сайты - меню - вход - но­во­сти


Поиск
?


Скопировать ссылку на результаты поиска
Класс: 10 11 8 9

Всего: 1000    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80

Добавить в вариант

Тип 21 № 37
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

 

Тема 1. Эмиль Дюрк­гейм писал: «Чем при­ми­тив­нее об­ще­ство, тем более сход­ства между со­став­ля­ю­щи­ми их ин­ди­ви­да­ми» (Дюрк­гейм Э. Метод со­цио­ло­гии, 1990).

Со­глас­ны ли вы с ним? Как это со­гла­су­ет­ся с по­пу­ляр­ным мне­ни­ем, что более раз­ви­тое со­вре­мен­ное об­ще­ство де­ла­ет людей без­ли­ки­ми и по­хо­жи­ми друг на друга? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. «Ска­зать, что кон­сти­ту­ция [здесь: по­ли­ти­че­ское устрой­ство  — прим. со­ста­ви­те­лей] Ан­глии есть союз трех вла­стей, вза­им­но друг друга огра­ни­чи­ва­ю­щих,  — это фарс; либо эти слова ни­че­го не зна­чат, либо они прямо сами себе про­ти­во­ре­чат. Утвер­жде­ние о том, что Па­ла­та Общин огра­ни­чи­ва­ет ко­ро­ля, опи­ра­ет­ся на два со­об­ра­же­ния: Пер­вое: что ко­ро­лю не сле­ду­ет до­ве­рять, если не при­смат­ри­вать за ним; или, дру­ги­ми сло­ва­ми, что жажда аб­со­лют­ной вла­сти есть врож­ден­ный порок мо­нар­хии. Вто­рое: что Па­ла­та Общин, бу­дучи со­здан­ной для этой цели, муд­рее либо за­слу­жи­ва­ет боль­ше­го до­ве­рия, чем ко­роль. Но по­сколь­ку та же кон­сти­ту­ция, ко­то­рая дает Па­ла­те Общин власть огра­ни­чи­вать ко­ро­ля, не снаб­жая его ре­сур­са­ми, затем дает ко­ро­лю власть огра­ни­чи­вать Па­ла­ту Общин, на­де­ляя его пра­вом от­вер­гать про­чие ее за­ко­ны [не ка­са­ю­щи­е­ся на­ло­гов  — прим. со­ста­ви­те­лей], она, эта кон­сти­ту­ция, снова пред­по­ла­га­ет, что ко­роль муд­рее чем те, кто уже был при­знан муд­рее его. Чи­стый аб­сурд!» Томас Пейн.

Про­тив какой из­вест­ной по­ли­ти­че­ской док­три­ны вы­сту­па­ет в дан­ном от­рыв­ке Томас Пейн? На­сколь­ко убе­ди­тель­ны его ар­гу­мен­ты? Вскры­ва­ют ли они ка­ки­е­ли­бо сла­бо­сти этой док­три­ны? Что могли бы воз­ра­зить То­ма­су Пейну сто­рон­ни­ки этой док­три­ны? Можно ли при­ве­сти ис­то­ри­че­ские при­ме­ры, под­дер­жи­ва­ю­щие ту или иную точку зре­ния? Какой по­зи­ции в этой по­ле­ми­ке при­дер­жи­ва­е­тесь Вы сами и по­че­му?

 

Тема 3. Пи­ти­рим Со­ро­кин писал: «Че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, вся куль­ту­ра и вся ци­ви­ли­за­ция в ко­неч­ном счете есть не что иное, как мир по­ня­тий, за­стыв­ших в опре­де­лен­ной форме и опре­де­лен­ных видах».

Со­глас­ны ли вы с ним? Как, на Ваш взгляд, со­от­но­сят­ся «иде­аль­ное» и «ма­те­ри­аль­ное» в жизни об­ще­ства? С каким из­вест­ным под­хо­дом по­ле­ми­зи­ру­ет Со­ро­кин, вы­но­ся такое суж­де­ние? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.


