла в го­ло­ву идея разо­брать бли­жай­шее к пло­ти­не стро­е­ние сво­е­го со­се­да  — Олега, чтобы из по­лу­чен­ных ма­те­ри­а­лов укре­пить пло­ти­ну и предот­вра­тить оче­вид­ное и не­ми­ну­е­мое на­вод­не­ние.

Сер­гей так и сде­лал. Од­на­ко Олегу это не по­нра­ви­лось, и он при­гро­зил Сер­гею уго­лов­ной от­вет­ствен­но­стью.

Можно ли при­знать дей­ствия Сер­гея про­ти­во­прав­ны­ми и при­влечь к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти? Ква­ли­фи­ци­руй­те де­я­ние по дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству.

Мак­си­маль­но пол­ным об­ра­зом обос­нуй­те ответ.


Тип 0 № 16
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

Оце­ни­те, на­сколь­ко кор­рект­но при­ведённое утвер­жде­ние. Ука­жи­те мо­мен­ты, с ко­то­ры­ми вы не со­глас­ны, ис­правь­те их, обос­нуй­те свою по­зи­цию. По воз­мож­но­сти, ука­жи­те, на схему раз­де­ле­ния вла­стей ка­ко­го го­су­дар­ства опи­рал­ся Мон­те­с­кьё, какие струк­ту­ры осу­ществ­ля­ли ту или иную власть?

В ос­но­ве ши­ро­ко из­вест­ной се­год­ня кон­цеп­ции раз­де­ле­ния вла­стей лежит идея сме­шан­но­го прав­ле­ния, раз­ра­бо­тан­ная еще в пе­ри­од Ари­сто­те­лем. Но ка­ко­ва связь между ними? Ш. Л. Мон­те­с­кьё, на­при­мер, вы­де­лял ис­пол­ни­тель­ную, за­ко­но­да­тель­ную и фе­де­ра­тив­ную ветви вла­сти и счи­тал, что ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит бю­ро­кра­там, за­ко­но­да­тель­ная  — в ве­де­нии мо­нар­ха, а фе­де­ра­тив­ная  — в ве­де­нии обыч­ных граж­дан. Имен­но по­это­му, раз­де­ле­ние вла­стей опре­де­лен­ным об­ра­зом уко­ре­не­но в со­ци­аль­ной струк­ту­ре об­ще­ства.


Тип 0 № 17
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Про­ана­ли­зи­руй­те фраг­мент из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, опи­сы­ва­ю­щий жизнь семьи в эва­ку­а­ции во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

 

«Утром Люд­ми­ла Ни­ко­ла­ев­на про­во­жа­ла мать и мужа на ра­бо­ту, Надю в школу. Пер­вой ухо­ди­ла мать, ра­бо­тав­шая хи­ми­ком в ла­бо­ра­то­рии зна­ме­ни­то­го ка­зан­ско­го мы­ло­ва­рен­но­го за­во­да. Про­хо­дя мимо ком­на­ты зятя, Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на обыч­но по­вто­ря­ла шутку, услы­шан­ную ею от ра­бо­чих на за­во­де: «Хо­зя­е­вам на ра­бо­ту к шести, а слу­жа­щим к де­вя­ти».

За ней шла в школу Надя, вер­нее, не шла, а убе­га­ла га­ло­пом, по­то­му что не было воз­мож­но­сти под­нять ее во­вре­мя с кро­ва­ти,  — в по­след­нюю ми­ну­ту она вска­ки­ва­ла, хва­та­ла чулки, кофту, книги, тет­ра­ди, зав­тра­кая, да­ви­лась чаем, а сбе­гая по лест­ни­це, на­ма­ты­ва­ла шарф и на­тя­ги­ва­ла паль­то.

Когда Вик­тор Пав­ло­вич са­дил­ся зав­тра­кать, чай­ник после ухода Нади уже осты­вал, и его при­хо­ди­лось на­но­во разо­гре­вать. Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на сер­ди­лась, когда Надя го­во­ри­ла: «Ско­рей бы вы­рвать­ся из этой чер­то­вой дыры». Надя не знала, что Дер­жа­вин жил когда-то в Ка­за­ни, что жили в ней Ак­са­ков, Тол­стой, Ленин, Зинин, Ло­ба­чев­ский, что Мак­сим Горь­кий ра­бо­тал когда-то в ка­зан­ской бу­лоч­ной.

