Всего: 1000 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Напишите эссе на одну из приведенных ниже тем (50 баллов).
Политология
1) Томас Пейн считал, что любое правительство является «неизбежным для общества злом», вот его мнение по этому вопросу: «Некоторые авторы настолько смешали понятия общества и государства, но даже их происхождение различно, общество создаётся нашими потребностями, а правительство нашими пороками. Первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие намерения, а государство делает нас счастливыми, обуздывая наши пороки. Первое — защитник, правительство — каратель». Подумайте, на что может влиять характер взаимоотношений между обществом и государством. Согласны ли Вы с мнением Томаса Пейна? В каких еще отношениях могут находиться общество и государство? Приведите реальные исторические примеры, если это необходимо.
Социология
2) Американский социолог и социальный психолог Ч. Кули в работе «Социальная организация» писал: «Религия или правительство других цивилизаций могут показаться нам чужими, но детская и семейная группы повсеместно имеют общий жизненный облик, и в них мы всегда можем чувствовать себя как дома». Раскройте смысл этого высказывания. Как можно теоретически обосновать противопоставление выделяемых Кули двух типов социальных феноменов, с помощью каких терминов? Как в этом высказывании Кули проявились особенности социологического подхода к изучению феноменов общественной жизни? Аргументируйте свою точку зрения, основываясь на различных социологических теориях, используйте соответствующие понятия и термины, проиллюстрируйте свои аргументы примерами, содержащими конкретные факты общественной жизни.
Философия
3) Вильгельм Виндельбанд писал: «Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и затем должен был примириться с тем, что его, как нищего, выбросили на улицу». Как вы понимаете смысл этой метафоры? Согласны ли вы с автором по поводу положения философии в современном мире? И какая судьба, на ваш взгляд, ожидает философию в дальнейшем? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Экономика страны А производит два товара: сыр и мясо. В 2014 году всего было произведено 1500 кг сыра и 950 кг мяса, продавались эти товары, соответственно, по 300 руб./кг и 350 руб./кг. В 2015 году производство мяса увеличилось на 20%, а производство сыра снизилось на 15%, при этом цена мяса снизилась на 10%, а сыра —увеличилась на 20%.
А) Чему равен номинальный ВВП за 2015 год?
Б) Чему равен реальный ВВП за 2015 год?
В) В экономике страны А наблюдается рост экономики или спад? Каков этот рост или спад в %?
Задание по праву (10 баллов).
Укажите на ошибки в ситуации и исправьте их.
Михаил был неравнодушен к животным и считал их субъектами права, равноправными членами общества. Он даже собирался зарегистрировать в своей квартире по месту постоянного проживания несколько кошек и одну собаку. Однако проявляемая несправедливость в отношении животных настолько его беспокоила, что 4 октября – во всемирный День защиты животных – он решил организовать одиночное шествие против дискриминации в отношении животных. Михаил был уверен в том, что животные, как и люди, могут иметь такие же права и свободы. Уведомив о своей инициативе городской отдел внутренних дел, Михаил отправился на центральную площадь города, в котором он проживал, с плакатом в защиту прав животных. Правда, не успев начать свой путь от центральной площади, Михаил там же был задержан сотрудниками частного охранного предприятия, как нарушающий общественный порядок.
Задание по политологии (10 баллов).
Студент-первокурсник написал эссе о выдающемся политике, возглавившем страну К. в условиях глубоко социально-экономического и политического кризиса. До своей смерти этот политик дважды переизбирался на выборах с неизменно высоким результатом, при его жизни вторым именем этого политика было очень популярно называть мальчиков, а после смерти портрет этого политика появился на крупных денежных купюрах национальной валюты, его именем были названы аэропорт, космодром и военное училище, которое окончил данный политик задолго до начала политической карьеры. Основываюсь на этих фактах, студент-первокурсник сделал вывод, что данный харизматичный политик создал в стране тоталитарный режим. Преподаватель, прочитав эссе, оценил его на неудовлетворительную оценку.