Тип 0 № 40
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

В дет­стве и даже бу­дучи стар­ше­класс­ни­ка­ми дру­зья Ваня и Женя лю­би­ли иг­рать в де­тек­ти­вов. При­ме­ром для них, ко­неч­но же был, на­вер­ное, самый из­вест­ных в ли­те­ра­тур­ном мире де­тек­тив  — Ш…Х…. Дру­зья по оче­ре­ди при­ду­мы­ва­ли об­сто­я­тель­ства пре­ступ­ле­ния и по оче­ре­ди его рас­кры­ва­ли, а также су­ди­ли во­об­ра­жа­е­мо­го пре­ступ­ни­ка.

Ванин отец был про­ку­ро­ром и дома, есте­ствен­но, зву­ча­ла юри­ди­че­ская лек­си­ка и был, в том числе, УК РФ. И ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что Ваня меч­тал сразу, как толь­ко за­кон­чит юри­ди­че­ский фа­куль­тет МГУ и ему ис­пол­нит­ся 23 года, пойти ра­бо­тать су­дьей. А Женя хотел стать де­пу­та­том.

Итак, в одной из игр Ваня, бу­дучи су­дьей, тор­же­ствен­но про­из­нес: «Как гла­сит такой прин­цип уго­лов­но­го права РФ как прин­цип вины, на­ка­за­ние и иные меры уго­лов­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра, при­ме­ня­е­мые к лицу, со­вер­шив­ше­му

пре­ступ­ле­ние, долж­ны со­от­вет­ство­вать ха­рак­те­ру и сте­пе­ни об­ще­ствен­ной опас­но­сти пре­ступ­ле­ния, об­сто­я­тель­ствам его со­вер­ше­ния и лич­но­сти ви­нов­но­го. Под­су­ди­мый об­ви­ня­ет­ся в пре­ступ­ле­нии сред­ней тя­же­сти про­тив кон­сти­ту­ци­он­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, а имен­но: «При­чи­не­ние смер­ти по не­осто­рож­но­сти на­ка­зы­ва­ет­ся ис­пра­ви­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок до двух лет, либо огра­ни­че­ни­ем сво­бо­ды на срок до двух лет, либо при­ну­ди­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок до двух лет, либо ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на тот же срок»».

Ваня при­ду­мал, что под­су­ди­мым был 19-лет­ний де­пу­тат Го­су­дар­ствен­ной Думы и од­но­вре­мен­но член Со­ве­та Фе­де­ра­ции, ко­то­ро­го аре­сто­ва­ли на месте пре­ступ­ле­ния. Женя очень воз­му­тил­ся и стал спо­рить, что со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ния по не­осто­рож­но­сти яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для пре­кра­ще­ния уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния, по­сколь­ку не­осто­рож­ность не вхо­дит в со­став пре­ступ­ле­ния.

Какие пра­во­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны Ваней и Женей? В чем, как ни стран­но, они ока­за­лись правы? От­ве­ты обос­нуй­те.


Тип 0 № 41
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

Обыч­ный рос­сий­ский сту­дент Иван Бодин решил рас­ска­зать стар­ше­му брату за ужи­ном о том, что ин­те­рес­но­го он узнал на за­ня­ти­ях в уни­вер­си­те­те за по­след­нюю не­де­лю. Он вы­брал сле­ду­ю­щую тему: как раз­ные мыс­ли­те­ли пред­ла­га­ли ре­шать про­бле­му зло­упо­треб­ле­ния вла­стью. При­во­дим рас­сказ Ивана:

 

