сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 1
i

На­пи­ши­те эссе на одну из при­ве­ден­ных ниже тем (50 бал­лов).

 

По­ли­то­ло­гия

1)  Томас Пейн счи­тал, что любое пра­ви­тель­ство яв­ля­ет­ся «не­из­беж­ным для об­ще­ства злом», вот его мне­ние по этому во­про­су: «Не­ко­то­рые ав­то­ры на­столь­ко сме­ша­ли по­ня­тия об­ще­ства и го­су­дар­ства, но даже их про­ис­хож­де­ние раз­лич­но, об­ще­ство создаётся на­ши­ми по­треб­но­стя­ми, а пра­ви­тель­ство на­ши­ми по­ро­ка­ми. Пер­вое спо­соб­ству­ет на­ше­му сча­стью по­ло­жи­тель­но, объ­еди­няя наши бла­гие на­ме­ре­ния, а го­су­дар­ство де­ла­ет нас счаст­ли­вы­ми, обуз­ды­вая наши по­ро­ки. Пер­вое  — за­щит­ник, пра­ви­тель­ство  — ка­ра­тель». По­ду­май­те, на что может вли­ять ха­рак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний между об­ще­ством и го­су­дар­ством. Со­глас­ны ли Вы с мне­ни­ем То­ма­са Пейна? В каких еще от­но­ше­ни­ях могут на­хо­дить­ся об­ще­ство и го­су­дар­ство? При­ве­ди­те ре­аль­ные ис­то­ри­че­ские при­ме­ры, если это не­об­хо­ди­мо.

 

Со­цио­ло­гия

2)  Аме­ри­кан­ский со­цио­лог и со­ци­аль­ный пси­хо­лог Ч. Кули в ра­бо­те «Со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция» писал: «Ре­ли­гия или пра­ви­тель­ство дру­гих ци­ви­ли­за­ций могут по­ка­зать­ся нам чу­жи­ми, но дет­ская и се­мей­ная груп­пы по­все­мест­но имеют общий жиз­нен­ный облик, и в них мы все­гда можем чув­ство­вать себя как дома». Рас­крой­те смысл этого вы­ска­зы­ва­ния. Как можно тео­ре­ти­че­ски обос­но­вать про­ти­во­по­став­ле­ние вы­де­ля­е­мых Кули двух типов со­ци­аль­ных фе­но­ме­нов, с по­мо­щью каких тер­ми­нов? Как в этом вы­ска­зы­ва­нии Кули про­яви­лись осо­бен­но­сти со­цио­ло­ги­че­ско­го под­хо­да к изу­че­нию фе­но­ме­нов об­ще­ствен­ной жизни? Ар­гу­мен­ти­руй­те свою точку зре­ния, ос­но­вы­ва­ясь на раз­лич­ных со­цио­ло­ги­че­ских тео­ри­ях, ис­поль­зуй­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия и тер­ми­ны, про­ил­лю­стри­руй­те свои ар­гу­мен­ты при­ме­ра­ми, со­дер­жа­щи­ми кон­крет­ные факты об­ще­ствен­ной жизни.

 

Фи­ло­со­фия

3)  Виль­гельм Вин­дель­банд писал: «Фи­ло­со­фия по­доб­на ко­ро­лю Лиру, ко­то­рый роз­дал своим детям все свое иму­ще­ство и затем дол­жен был при­ми­рить­ся с тем, что его, как ни­ще­го, вы­бро­си­ли на улицу». Как вы по­ни­ма­е­те смысл этой ме­та­фо­ры? Со­глас­ны ли вы с ав­то­ром по по­во­ду по­ло­же­ния фи­ло­со­фии в со­вре­мен­ном мире? И какая судь­ба, на ваш взгляд, ожи­да­ет фи­ло­со­фию в даль­ней­шем? Из­ло­жи­те свои мысли по по­во­ду за­тро­ну­тых здесь про­блем в форме эссе.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­жде чем пи­сать эссе, вни­ма­тель­но про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, по­ду­май­те, о чём оно, на что особо об­ра­ща­ет вни­ма­ние его автор. При­ведённое вы­ска­зы­ва­ние  — это тезис, пред­став­ля­ю­щий собой ос­нов­ную мысль эссе, ко­то­рую сле­ду­ет ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­вать.