Как Вы думаете, чем обосновал свое решение преподаватель? Какие важнейшие факторы мог не учесть студент?
Задание по социологии (10 баллов).
А. Б. Гофман, анализируя такое социальное явление как «очередь», делает интересное замечание: «Очереди делятся прежде всего на «живые» и «неживые». В «живых» индивиды телесно располагаются непосредственно друг за другом; в «неживых» тела индивидов рассеяны в пространстве, но мысленно каждый представляет себе, за кем он и кто за ним. «Неживые» очереди сопровождаются списками, в которых необходимо время от времени отмечаться, поэтому их можно также назвать «списочными». Один из законов функционирования очередей состоит в том, что «неживая» очередь существует дольше «живой». Между двумя названными видами очередей могут возникать конфликты, вызываемые различиями в интересах. Например, к многомесячной «списочной» очереди за детскими шубками в день поступления товара присоединяется вновь возникшая «живая» очередь, стремящаяся вытеснить первую. Между ними разворачивается противоборство, в котором каждая из сторон обвиняет другую в незаконности ее существования».
Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения различных понятий и категорий социологии. С помощью каких социологических теорий можно объяснить отмеченную особенность: «неживая» очередь существует дольше «живой»? Как вообще можно рассматривать очередь с точки зрения социологии? Кратко аргументируйте свой ответ.
Задание по философии (10 баллов).
Один мудрец умер и оказался перед вратами загробного мира, которые охраняет бдительный страж. За одной дверью Рай, за другой — Ад, за третьей — Чистилище. Страж пропустит мудреца в одну из трех дверей, но при этом он строго следит за соблюдением следующих правил:
1) Мудрец должен ясно и четко ответить на вопрос, в какую из дверей страж его пропустит (можно произнести только одно из трех слов: «Рай», «Ад» или «Чистилище»).
2) Если ответ окажется ложным, страж отправит его в Ад.
3) Если ответ окажется истинным, страж отправит его в Рай или в Чистилище (но куда именно — неизвестно).
4) Если ответ окажется парадоксальным (парадоксальным считается ответ, который гарантированно не является ни истинным, ни ложным), страж отправит его в Рай.
Мудрец дал такой ответ, после которого страж был вынужден пропустить его в Рай.
1) Что именно сказал мудрец? Обоснуйте свой ответ.
2) Если бы мудрец хотел гарантированно попасть в Ад, смог бы он этого добиться? Обоснуйте свой ответ.
3) Если бы мудрец хотел попасть куда угодно, но только не в Чистилище, смог бы он этого добиться?
Обоснуйте свой ответ.
Напишите эссе на одну из приведенных ниже тем (50 баллов).
Политология
1) В «Двух трактатах о правлении» Джона Локка можно найти следующую цитату: «Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».
Какую знаменитую концепцию происхождения государства характеризует предложенная в тексте задания цитата? Перечислите хотя бы двух философов или мыслителей, которые придерживались тех же взглядов, что и Джон Локк. Проанализируйте и дайте оценку данной теоретической концепции, если необходимо, сравните ее с другими теориями происхождения государства.
Социология
2) Русский социолог М. М. Ковалевский в своем двухтомном труде «Социология» писал, что «Невозможно утверждать, что эволюция всегда идет в направлении излечивания социальных болезней и к увеличению общественного благосостояния; также сложно допустить, что каждая социальная организация есть порядок».
С какими изменениями в социальных отношениях, формах взаимодействия людей и социальных институтов связана эволюция общества? На какое противоречие в развитии общества обращает внимание социолог в своем высказывании? Как Вы думаете, следует ли понимать социальную организацию как порядок, согласие, или же это в большей степени противоречия и конфликты? Аргументируйте свою точку зрения, основываясь на социологических теориях, используйте соответствующие понятия и термины, проиллюстрируйте свои аргументы примерами, содержащими конкретные факты общественной жизни.
Философия
3) Вольтер писал: «Ни на что не годится тот, кто годится только для себя».