— Какое стар­че­ское без­раз­ли­чие,  — го­во­ри­ла Алек­сандра Вла­ди­ми­ров­на, и стран­но было слы­шать этот упрек ста­ру­хи, об­ра­щен­ный к де­воч­ке-под­рост­ку.

Люд­ми­ла ви­де­ла, что мать про­дол­жа­ла ин­те­ре­со­вать­ся лю­дь­ми, новой ра­бо­той. Од­но­вре­мен­но с вос­хи­ще­ни­ем перед ду­шев­ной силой ма­те­ри в ней жило со­всем дру­гое чув­ство,  — как можно было в горе ин­те­ре­со­вать­ся гид­ро­ге­ни­за­ци­ей жиров, ка­зан­ски­ми ули­ца­ми и му­зе­я­ми».

 

Опи­ши­те си­ту­а­цию с по­мо­щью со­цио­ло­ги­че­ских по­ня­тий и тер­ми­нов. По­яс­ни­те, по­че­му можно ис­поль­зо­вать ука­зан­ные вами тер­ми­ны для опи­са­ния того или иного фе­но­ме­на. В каж­дом слу­чае при­во­ди­те крат­ко ци­та­ту из тек­ста и со­от­вет­ству­ю­щее по­ня­тие, затем к од­но­му или не­сколь­ким по­ня­ти­ям – крат­кое по­яс­не­ние. По­ста­рай­тесь ис­поль­зо­вать как можно боль­ше со­цио­ло­ги­че­ских тер­ми­нов.


Тип 21 № 18
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

В одной груп­пе учат­ся три сту­ден­та: Петр, Роман и Семен. Каж­дый из них изу­ча­ет либо фран­цуз­ский, либо не­мец­кий язык. При этом один из них увле­ка­ет­ся иде­я­ми Де­кар­та, дру­гой любит твор­че­ство Воль­те­ра, а тре­тий  — Ге­ге­ля.

1)  Как ни стран­но, из них толь­ко Петр изу­ча­ет язык, на ко­то­ром писал его лю­би­мый мыс­ли­тель.

2)  Ис­сле­до­ва­те­ли Ге­ге­ля и Воль­те­ра изу­ча­ют один и тот же язык.

3)  Роман увле­ка­ет­ся твор­че­ством од­но­го из фран­цу­зов.

Опре­де­ли­те, кто из них какой язык изу­ча­ет и каким мыс­ли­те­лем увле­ка­ет­ся. Обос­нуй­те свой ответ.


Тип 21 № 31
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе.

 

Тема 1. Про­ана­ли­зи­руй­те утвер­жде­ние, что Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция в Рос­сии была ре­а­ли­за­ци­ей кон­цеп­ции со­ци­аль­но­го про­грес­са. На­пи­ши­те эссе, от­ве­тив на во­прос: в чем можно из­ме­рять об­ще­ствен­ный про­гресс с точки зре­ния об­ще­ст­во­зна­ния? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты и со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры из ис­то­рии ре­во­лю­ции 1917 года.

 

Тема 2. «В рам­ках про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­мы пар­тия может поз­во­лить себе уста­нав­ли­вать соб­ствен­ную уни­каль­ную пар­тий­ную про­грам­му, не об­ра­щая вни­ма­ния на своих оп­по­нен­тов. В ан­глий­ской и аме­ри­кан­ской из­би­ра­тель­ных си­сте­мах пар­тии бо­рют­ся за «мар­ги­наль­ные» (пе­ри­фе­рий­ные) го­ло­са. Есть люди, ко­то­рые все­гда го­ло­су­ют за одну и ту же пар­тию, но не­смот­ря на это, чтобы вы­иг­рать го­ло­са «пла­ва­ю­щих» (ко­леб­лю­щих­ся) из­би­ра­те­лей, пар­тия долж­на ми­ни­ми­зи­ро­вать идео­ло­ги­че­ские раз­ли­чия с наи­бо­лее близ­кой к ней по духу». (Отто Кирх­хай­мер).