«Чрез­вы­чай­но ин­те­рес­ная кон­цеп­ция была пред­ло­же­на Ари­сто­те­лем, ко­то­рый пред­ла­гал осо­бым об­ра­зом вос­пи­ты­вать бу­ду­щих пра­ви­те­лей, так чтобы они в итоге го­раз­до более лю­би­ли за­ни­мать­ся фи­ло­со­фи­ей, чем по­ли­ти­кой, и бремя прав­ле­ния брали на себя лишь по не­об­хо­ди­мо­сти. Такие фи­ло­со­фы-пра­ви­те­ли не долж­ны зло­упо­треб­лять вла­стью уже по­то­му, что они как бы стра­жи самих себя и сами себя охра­ня­ют от любых по­ро­ков, вклю­чая и на­клон­но­сти к ти­ра­нии. Дру­гую важ­ную идею можно встре­тить у По­ли­бия  — с ним ас­со­ци­и­ру­ет­ся идея сме­шан­но­го прав­ле­ния. По­ли­бий вы­де­лял три «власт­ных» эле­мен­та: су­деб­ный, ис­пол­ни­тель­ный и за­ко­но­да­тель­ный. Сме­шан­ное прав­ле­ние пред­по­ла­га­ет, что власт­ные функ­ции есть у каж­до­го из них, так что все они для эф­фек­тив­но­го прав­ле­ния долж­ны вза­и­мо­дей­ство­вать и нуж­да­ют­ся друг в друге. Эта идея далее, в XVII−XVIII вв., была раз­ви­та тео­ре­ти­ка­ми раз­де­ле­ния вла­стей, та­ки­ми как Гоббс и Мон­те­с­кьё. Что ин­те­рес­но, по край­ней мере один из клас­си­ков кон­цеп­ции раз­де­ле­ния вла­стей вы­де­лял «фе­де­ра­тив­ную» власть, функ­ции ко­то­рой сей­час от­но­сят к за­ко­но­да­тель­ной ветви. Мон­те­с­кьё под­чер­ки­вал, что не вся­кое фор­маль­ное раз­де­ле­ние вла­стей может на­зы­вать­ся та­ко­вым по су­ще­ству: на­при­мер, он от­ме­чал, что в со­вре­мен­ной ему Ве­не­ции фор­маль­но раз­де­ле­ние вла­стей су­ще­ству­ет, но ре­аль­но  — нет, по­то­му как все вы­де­лен­ные им ветви вла­сти ока­за­лись в руках знати. Об­раз­цом го­су­дар­ства с на­сто­я­щим раз­де­ле­ни­ем вла­стей Мон­те­с­кьё счи­тал, ко­неч­но, Швей­ца­рию».

 

В про­цес­се этого рас­ска­за стар­ший брат Ивана мор­щил­ся не­сколь­ко раз; Иван думал, что все дело в ли­мо­не, сей­час им по­еда­е­мом, и по­то­му про­дол­жал бодро из­ла­гать свои мысли; на самом же деле брат, бу­дучи весь­ма об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, мор­щил­ся по­то­му, что за­ме­тил су­ще­ствен­ные ошиб­ки в по­вест­во­ва­нии.

Ука­жи­те на ошиб­ки, до­пу­щен­ные Ива­ном, и ис­правь­те их.


Тип 0 № 42
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Есть мне­ние, что су­ще­ству­ют муж­ские и жен­ские виды спор­та. На­при­мер, в «жен­ских» хок­кей­ных играх за­пре­ще­ны си­ло­вые при­е­мы, в то время как в «муж­ских»  — до­пус­ка­ют­ся. Пе­ре­чис­ли­те и крат­ко рас­крой­те при­чи­ны та­ко­го не­ра­вен­ства. Объ­яс­ни­те раз­ни­цу между по­ня­ти­я­ми пол и ген­дер. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния.


Тип 21 № 43
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Че­ты­ре фи­ло­со­фа  — Пла­тон, Ари­сто­тель, Ге­рак­лит и Де­мо­крит  — ре­ши­ли сыг­рать в ло­ги­че­скую игру. Они пуб­лич­но рас­пре­де­ли­ли роли: один в ходе сле­ду­ю­ще­го диа­ло­га будет прав­до­лю­бом (т. е. будет про­из­но­сить толь­ко ис­тин­ные утвер­жде­ния), дру­гой  — лже­цом (т. е. будет про­из­но­сить толь­ко ис­тин­ные утвер­жде­ния), а осталь­ные двое  — ди­пло­ма­та­ми (т. е. будут ино­гда про­из­но­сить ис­тин­ные, а ино­гда лож­ные утвер­жде­ния)*. Цель игры  — каж­дый дол­жен про­из­не­сти два утвер­жде­ния и ни разу не выйти из объ­яв­лен­ной роли. Вот какой диа­лог со­сто­ял­ся между ними:

(1) Де­мо­крит: Ари­сто­тель и Пла­тон прав­до­лю­бы.