Как вы понимаете этический смысл этого утверждения? Согласны ли вы с ним? В каких случаях нравственная ориентация на «самого себя» достаточна, а в каких — нет? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Молодой человек устраивается на работу. Ему предлагают заработную плату 50000 рублей в месяц. Подоходный налог составляет 13%, инфляция за год составила 15%, другие сборы, налоги и обязательные платежи отсутствуют
А) Какую сумму номинального личного располагаемого дохода получит работник за год?
Б) Каков будет номинальный и реальный доход работника в месяц через год?
В) Каков будет номинальный личный располагаемый и реальный личный располагаемый доход работника в месяц через год?
Задание по праву (10 баллов).
Небольшая плотина сдерживает натиск речной воды в течение всего года, кроме периодов наиболее сильных паводков, которые раз в несколько лет приводят к затоплению близлежащей деревни. Во время одного из таких паводков, когда стало очевидно, что плотина не защитит от подъема воды, Сергею, жителю деревни, пришла в голову идея разобрать ближайшее к плотине строение своего соседа — Олега, чтобы из полученных материалов укрепить плотину и предотвратить очевидное и неминуемое наводнение.
Сергей так и сделал. Однако Олегу это не понравилось, и он пригрозил Сергею уголовной ответственностью.
Можно ли признать действия Сергея противоправными и привлечь к уголовной ответственности? Квалифицируйте деяние по действующему законодательству.
Максимально полным образом обоснуйте ответ.
Задание по политологии (10 баллов).
Оцените, насколько корректно приведённое утверждение. Укажите моменты, с которыми вы не согласны, исправьте их, обоснуйте свою позицию. По возможности, укажите, на схему разделения властей какого государства опирался Монтескьё, какие структуры осуществляли ту или иную власть?
В основе широко известной сегодня концепции разделения властей лежит идея смешанного правления, разработанная еще в период Аристотелем. Но какова связь между ними? Ш. Л. Монтескьё, например, выделял исполнительную, законодательную и федеративную ветви власти и считал, что исполнительная власть принадлежит бюрократам, законодательная — в ведении монарха, а федеративная — в ведении обычных граждан. Именно поэтому, разделение властей определенным образом укоренено в социальной структуре общества.
Задание по социологии (10 баллов).
Проанализируйте фрагмент из литературного произведения, описывающий жизнь семьи в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
«Утром Людмила Николаевна провожала мать и мужа на работу, Надю в школу. Первой уходила мать, работавшая химиком в лаборатории знаменитого казанского мыловаренного завода. Проходя мимо комнаты зятя, Александра Владимировна обычно повторяла шутку, услышанную ею от рабочих на заводе: «Хозяевам на работу к шести, а служащим к девяти».
За ней шла в школу Надя, вернее, не шла, а убегала галопом, потому что не было возможности поднять ее вовремя с кровати, — в последнюю минуту она вскакивала, хватала чулки, кофту, книги, тетради, завтракая, давилась чаем, а сбегая по лестнице, наматывала шарф и натягивала пальто.
Когда Виктор Павлович садился завтракать, чайник после ухода Нади уже остывал, и его приходилось наново разогревать. Александра Владимировна сердилась, когда Надя говорила: «Скорей бы вырваться из этой чертовой дыры». Надя не знала, что Державин жил когда-то в Казани, что жили в ней Аксаков, Толстой, Ленин, Зинин, Лобачевский, что Максим Горький работал когда-то в казанской булочной.
— Какое старческое безразличие, — говорила Александра Владимировна, и странно было слышать этот упрек старухи, обращенный к девочке-подростку.
Людмила видела, что мать продолжала интересоваться людьми, новой работой. Одновременно с восхищением перед душевной силой матери в ней жило совсем другое чувство, — как можно было в горе интересоваться гидрогенизацией жиров, казанскими улицами и музеями».
Опишите ситуацию с помощью социологических понятий и терминов. Поясните, почему можно использовать указанные вами термины для описания того или иного феномена. В каждом случае приводите кратко цитату из текста и соответствующее понятие, затем к одному или нескольким понятиям – краткое пояснение. Постарайтесь использовать как можно больше социологических терминов.