Какие еще раз­ли­чия между пе­ре­чис­лен­ны­ми из­би­ра­тель­ны­ми си­сте­ма­ми Вы мо­же­те на­звать? Со­глас­ны ли Вы с те­зи­сом, пред­ло­жен­ным из­вест­ным не­мец­ким по­ли­то­ло­гом? О каких пар­ти­ях, ко­то­рые бо­рют­ся за го­ло­са ко­леб­лю­щих­ся из­би­ра­те­лей, пишет Кирх­хай­мер? Дайте оцен­ку дан­ной по­зи­ции, при­ве­ди­те при­ме­ры как под­твер­жда­ю­щие, так и опро­вер­га­ю­щие Вашу по­зи­цию.

 

Тема 3. Петр Ча­а­да­ев писал: «Пре­крас­ная вещь  — лю­бовь к оте­че­ству, но есть еще более пре­крас­ное  — это лю­бовь к ис­ти­не. Лю­бовь к оте­че­ству рож­да­ет ге­ро­ев, лю­бовь к ис­ти­не со­зда­ет муд­ре­цов».

Со­глас­ны ли вы с этим утвер­жде­ни­ем? В чем лю­бовь к от­че­ству и лю­бовь к ис­ти­не сов­па­да­ют, а в чем они могут всту­пать в кон­фликт? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты и со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры из ми­ро­вой и оте­че­ствен­ной ис­то­рии.


Тип 0 № 32
i

В СМИ ре­гу­ляр­но по­яв­ля­ют­ся но­во­сти о «стре­ля­ю­щих сва­дьбах», когда гости и участ­ни­ки це­ре­мо­нии стре­ля­ют в воз­дух из ору­жия. Что может озна­чать это дей­ствие для участ­ни­ков? Объ­яс­ни­те с по­мо­щью тео­рий и по­ня­тий со­цио­ло­гии ре­ак­ции об­ще­ства и СМИ на этот фе­но­мен в слу­чае, когда вла­де­ние ору­жи­ем яв­ля­ет­ся за­кон­ным. (10 бал­лов).


Тип 0 № 33
i

Оце­ни­те, на­сколь­ко кор­рект­но при­ве­ден­ное утвер­жде­ние. Ис­правь­те все встре­ча­ю­щи­е­ся в нем ошиб­ки.

В не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­ни­ях по­ли­ти­че­ское уча­стие сво­дит­ся толь­ко к раз­лич­ным видам доб­ро­воль­ных по­ли­ти­че­ских дей­ствий граж­дан; тем самым из рас­смот­ре­ния ис­клю­ча­ют­ся такие дей­ствия, как служ­ба в армии, упла­та на­ло­гов, го­ло­со­ва­ние на без­аль­тер­на­тив­ных вы­бо­рах с одним кан­ди­да­том в спис­ках и т. п. Кри­ти­куя дан­ную точку зре­ния, С. Хан­тинг­тон пред­ла­га­ет в за­ви­си­мо­сти от мо­ти­ва­ции дей­ствий раз­ли­чать два вида по­ли­ти­че­ско­го уча­стия: ав­то­ном­ное (вы­ра­жа­ет со­зна­тель­но обу­слов­лен­ные формы по­ли­ти­че­ско­го по­ве­де­ния ин­ди­ви­дов, по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние пре­жде всего в не­за­пад­ных ли­бе­раль­ных де­мо­кра­ти­ях) и мо­би­ли­зо­ван­ное (доб­ро­воль­ное уча­стие в по­ли­ти­че­ских дей­стви­ях под дав­ле­ни­ем го­су­дар­ства, воз­дей­стви­ем стра­ха, под­ку­па, долга и иных не­по­ли­ти­че­ских сти­му­лов, ха­рак­тер­но для тра­ди­ци­он­ных об­ществ, ав­то­ри­тар­ных и то­та­ли­тар­ных по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов).

По от­но­ше­нию к дей­ству­ю­щим в го­су­дар­стве за­ко­нам обыч­но вы­де­ля­ют­ся не­кон­вен­ци­о­наль­ные (т. е. ле­ги­тим­ные) и кон­вен­ци­о­наль­ные формы по­ли­ти­че­ско­го уча­стия. Л. Мил­брайт на­зы­ва­ет че­ты­ре ос­нов­ных вида не­кон­вен­ци­о­наль­но­го (го­ло­со­ва­ние; уча­стие в ра­бо­те пар­тий и дру­гих по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций и про­во­ди­мых