(2) Ари­сто­тель: Ге­рак­лит  — ди­пло­мат.

(3) Пла­тон: Де­мо­кри­та на­зы­ва­ют «пла­чу­щим» фи­ло­со­фом.

(4) Ге­рак­лит: Ари­сто­тель  — прав­до­люб.

(5) Де­мо­крит: Если Ге­рак­лит ди­пло­мат, то Пла­тон друг Ари­сто­те­ля.

(6) Ари­сто­тель: Пла­тон мне друг, но он лжец.

(7) Пла­тон: Ге­рак­лит с Де­мо­кри­том прав­до­лю­бы.

(8) Ге­рак­лит: Не­вер­но, что Де­мо­кри­та на­зы­ва­ют «сме­ю­щим­ся» фи­ло­со­фом, а меня  — «пла­чу­щим».

Из­вест­но, что все спра­ви­лись с целью игры. От­веть­те на во­про­сы:

1)  Какую роль кто играл?

2)  Яв­ля­ет­ся ли Пла­тон, со­глас­но этому диа­ло­гу, дру­гом Ари­сто­те­ля?

3)  Кто из них, со­глас­но этому диа­ло­гу, «сме­ю­щий­ся» фи­ло­соф, а кто «пла­чу­щий»?

4)  Дей­стви­тель­но ли этих фи­ло­со­фов так на­зы­ва­ли, и если да, то по­че­му?

Обос­нуй­те свои от­ве­ты на во­про­сы 1-3 с по­мо­щью ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний, на во­прос 4  — опи­ра­ясь на общую эру­ди­цию.

*Утвер­жде­ни­ем счи­та­ет­ся толь­ко целое по­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, а не вхо­дя­щие в него части.


Тип 21 № 44
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе.

 

Тема 1. «Шел 2081 г., и все люди на­ко­нец стали равны. Не толь­ко перед Богом и за­ко­ном. Они были равны во всех от­но­ше­ни­ях. Никто не был умнее дру­го­го. Никто не вы­гля­дел лучше дру­го­го. Никто не был силь­нее или быст­рее кого-либо. Ра­вен­ство вы­те­ка­ло из 211-й, 212-й и 213-й по­пра­вок к Кон­сти­ту­ции и под­дер­жи­ва­лось бла­го­да­ря по­сто­ян­ной бди­тель­но­сти аген­тов Ге­не­раль­но­го Урав­ни­те­ля» (Курт Вон­не­гут, рас­сказ «Хар­ри­сон Бер­же­рон», 1961).

Про­ана­ли­зи­руй­те си­ту­а­цию все­об­ще­го ра­вен­ства с точки зре­ния об­ще­ст­во­зна­ния: какие со­ци­аль­ные ме­ха­низ­мы де­ла­ют ее уто­пи­че­ской? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. Со­вре­мен­ный по­ли­ти­че­ский тео­ре­тик Джон Драй­зек писал, что ли­бе­ра­лизм, по­ня­тый как док­три­на, ос­но­ван­ная на идее част­но­го ин­те­ре­са, а не об­ще­го блага, «об­хо­дит де­мо­кра­тию мол­ча­ни­ем» («is silent on the issue of democracy»). Иными сло­ва­ми, по мне­нию Драй­зе­ка, ли­бе­ра­лизм как та­ко­вой не яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но есте­ствен­ным «со­юз­ни­ком» де­мо­кра­тии и вовсе не обя­за­тель­но раз­де­ля­ет с ней один и тот же набор ба­зо­вых по­ли­ти­че­ских прин­ци­пов. В то же время, в со­вре­мен­ном мире «ли­бе­раль­ная де­мо­кра­тия» яв­ля­ет­ся, по­жа­луй, самым ши­ро­ко при­знан­ным по­ли­ти­че­ским ори­ен­ти­ром. На Ваш взгляд, яв­ля­ет­ся ли «идеал» «ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии» внут­рен­не про­ти­во­ре­чи­вым и не­устой­чи­вым? Без­ого­во­роч­но ли прав Джон Драй­зек в том, что ли­бе­ра­лизм как та­ко­вой не под­ра­зу­ме­ва­ет де­мо­кра­тию (а де­мо­кра­тия не под­ра­зу­ме­ва­ет ли­бе­ра­лизм)? Су­ще­ству­ют ли ар­гу­мен­ты про­тив этой точки зре­ния? Какие ис­то­ри­че­ские при­ме­ры могли бы про­ил­лю­стри­ро­вать право­ту Драй­зе­ка или не­пол­но­ту его суж­де­ний? Какой по­зи­ции при­дер­жи­ва­е­тесь Вы сами и по­че­му?