Задание по философии (10 баллов).
В одной группе учатся три студента: Петр, Роман и Семен. Каждый из них изучает либо французский, либо немецкий язык. При этом один из них увлекается идеями Декарта, другой любит творчество Вольтера, а третий — Гегеля.
1) Как ни странно, из них только Петр изучает язык, на котором писал его любимый мыслитель.
2) Исследователи Гегеля и Вольтера изучают один и тот же язык.
3) Роман увлекается творчеством одного из французов.
Определите, кто из них какой язык изучает и каким мыслителем увлекается. Обоснуйте свой ответ.
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе.
Тема 1. Проанализируйте утверждение, что Октябрьская революция в России была реализацией концепции социального прогресса. Напишите эссе, ответив на вопрос: в чем можно измерять общественный прогресс с точки зрения обществознания? Приведите развернутые аргументы и соответствующие примеры из истории революции 1917 года.
Тема 2. «В рамках пропорциональной избирательной системы партия может позволить себе устанавливать собственную уникальную партийную программу, не обращая внимания на своих оппонентов. В английской и американской избирательных системах партии борются за «маргинальные» (периферийные) голоса. Есть люди, которые всегда голосуют за одну и ту же партию, но несмотря на это, чтобы выиграть голоса «плавающих» (колеблющихся) избирателей, партия должна минимизировать идеологические различия с наиболее близкой к ней по духу». (Отто Кирххаймер).
Какие еще различия между перечисленными избирательными системами Вы можете назвать? Согласны ли Вы с тезисом, предложенным известным немецким политологом? О каких партиях, которые борются за голоса колеблющихся избирателей, пишет Кирххаймер? Дайте оценку данной позиции, приведите примеры как подтверждающие, так и опровергающие Вашу позицию.
Тема 3. Петр Чаадаев писал: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов».
Согласны ли вы с этим утверждением? В чем любовь к отчеству и любовь к истине совпадают, а в чем они могут вступать в конфликт? Приведите развернутые аргументы и соответствующие примеры из мировой и отечественной истории.
В СМИ регулярно появляются новости о «стреляющих свадьбах», когда гости и участники церемонии стреляют в воздух из оружия. Что может означать это действие для участников? Объясните с помощью теорий и понятий социологии реакции общества и СМИ на этот феномен в случае, когда владение оружием является законным. (10 баллов).
Оцените, насколько корректно приведенное утверждение. Исправьте все встречающиеся в нем ошибки.
В некоторых исследованиях политическое участие сводится только к различным видам добровольных политических действий граждан; тем самым из рассмотрения исключаются такие действия, как служба в армии, уплата налогов, голосование на безальтернативных выборах с одним кандидатом в списках и т. п. Критикуя данную точку зрения, С. Хантингтон предлагает в зависимости от мотивации действий различать два вида политического участия: автономное (выражает сознательно обусловленные формы политического поведения индивидов, получило распространение прежде всего в незападных либеральных демократиях) и мобилизованное (добровольное участие в политических действиях под давлением государства, воздействием страха, подкупа, долга и иных неполитических стимулов, характерно для традиционных обществ, авторитарных и тоталитарных политических режимов).
По отношению к действующим в государстве законам обычно выделяются неконвенциональные (т. е. легитимные) и конвенциональные формы политического участия. Л. Милбрайт называет четыре основных вида неконвенционального (голосование; участие в работе партий и других политических организаций и проводимых
ими кампаниях; участие в политической жизни общины — собрания, денежные пожертвования и т. п.; контакты с официальными лицами на разных уровнях) и приводит примеры конвенционального политического участия (участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона; протест против «безнравственных» действий властей в виде голодовок, сожжений и т. п.; отказ повиноваться несправедливым законам). (10 баллов).