ими кам­па­ни­ях; уча­стие в по­ли­ти­че­ской жизни об­щи­ны  — со­бра­ния, де­неж­ные по­жерт­во­ва­ния и т. п.; кон­так­ты с офи­ци­аль­ны­ми ли­ца­ми на раз­ных уров­нях) и при­во­дит при­ме­ры кон­вен­ци­о­наль­но­го по­ли­ти­че­ско­го уча­стия (уча­стие в пуб­лич­ных улич­ных де­мон­стра­ци­ях, ми­тин­гах и дру­гих фор­мах про­те­ста с на­ру­ше­ни­ем за­ко­на; про­тест про­тив «без­нрав­ствен­ных» дей­ствий вла­стей в виде го­ло­до­вок, со­жже­ний и т. п.; отказ по­ви­но­вать­ся не­спра­вед­ли­вым за­ко­нам). (10 бал­лов).


Тип 21 № 34
i

На еже­год­ный кон­гресс лже­цов при­е­ха­ло мно­же­ство де­ле­га­тов из раз­ных стран. По пра­ви­лам этого ме­ро­при­я­тия, к уча­стию в нем до­пус­ка­ют­ся толь­ко на­сто­я­щие лжецы  — те, ко­то­рые все­гда лгут. Но из до­сто­вер­ных ис­точ­ни­ков стало из­вест­но, что в этот раз на кон­гресс про­ник по край­ней мере один прав­до­люб, ко­то­рый все­гда го­во­рит прав­ду. Чтобы вы­явить на­ру­ши­те­ля (или на­ру­ши­те­лей), на­ня­тый ор­га­ни­за­то­ра­ми де­тек­тив про­вел бе­се­ду с участ­ни­ка­ми:

— Ка­ко­во в этом году общее число участ­ни­ков кон­грес­са?  — спро­сил де­тек­тив.

— Сто де­вя­но­сто де­вять!  — ска­зал Смит.

— Не боль­ше двух­сот, или я лжец!  — ска­зал Джонс.

— Если я прав, то участ­ни­ков не мень­ше двух­сот,  — за­явил Браун.

— Смит, Джонс и Браун правы,  — кон­ста­ти­ро­вал Грин.

— Но боль­ше прав­до­лю­бов среди нас нет,  — до­ба­вил он, по­ду­мав.

— Если среди участ­ни­ков боль­ше трех прав­до­лю­бов, то я лжец, – ска­зал Эванс.

На этом бе­се­да пре­кра­ти­лась, по­то­му что де­тек­ти­ву все стало ясно. А вам?

1)  Сколь­ко на самом деле было участ­ни­ков?

2)  Сколь­ко среди участ­ни­ков было прав­до­лю­бов? Ука­жи­те их имена, если воз­мож­но.

Обос­нуй­те свои от­ве­ты при по­мо­щи ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний. (10 бал­лов).


Тип 0 № 35
i

Ан­дрею все­гда нра­ви­лась тео­рия раз­де­ле­ния вла­стей, его вос­хи­ща­ла строй­ность и чет­кость этой тео­рии, и боль­ше всего ему нра­ви­лось, что бла­го­да­ря этой тео­рии все­гда точно можно ска­зать, какой орган го­су­дар­ства к какой ветви вла­сти от­но­сит­ся и чем за­ни­ма­ет­ся. Про­чи­тав Кон­сти­ту­цию и мно­же­ство книг про раз­де­ле­ние вла­стей, Ан­дрей за­пом­нил, что в Рос­сии есть 4 ветви вла­сти: за­ко­но­да­тель­ная, ис­пол­ни­тель­ная, фе­де­ра­тив­ная и су­деб­ная, со­еди­ня­ясь вме­сте, со­став­ля­ю­щие Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. К за­ко­но­да­тель­ной вла­сти Ан­дрей от­но­сил Го­су­дар­ствен­ную Думу, при­ни­ма­ю­щую за­ко­ны, к ис­пол­ни­тель­ной  — Пре­зи­ден­та, к фе­де­ра­тив­ной  — Совет Фе­де­ра­ции, а к су­деб­ной  — суды и про­ку­ра­ту­ру. Оста­ва­лись еще Счет­ная па­ла­та и Цен­траль­ный Банк, и так как они за­ни­ма­лись, по мне­нию Ан­дрея чем-то фи­нан­со­вым, он смело от­но­сил их к ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Ис­правь­те все ошиб­ки, до­пу­щен­ные Ан­дре­ем. (10 бал­лов).