 

Тема 3. Карл По­ппер писал: «Про­грес­си­ро­вать можем толь­ко мы, че­ло­ве­че­ские ин­ди­ви­ду­у­мы, и мы можем де­лать это, за­щи­щая и уси­ли­вая те де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты, от ко­то­рых за­ви­сит сво­бо­да, а вме­сте с тем и про­гресс». Со­глас­ны ли Вы с ним? Какой кри­те­рий об­ще­ствен­но­го про­грес­са под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в этом вы­ска­зы­ва­нии? Можно ли ради про­грес­са об­ще­ства по­жерт­во­вать сво­бо­дой от­дель­ных людей? С ка­ки­ми под­хо­да­ми к по­ни­ма­нию че­ло­ве­че­ской ис­то­рии По­ппер по­ле­ми­зи­ру­ет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.


Тип 0 № 45
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

В по­след­нее время в мире быст­ро рас­про­стра­ня­ют­ся циф­ро­вые тех­но­ло­гии. Ин­тер­нет, мо­биль­ные те­ле­фо­ны и про­чие сред­ства для сбора и хра­не­ния ин­фор­ма­ции ока­зы­ва­ют силь­ное вли­я­ние на эко­но­ми­че­скую де­я­тель­ность. Без

циф­ро­вых тех­но­ло­гий сей­час не об­хо­дят­ся прак­ти­че­ски ни­ка­кие эко­но­ми­че­ские опе­ра­ции. Циф­ро­вые тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют:

– усо­вер­шен­ство­вать из­де­лия и улуч­шить их ка­че­ство,

– сни­зить за­тра­ты,

– оп­ти­ми­зи­ро­вать опе­ра­ции под ин­ди­ви­ду­аль­ные по­треб­но­сти по­тре­би­те­лей,

– ре­шить про­бле­мы асим­мет­рии ин­фор­ма­ции (такие как мо­раль­ный риск и не­га­тив­ный отбор),

– по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти,

– гиб­кость и ко­ор­ди­на­ция эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти,

– и др.

С дру­гой сто­ро­ны, циф­ро­вые тех­но­ло­гии могут быть со­пря­же­ны с из­держ­ка­ми, сво­дя­щи­ми на нет ту часть эф­фек­тив­но­сти, ко­то­рую по­лу­ча­ет фирма от ис­поль­зо­ва­ния этой тех­но­ло­гии.

1)  При­ве­ди­те че­ты­ре раз­лич­ных при­ме­ра ис­поль­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в биз­не­се, ко­то­рые де­мон­стри­ру­ют по­лу­че­ние вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных ре­зуль­та­тов (не менее пяти из пе­ре­чис­лен­ных). По­яс­ни­те, какую поль­зу по­лу­ча­ет фирма в каж­дом при­ве­ден­ном при­ме­ре.

2)  При­ве­ди­те два раз­лич­ных при­ме­ра, ко­то­рые де­мон­стри­ру­ют воз­ник­но­ве­ние из­дер­жек при ис­поль­зо­ва­нии циф­ро­вых тех­но­ло­гий в биз­не­се.


Тип 0 № 46
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

Ни­ко­лай на свое 16-летие по­лу­чил от ро­ди­те­лей в по­да­рок дол­го­ждан­ный ве­ло­си­пед сто­и­мо­стью 21000 руб. Он был счаст­лив и все лето с удо­воль­стви­ем на нем ка­тал­ся по полям, да лесам. Но тут его друг, 18-лет­ний, Олег, стал про­да­вать свой ком­пью­тер, ко­то­рый ему на­до­ел. Олег пред­ло­жил Ни­ко­лаю ку­пить де­ше­во у него ком­пью­тер с усло­ви­ем, что тот будет да­вать ему ино­гда ве­ло­си­пед по­ка­тать­ся. Ни­ко­лай со­гла­сил­ся: за­пла­тил день­ги, по­да­рен­ные ро­ди­те­ля­ми, а также день­ги, за­ра­бо­тан­ные им в пе­ри­од лет­них ка­ни­кул.

