сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 51
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

 

Тема 1. «В про­шлые века клас­со­вые раз­ли­чия были не толь­ко не­из­беж­ны, но и же­ла­тель­ны. За ци­ви­ли­за­цию при­ш­лось пла­тить не­ра­вен­ством. Но с раз­ви­ти­ем ма­шин­но­го про­из­вод­ства си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Хотя люди по преж­не­му долж­ны были вы­пол­нять не­оди­на­ко­вые ра­бо­ты, ис­чез­ла не­об­хо­ди­мость в том, чтобы они сто­я­ли на раз­ных со­ци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских уров­нях», писал Джордж Ору­элл.

Срав­ни­те тра­ди­ци­он­ную (ка­сто­вую) и со­вре­мен­ную (клас­со­вую) со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию с точки зре­ния уров­ней и воз­мож­но­стей со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. Бе­не­дикт Спи­но­за писал: «В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве менее долж­но бо­ять­ся не­ле­по­стей [чем при про­чих по­ли­ти­че­ских устрой­ствах. – Прим. со­ста­ви­те­лей], ибо почти не­воз­мож­но, чтобы боль­шин­ство со­бра­ния, если оно ве­ли­ко, со­шлось на одной не­ле­по­сти».

Со­глас­ны ли Вы с ав­то­ром вы­ска­зы­ва­ния? Есть ли тео­ре­ти­че­ские и ис­то­ри­че­ские ар­гу­мен­ты, под­дер­жи­ва­ю­щие его по­зи­цию? Какие ар­гу­мен­ты можно при­ве­сти в про­ти­во­вес этой по­зи­ции? Су­ще­ству­ют ли, по Ва­ше­му мне­нию, более убе­ди­тель­ные ар­гу­мен­ты в поль­зу де­мо­кра­тии?

 

Тема 3. Артур Шо­пен­гау­эр писал: «Го­су­дар­ство – не что иное, как на­морд­ник для усми­ре­ния пло­то­яд­но­го жи­вот­но­го, на­зы­ва­ю­ще­го­ся че­ло­ве­ком, для при­да­ния ему от­ча­сти тра­во­яд­но­го ха­рак­те­ра».

Со­глас­ны ли Вы с ним? Какую функ­цию го­су­дар­ства он вы­де­ля­ет в ка­че­стве глав­ной? Есть ли у го­су­дар­ства дру­гие функ­ции? Какие взгля­ды на при­ро­ду че­ло­ве­ка от­ра­же­ны в вы­ска­зы­ва­нии Шо­пен­гау­э­ра? С ка­ки­ми кон­цеп­ци­я­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды он по­ле­ми­зи­ру­ет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­жде чем пи­сать эссе, вни­ма­тель­но про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, по­ду­май­те, о чём оно, на что особо об­ра­ща­ет вни­ма­ние его автор. При­ведённое вы­ска­зы­ва­ние  — это тезис, пред­став­ля­ю­щий собой ос­нов­ную мысль эссе, ко­то­рую сле­ду­ет ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­вать.