Тип 21 № 36
i

Мария и Ольга в саду со­би­ра­ют смо­ро­ди­ну и ма­ли­ну. Мария за один час может со­брать 10 ста­ка­нов смо­ро­ди­ны или 15 ста­ка­нов ма­ли­ны. Ольга ра­бо­та­ет более про­из­во­ди­тель­но: за один час она может со­брать 20 ста­ка­нов смо­ро­ди­ны или 25 ста­ка­нов ма­ли­ны. Если целью Марии и Ольги яв­ля­ет­ся мак­си­маль­ное ис­поль­зо­ва­ние их сов­мест­ных воз­мож­но­стей по сбору ягод, сколь­ко они вме­сте за один час смо­гут со­брать ста­ка­нов смо­ро­ди­ны, со­брав при этом 30 ста­ка­нов ма­ли­ны? Обос­нуй­те свой ответ. (10 бал­лов).


Тип 21 № 51
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

 

Тема 1. «В про­шлые века клас­со­вые раз­ли­чия были не толь­ко не­из­беж­ны, но и же­ла­тель­ны. За ци­ви­ли­за­цию при­ш­лось пла­тить не­ра­вен­ством. Но с раз­ви­ти­ем ма­шин­но­го про­из­вод­ства си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Хотя люди по преж­не­му долж­ны были вы­пол­нять не­оди­на­ко­вые ра­бо­ты, ис­чез­ла не­об­хо­ди­мость в том, чтобы они сто­я­ли на раз­ных со­ци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских уров­нях», писал Джордж Ору­элл.

Срав­ни­те тра­ди­ци­он­ную (ка­сто­вую) и со­вре­мен­ную (клас­со­вую) со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию с точки зре­ния уров­ней и воз­мож­но­стей со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. Бе­не­дикт Спи­но­за писал: «В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве менее долж­но бо­ять­ся не­ле­по­стей [чем при про­чих по­ли­ти­че­ских устрой­ствах. – Прим. со­ста­ви­те­лей], ибо почти не­воз­мож­но, чтобы боль­шин­ство со­бра­ния, если оно ве­ли­ко, со­шлось на одной не­ле­по­сти».

Со­глас­ны ли Вы с ав­то­ром вы­ска­зы­ва­ния? Есть ли тео­ре­ти­че­ские и ис­то­ри­че­ские ар­гу­мен­ты, под­дер­жи­ва­ю­щие его по­зи­цию? Какие ар­гу­мен­ты можно при­ве­сти в про­ти­во­вес этой по­зи­ции? Су­ще­ству­ют ли, по Ва­ше­му мне­нию, более убе­ди­тель­ные ар­гу­мен­ты в поль­зу де­мо­кра­тии?

 

Тема 3. Артур Шо­пен­гау­эр писал: «Го­су­дар­ство – не что иное, как на­морд­ник для усми­ре­ния пло­то­яд­но­го жи­вот­но­го, на­зы­ва­ю­ще­го­ся че­ло­ве­ком, для при­да­ния ему от­ча­сти тра­во­яд­но­го ха­рак­те­ра».

Со­глас­ны ли Вы с ним? Какую функ­цию го­су­дар­ства он вы­де­ля­ет в ка­че­стве глав­ной? Есть ли у го­су­дар­ства дру­гие функ­ции? Какие взгля­ды на при­ро­ду че­ло­ве­ка от­ра­же­ны в вы­ска­зы­ва­нии Шо­пен­гау­э­ра? С ка­ки­ми кон­цеп­ци­я­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды он по­ле­ми­зи­ру­ет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.


Тип 0 № 52
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

После Вто­рой ми­ро­вой войны на­чал­ся про­цесс ли­бе­ра­ли­за­ции меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли. Были под­пи­са­ны меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния, бла­го­да­ря ко­то­рым по­сте­пен­но устра­ня­лись тор­го­вые ба­рье­ры, такие как та­ри­фы и квоты. Это поз­во­ли­ло стра­нам, участ­ву­ю­щим в этом про­цес­се, сти­му­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ский рост и по­вы­сить бла­го­со­сто­я­ние на­се­ле­ния.

По­че­му уча­стие в меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле может сти­му­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ский рост и по­вы­сить бла­го­со­сто­я­ние на­се­ле­ния? На­зо­ви­те не менее трех раз­лич­ных при­чин, крат­ко рас­крой­те ме­ха­низм их ра­бо­ты.

Всего: 1000    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80