Задание по политологии (10 баллов).
Студент-первокурсник написал эссе о выдающемся политике, возглавившем страну К. в условиях глубоко социально-экономического и политического кризиса. До своей смерти этот политик дважды переизбирался на выборах с неизменно высоким результатом, при его жизни вторым именем этого политика было очень популярно называть мальчиков, а после смерти портрет этого политика появился на крупных денежных купюрах национальной валюты, его именем были названы аэропорт, космодром и военное училище, которое окончил данный политик задолго до начала политической карьеры. Основываюсь на этих фактах, студент-первокурсник сделал вывод, что данный харизматичный политик создал в стране тоталитарный режим. Преподаватель, прочитав эссе, оценил его на неудовлетворительную оценку.
Как Вы думаете, чем обосновал свое решение преподаватель? Какие важнейшие факторы мог не учесть студент?
1. Преподаватель обосновал решение о неудовлетворительной оценке следующими доводами: (а) не всякий харизматичный политик (лидер-харизматик) в обязательном порядке создает тоталитарный режим, хотя нередко такие лидеры создают персоналистские и/или авторитарные режимы, которые редко «переживают» самого лидера; (б) судя по списку объектов, в названиях которых зафиксировано имя политикахаризматика, нет оснований судить о создании культа личности данного политика при его жизни, в то время как культ личности — это одна из «опор» тоталитарных режимов. (По 2 балла за а и б).
2. Студент не учел сколь-либо существенных параметров тоталитарного режима, в том числе тоталитарной идеологии, монополии одной партии, полицейского террора, агрессивную внешнюю политику и т. п. Ни один из данных параметров такого типа режимов студент не зафиксировал и даже не поинтересовался их наличием/отсутствием полностью проигнорировав политический и исторический контекст. (По 2 балла за упоминание классических признаков тоталитарного режима).