Про­ду­май­те струк­ту­ру своей ра­бо­ты, опре­де­ли­тесь с ар­гу­мен­та­ми в под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние Ваших от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы. Пи­ши­те эссе, рас­кры­вая смысл при­ведённых слов. Не за­будь­те сде­лать вывод  — тогда ваше эссе будет ло­ги­че­ски за­вер­ше­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииДе­та­ли­за­ция Баллы Сумма
Тема по­ня­та адек­ват­но, учте­ны со­про­вож­да­ю­щие во­про­сыЕсли тема не по­ня­та ав­то­ром или про­ин­тер­пре­ти­ро­ва­на со­вер­шен­но не­пра­виль­но (грубо про­игно­ри­ро­ва­но объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние и ло­ги­че­ская струк­ту­ра вы­бран­но­го вы­ска­зы­ва­ния, не учте­ны со­про­вож­да­ю­щие его на­во­дя­щие во­про­сы), осталь­ные кри­те­рии при про­вер­ке дан­ной ра­бо­ты не учи­ты­ва­ют­ся
1.  Уро­вень по­ни­ма­ния и рас­кры­тия темы1.1.  Пол­но­та рас­кры­тия темы (на­ли­чие адек­ват­ных ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных от­ве­тов на все по­став­лен­ные во­про­сы)8Не более 14
1.2.  Глу­би­на рас­кры­тия темы: вы­де­ле­ние раз­лич­ных ас­пек­тов и уров­ней про­бле­мы, на­ли­чие раз­лич­ных под­хо­дов к ее ре­ше­нию 6
1.3.  По­ни­ма­ние идей­ных ис­то­ков про­бле­мы и ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста3
1.4.  Со­от­не­се­ние темы с кон­тек­стом со­вре­мен­но­сти3
2.  Вла­де­ние тео­ре­ти­че­ским и фак­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по теме*2.1.  Адек­ват­ное при­ме­не­ние кон­цеп­ту­аль­но­го ап­па­ра­та (кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, тер­ми­нов, клас­си­фи­ка­ций, от­но­ся­щих­ся к теме)5Не более 13
2.2.  Зна­ние ос­нов­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию об­суж­да­е­мой про­бле­мы и ее от­дель­ных ас­пек­тов, на­ли­чие ссы­лок на взгля­ды из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей по дан­ной теме7
2.3.  На­ли­чие и ре­ле­вант­ность эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла тео­ре­ти­че­ским под­хо­дам, при­ме­ня­е­мым в эссе5
3.  Эру­ди­ция*3.1.  Эру­ди­ция44
4.  Ло­ги­че­ская кор­рект­ность (на уров­не от­дель­ных смыс­ло­вых бло­ков)*4.1.  Обос­но­ван­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и по­сле­до­ва­тель­ность рас­суж­де­ний, от­сут­ствие про­бе­лов в ар­гу­мен­та­ции и не­оправ­дан­ных от­ступ­ле­ний, ме­то­до­ло­ги­че­ская гра­мот­ность55
5.  Твор­че­ский под­ход5.1.  Ори­ги­наль­ность и глу­би­на мыш­ле­ния3Не более 8
5.2.  Вы­яв­ле­ние ши­ро­ких и не­ожи­дан­ных вза­и­мо­свя­зей, в том числе меж­дис­ци­пли­нар­но­го ха­рак­те­ра5
5.3.  На­ли­чие ре­флек­сии по по­во­ду соб­ствен­но­го под­хо­да, осо­зна­ние его тео­ре­ти­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских гра­ниц4
6.  Навык ор­га­ни­за­ции ака­де­ми­че­ско­го тек­ста, куль­ту­ра пись­ма6.1.  Струк­ту­ри­ро­ван­ность тек­ста в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми ака­де­ми­че­ско­го пись­ма, на­ли­чие в тек­сте сквоз­но­го смыс­ла (ста­вит­ся в слу­чае на­ли­чия в тек­сте не­сколь­ких смыс­ло­вых линий)4Не более 6
6.2.  Вывод адек­ват­но ре­зю­ми­ру­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния, обос­но­ван­ные в тек­сте3
6.3.  Гра­мот­ность, стиль, вы­ра­зи­тель­ность языка2
Итого50

 

* Не учи­ты­ва­ет­ся в слу­чае не­ре­ле­вант­но­сти (в том числе, в слу­чае сме­ше­ния тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня ана­ли­за про­бле­мы с жи­тей­ским, под­ме­ны фак­то­фик­си­ру­ю­щих те­зи­сов субъ­ек­тив­ны­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, до­ка­за­тель­ных при­ме­ров ил­лю­стра­ци­я­ми и т. п.)

Кодификатор:
По­ли­ти­ка. Го­су­дар­ство, его функ­ции;
По­ли­ти­ка. По­ли­ти­че­ская си­сте­ма. Ти­по­ло­гия по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция и мо­биль­ность;
Че­ло­век и об­ще­ство. Мно­го­ва­ри­ант­ность об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.