Задание по социологии (10 баллов).
А. Б. Гофман, анализируя такое социальное явление как «очередь», делает интересное замечание: «Очереди делятся прежде всего на «живые» и «неживые». В «живых» индивиды телесно располагаются непосредственно друг за другом; в «неживых» тела индивидов рассеяны в пространстве, но мысленно каждый представляет себе, за кем он и кто за ним. «Неживые» очереди сопровождаются списками, в которых необходимо время от времени отмечаться, поэтому их можно также назвать «списочными». Один из законов функционирования очередей состоит в том, что «неживая» очередь существует дольше «живой». Между двумя названными видами очередей могут возникать конфликты, вызываемые различиями в интересах. Например, к многомесячной «списочной» очереди за детскими шубками в день поступления товара присоединяется вновь возникшая «живая» очередь, стремящаяся вытеснить первую. Между ними разворачивается противоборство, в котором каждая из сторон обвиняет другую в незаконности ее существования».
Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения различных понятий и категорий социологии. С помощью каких социологических теорий можно объяснить отмеченную особенность: «неживая» очередь существует дольше «живой»? Как вообще можно рассматривать очередь с точки зрения социологии? Кратко аргументируйте свой ответ.
В ответе на вопросы задания должны были быть упомянуты следующие термины и теоретические тезисы.
Во-первых, речь идет об очереди как о совокупности людей: связанных особыми взаимодействиями. В зависимости от того, какие аспекты взаимодействия выделяются и какой из типов очереди рассматривается, очередь может быть описана с помощью разных социологических терминов.
Очередь можно рассматривать как квазигруппу — люди взаимодействуют в течение некоторого времени, но все признаки группы при этом не формируются (1 балл).
«Живая» очередь может принимать иногда форму толпы (1 балл). Для живой очереди характерно соприсутствие участников в одном месте, непосредственные, возможно эмоционально окрашенные связи, сильные связи (1 балл).
«Неживая» (списочная) очередь строится на формальных, слабых связях, в ней появляется анонимность, опосредованность участия (1 балл).
Очередь, поскольку это сложившаяся в обществе устойчивая форма организации определенных взаимодействий, может рассматриваться как социальный институт (2 балла). Как институт очередь выполняет явные и скрытые функции, можно также выделить ее дисфункции (1 балл). Люди в очереди могут преследовать цель удовлетворить различные потребности (не только в доступе к какому-либо благу, но и коммуникативные, статусные и пр.) (1 балл).
Данные теоретические положения могут быть раскрыты с использованием различных социологических теорий: коллективного поведения (в вариантах Г. Лебона, Г. Тарда, Г. Блумера), социальных институтов и их функций (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), специфики социальных связей в разных типах обществ (Ф. Тённис) и других (3 балла).