Преды­ду­щим летом Ни­ко­лай под­ра­ба­ты­вал на съем­ках кино в глав­ной роли. Было не­об­хо­ди­мо сроч­но под­пи­сать тру­до­вой до­го­вор, но на этот мо­мент ро­ди­те­лей Ни­ко­лая в го­ро­де не было (были в от­пус­ке в Па­ри­же) и до­го­вор под­пи­сал его стар­ший 20-лет­ний брат. Съем­ки с уча­сти­ем Ни­ко­лая про­хо­ди­ли, в ос­нов­ном за по­ляр­ным кру­гом на при­ро­де (хоть и лето было, но Ни­ко­лай по­сто­ян­но мерз и часто болел), за­тя­ги­ва­лись до по­лу­но­чи и при этом в не­де­лю Ни­ко­лай ра­бо­тал 36 часов.

Какие дей­ствия с точки зре­ния граж­дан­ско­го за­ко­но­да­тель­ства были впра­ве со­вер­шать ро­ди­те­ли и сам Ни­ко­лай? Любой ответ по­яс­ни­те, ука­зав не­об­хо­ди­мые усло­вия за­клю­че­ния ука­зан­ных в за­да­че сде­лок с уча­сти­ем не­со­вер­шен­но­лет­них.

Какие были до­пу­ще­ны на­ру­ше­ния тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции? Ответ обос­нуй­те.


Тип 0 № 47
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

Пер­во­курс­ни­ки Петр и Павел на пе­ре­ме­не между се­ми­на­ра­ми по­спо­ри­ли отом, как лучше всего кон­цеп­ту­а­ли­зи­ро­вать де­мо­кра­тию, если со­би­рать­ся со­став­лять ин­декс де­мо­кра­тич­но­сти.

Павел на­ста­и­вал на том, что, ко­неч­но, в по­ня­тие де­мо­кра­тии вхо­дят чест­ные ис­во­бод­ные вы­бо­ры; ведь в со­вре­мен­ной по­ли­ти­че­ской науке усто­я­лось мне­ние, что не может счи­тать­ся де­мо­кра­ти­че­ским режим, в ко­то­ром на про­тя­же­нии трех или боль­ше­го числа из­би­ра­тель­ных цик­лов не про­ис­хо­дит смены вла­сти (на­при­мер, пра­вя­щей пар­тии при пар­ла­мент­ской си­сте­ме). Силь­ный пар­ла­мент и сла­бая пре­зи­дент­ская власть также долж­ны рас­смат­ри­вать­ся как ком­по­нен­ты на­сто­я­щей де­мо­кра­тии. Кроме того, в опре­де­ле­ние де­мо­кра­тии нужно вклю­чить со­блю­де­ние прав и сво­бод граж­дан.

Петр веж­ли­во слу­шал Павла, но в уме все время про­кру­чи­вал контр­ар­гу­мен­ты. Когда на­стал его черед го­во­рить, он об­ло­ко­тил­ся на спин­ку стула и, вра­щая в руках ручку, пред­по­ло­жил, что не сле­ду­ет вкла­ды­вать в ин­декс так много при­зна­ков де­мо­кра­тии: это имеет опре­де­лен­ные из­держ­ки. Про­дук­тив­нее было бы при­нять на во­ору­же­ние ми­ни­ма­лист­скую кон­цеп­цию де­мо­кра­тии, пред­ло­жен­ную Йо­зе­фом Шум­пе­те­ром, суть ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии раз­де­ле­ния вла­стей. Он также под­верг со­мне­нию то, что чест­ные и сво­бод­ные вы­бо­ры яв­ля­ют­ся ком­по­нен­том де­мо­кра­тии: в Древ­них Афи­нах про­це­ду­ры вы­бо­ров во­об­ще не было, но Афины счи­та­ют­ся по­ли­сом, управ­ля­е­мым

де­мо­кра­ти­че­ски.