Про­ду­май­те струк­ту­ру своей ра­бо­ты, опре­де­ли­тесь с ар­гу­мен­та­ми в под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние Ваших от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы. Пи­ши­те эссе, рас­кры­вая смысл при­ведённых слов. Не за­будь­те сде­лать вывод  — тогда ваше эссе будет ло­ги­че­ски за­вер­ше­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииДе­та­ли­за­ция Баллы Сумма
Тема по­ня­та адек­ват­но, учте­ны со­про­вож­да­ю­щие во­про­сыЕсли тема не по­ня­та ав­то­ром или про­ин­тер­пре­ти­ро­ва­на со­вер­шен­но не­пра­виль­но (грубо про­игно­ри­ро­ва­но объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние и ло­ги­че­ская струк­ту­ра вы­бран­но­го вы­ска­зы­ва­ния, не учте­ны со­про­вож­да­ю­щие его на­во­дя­щие во­про­сы), осталь­ные кри­те­рии при про­вер­ке дан­ной ра­бо­ты не учи­ты­ва­ют­ся
1.  Уро­вень по­ни­ма­ния и рас­кры­тия темы1.1.  Пол­но­та рас­кры­тия темы (на­ли­чие адек­ват­ных ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных от­ве­тов на все по­став­лен­ные во­про­сы)8Не более 14
1.2.  Глу­би­на рас­кры­тия темы: вы­де­ле­ние раз­лич­ных ас­пек­тов и уров­ней про­бле­мы, на­ли­чие раз­лич­ных под­хо­дов к ее ре­ше­нию 6
1.3.  По­ни­ма­ние идей­ных ис­то­ков про­бле­мы и ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста3
1.4.  Со­от­не­се­ние темы с кон­тек­стом со­вре­мен­но­сти3
2.  Вла­де­ние тео­ре­ти­че­ским и фак­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по теме*2.1.  Адек­ват­ное при­ме­не­ние кон­цеп­ту­аль­но­го ап­па­ра­та (кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, тер­ми­нов, клас­си­фи­ка­ций, от­но­ся­щих­ся к теме)5Не более 13
2.2.  Зна­ние ос­нов­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию об­суж­да­е­мой про­бле­мы и ее от­дель­ных ас­пек­тов, на­ли­чие ссы­лок на взгля­ды из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей по дан­ной теме7
2.3.  На­ли­чие и ре­ле­вант­ность эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла тео­ре­ти­че­ским под­хо­дам, при­ме­ня­е­мым в эссе5
3.  Эру­ди­ция*3.1.  Эру­ди­ция44
4.  Ло­ги­че­ская кор­рект­ность (на уров­не от­дель­ных смыс­ло­вых бло­ков)*4.1.  Обос­но­ван­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и по­сле­до­ва­тель­ность рас­суж­де­ний, от­сут­ствие про­бе­лов в ар­гу­мен­та­ции и не­оправ­дан­ных от­ступ­ле­ний, ме­то­до­ло­ги­че­ская гра­мот­ность55
5.  Твор­че­ский под­ход5.1.  Ори­ги­наль­ность и глу­би­на мыш­ле­ния3Не более 8
5.2.  Вы­яв­ле­ние ши­ро­ких и не­ожи­дан­ных вза­и­мо­свя­зей, в том числе меж­дис­ци­пли­нар­но­го ха­рак­те­ра5
5.3.  На­ли­чие ре­флек­сии по по­во­ду соб­ствен­но­го под­хо­да, осо­зна­ние его тео­ре­ти­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских гра­ниц4
6.  Навык ор­га­ни­за­ции ака­де­ми­че­ско­го тек­ста, куль­ту­ра пись­ма6.1.  Струк­ту­ри­ро­ван­ность тек­ста в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми ака­де­ми­че­ско­го пись­ма, на­ли­чие в тек­сте сквоз­но­го смыс­ла (ста­вит­ся в слу­чае на­ли­чия в тек­сте не­сколь­ких смыс­ло­вых линий)4Не более 6
6.2.  Вывод адек­ват­но ре­зю­ми­ру­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния, обос­но­ван­ные в тек­сте3
6.3.  Гра­мот­ность, стиль, вы­ра­зи­тель­ность языка2
Итого50

 

* Не учи­ты­ва­ет­ся в слу­чае не­ре­ле­вант­но­сти (в том числе, в слу­чае сме­ше­ния тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня ана­ли­за про­бле­мы с жи­тей­ским, под­ме­ны фак­то­фик­си­ру­ю­щих те­зи­сов субъ­ек­тив­ны­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, до­ка­за­тель­ных при­ме­ров ил­лю­стра­ци­я­ми и т. п.)

Кодификатор:
По­ли­ти­ка. Го­су­дар­ство, его функ­ции;
По­ли­ти­ка. Граж­дан­ское об­ще­ство и го­су­дар­ство;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ные груп­пы;
Че­ло­век и об­ще­ство. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы;
Че­ло­век и об­ще­ство. Ре­ли­гия.