На ежегодный конгресс лжецов приехало множество делегатов из разных стран. По правилам этого мероприятия, к участию в нем допускаются только настоящие лжецы — те, которые всегда лгут. Но из достоверных источников стало известно, что в этот раз на конгресс проник по крайней мере один правдолюб, который всегда говорит правду. Чтобы выявить нарушителя (или нарушителей), нанятый организаторами детектив провел беседу с участниками:
— Каково в этом году общее число участников конгресса? — спросил детектив.
— Сто девяносто девять! — сказал Смит.
— Не больше двухсот, или я лжец! — сказал Джонс.
— Если я прав, то участников не меньше двухсот, — заявил Браун.
— Смит, Джонс и Браун правы, — констатировал Грин.
— Но больше правдолюбов среди нас нет, — добавил он, подумав.
— Если среди участников больше трех правдолюбов, то я лжец, – сказал Эванс.
На этом беседа прекратилась, потому что детективу все стало ясно. А вам?
1) Сколько на самом деле было участников?
2) Сколько среди участников было правдолюбов? Укажите их имена, если возможно.
Обоснуйте свои ответы при помощи логических рассуждений. (10 баллов).
Андрею всегда нравилась теория разделения властей, его восхищала стройность и четкость этой теории, и больше всего ему нравилось, что благодаря этой теории всегда точно можно сказать, какой орган государства к какой ветви власти относится и чем занимается. Прочитав Конституцию и множество книг про разделение властей, Андрей запомнил, что в России есть 4 ветви власти: законодательная, исполнительная, федеративная и судебная, соединяясь вместе, составляющие Правительство Российской Федерации. К законодательной власти Андрей относил Государственную Думу, принимающую законы, к исполнительной — Президента, к федеративной — Совет Федерации, а к судебной — суды и прокуратуру. Оставались еще Счетная палата и Центральный Банк, и так как они занимались, по мнению Андрея чем-то финансовым, он смело относил их к исполнительной власти.
Исправьте все ошибки, допущенные Андреем. (10 баллов).
Мария и Ольга в саду собирают смородину и малину. Мария за один час может собрать 10 стаканов смородины или 15 стаканов малины. Ольга работает более производительно: за один час она может собрать 20 стаканов смородины или 25 стаканов малины. Если целью Марии и Ольги является максимальное использование их совместных возможностей по сбору ягод, сколько они вместе за один час смогут собрать стаканов смородины, собрав при этом 30 стаканов малины? Обоснуйте свой ответ. (10 баллов).
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
Тема 1. «В прошлые века классовые различия были не только неизбежны, но и желательны. За цивилизацию пришлось платить неравенством. Но с развитием машинного производства ситуация изменилась. Хотя люди по прежнему должны были выполнять неодинаковые работы, исчезла необходимость в том, чтобы они стояли на разных социальных и экономических уровнях», писал Джордж Оруэлл.
Сравните традиционную (кастовую) и современную (классовую) социальную стратификацию с точки зрения уровней и возможностей социальной мобильности. Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. Бенедикт Спиноза писал: «В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей [чем при прочих политических устройствах. – Прим. составителей], ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости».
Согласны ли Вы с автором высказывания? Есть ли теоретические и исторические аргументы, поддерживающие его позицию? Какие аргументы можно привести в противовес этой позиции? Существуют ли, по Вашему мнению, более убедительные аргументы в пользу демократии?
Тема 3. Артур Шопенгауэр писал: «Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера».
Согласны ли Вы с ним? Какую функцию государства он выделяет в качестве главной? Есть ли у государства другие функции? Какие взгляды на природу человека отражены в высказывании Шопенгауэра? С какими концепциями человеческой природы он полемизирует? Приведите развернутые аргументы.
Задание по экономике (10 баллов).
После Второй мировой войны начался процесс либерализации международной торговли. Были подписаны международные соглашения, благодаря которым постепенно устранялись торговые барьеры, такие как тарифы и квоты. Это позволило странам, участвующим в этом процессе, стимулировать экономический рост и повысить благосостояние населения.
Почему участие в международной торговле может стимулировать экономический рост и повысить благосостояние населения? Назовите не менее трех различных причин, кратко раскройте механизм их работы.