Всю эту бе­се­ду по­не­во­ле слы­шал и пре­по­да­ва­тель по­ли­ти­че­ской науки, на­хо­див­ший­ся в ауди­то­ри­я­ми между за­ня­ти­я­ми. Он от­ме­тил до­воль­но вы­со­кий уро­вень рас­суж­де­ний Петра и Павла, но пой­мал себя на мысли, что вряд ли они очень хо­ро­шо сда­дут эк­за­мен по его пред­ме­ту: все-таки они до­пу­сти­ли не так мало фак­ти­че­ских оши­бок.

Ука­жи­те, какие ошиб­ки до­пу­сти­ли в своих рас­суж­де­ни­ях Павел и Петр; в слу­ча­ях, до­пус­ка­ю­щих од­но­знач­но вер­ное ис­прав­ле­ние ошиб­ки, вне­си­те такое ис­прав­ле­ние; в осталь­ных слу­ча­ях обос­нуй­те, по­че­му то или иное мне­ние со­бе­сед­ни­ков не­вер­но (при­ве­ди­те тео­ре­ти­че­ские ар­гу­мен­ты и/или ссыл­ки на ре­ле­вант­ные факты).


Тип 21 № 48
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Как пишет со­цио­лог Дэвид По­пи­но, «швед­ская семья, воз­мож­но, самая не­проч­ная  — если не в мире, то уж среди раз­ви­тых ев­ро­пей­ских го­су­дарств на­вер­ня­ка, а члены семьи  — самые ав­то­ном­ные и на­и­ме­нее свя­зан­ные с груп­пой в целом» (Popenoe, 1991). В чем при­чи­ны ослаб­ле­ния ин­сти­ту­та брака в со­вре­мен­ных об­ще­ствах по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми? Как может быть свя­за­но по­яв­ле­ние нук­ле­ар­ной семьи с де­мо­гра­фи­че­ской си­ту­а­ци­ей в стра­не? Какие еще фак­то­ры опре­де­ля­ют ко­ли­че­ство детей в семье?


Тип 21 № 49
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Два уче­ни­ка по­до­шли к учи­те­лю, раз­гля­ды­вав­ше­му порт­ре­ты из­вест­ных пред­ста­ви­те­лей древ­не­гре­че­ской куль­ту­ры (см. ри­сун­ки ниже). Один порт­рет осо­бен­но при­влек его вни­ма­ние.

− Кто изоб­ра­жен на этом порт­ре­те?  — спро­си­ли уче­ни­ки.

— О, это ве­ли­кий че­ло­век! Его имя есть в спис­ке людей, ко­то­рых вы долж­ны бу­де­те знать по окон­ча­нии на­ше­го курса: Прак­си­тель, Ари­сто­кл, Ксе­но­фан, Фе­ми­сто­крат, Ари­сто­тель, Ксе­но­фонт, Гип­по­крат, Фе­ми­сто­кл, Ари­сто­фан, Гип­по­кл, Ксе­но­крат.

— Но мы ведь еще не про­шли курс до конца!

— Не беда, по­про­буй­те сами от­га­дать. Сде­ла­ем так: каж­до­му из вас я скажу толь­ко одну часть имени. А затем, об­ме­ни­ва­ясь прав­ди­вой ин­фор­ма­ци­ей о своем зна­нии или не­зна­нии, вы долж­ны вы­чис­лить, кого я за­га­дал.

После этого учи­тель про­шеп­тал на ухо пер­во­му уче­ни­ку первую часть имени, вто­ро­му  — вто­рую.

— Я уве­рен, что мы оба с тобой не знаем,  — ска­зал пер­вый, глядя на спи­сок имен.

— Ты прав, я дей­стви­тель­но не знаю,  — от­ве­тил вто­рой.

— Даже после моей пер­вой ре­пли­ки?  — уди­вил­ся пер­вый.

— Даже после нее,  — по­ду­мав, под­твер­дил вто­рой.

— От­лич­но! В таком слу­чае, бла­го­да­ря твоим сло­вам, я уже знаю ответ!  — вос­клик­нул пер­вый.

— По­стой-ка... Ага, те­перь-то я тоже до­га­дал­ся!  — от­ве­тил вто­рой.

 

От­веть­те на во­про­сы:

1)  Какое имя было за­га­да­но?

2)  Какой порт­рет раз­гля­ды­вал учи­тель?

3)  Чем из­ве­стен этот че­ло­век в ис­то­рии фи­ло­со­фии (при­ве­ди­те хотя бы один ха­рак­тер­ный факт о нем).

Обос­нуй­те ответ на пер­вый во­прос с по­мо­щью ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний, на вто­рой во­прос  — опи­ра­ясь на общую эру­ди­цию.


Тип 21 № 51
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

 

Тема 1. «В про­шлые века клас­со­вые раз­ли­чия были не толь­ко не­из­беж­ны, но и же­ла­тель­ны. За ци­ви­ли­за­цию при­ш­лось пла­тить не­ра­вен­ством. Но с раз­ви­ти­ем ма­шин­но­го про­из­вод­ства си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Хотя люди по преж­не­му долж­ны были вы­пол­нять не­оди­на­ко­вые ра­бо­ты, ис­чез­ла не­об­хо­ди­мость в том, чтобы они сто­я­ли на раз­ных со­ци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских уров­нях», писал Джордж Ору­элл.

Срав­ни­те тра­ди­ци­он­ную (ка­сто­вую) и со­вре­мен­ную (клас­со­вую) со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию с точки зре­ния уров­ней и воз­мож­но­стей со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. Бе­не­дикт Спи­но­за писал: «В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве менее долж­но бо­ять­ся не­ле­по­стей [чем при про­чих по­ли­ти­че­ских устрой­ствах. – Прим. со­ста­ви­те­лей], ибо почти не­воз­мож­но, чтобы боль­шин­ство со­бра­ния, если оно ве­ли­ко, со­шлось на одной не­ле­по­сти».

Со­глас­ны ли Вы с ав­то­ром вы­ска­зы­ва­ния? Есть ли тео­ре­ти­че­ские и ис­то­ри­че­ские ар­гу­мен­ты, под­дер­жи­ва­ю­щие его по­зи­цию? Какие ар­гу­мен­ты можно при­ве­сти в про­ти­во­вес этой по­зи­ции? Су­ще­ству­ют ли, по Ва­ше­му мне­нию, более убе­ди­тель­ные ар­гу­мен­ты в поль­зу де­мо­кра­тии?

 

Тема 3. Артур Шо­пен­гау­эр писал: «Го­су­дар­ство – не что иное, как на­морд­ник для усми­ре­ния пло­то­яд­но­го жи­вот­но­го, на­зы­ва­ю­ще­го­ся че­ло­ве­ком, для при­да­ния ему от­ча­сти тра­во­яд­но­го ха­рак­те­ра».

Со­глас­ны ли Вы с ним? Какую функ­цию го­су­дар­ства он вы­де­ля­ет в ка­че­стве глав­ной? Есть ли у го­су­дар­ства дру­гие функ­ции? Какие взгля­ды на при­ро­ду че­ло­ве­ка от­ра­же­ны в вы­ска­зы­ва­нии Шо­пен­гау­э­ра? С ка­ки­ми кон­цеп­ци­я­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды он по­ле­ми­зи­ру­ет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.


Тип 0 № 52
i

За­да­ние по эко­но­ми­ке (10 бал­лов).

После Вто­рой ми­ро­вой войны на­чал­ся про­цесс ли­бе­ра­ли­за­ции меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли. Были под­пи­са­ны меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния, бла­го­да­ря ко­то­рым по­сте­пен­но устра­ня­лись тор­го­вые ба­рье­ры, такие как та­ри­фы и квоты. Это поз­во­ли­ло стра­нам, участ­ву­ю­щим в этом про­цес­се, сти­му­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ский рост и по­вы­сить бла­го­со­сто­я­ние на­се­ле­ния.

По­че­му уча­стие в меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле может сти­му­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ский рост и по­вы­сить бла­го­со­сто­я­ние на­се­ле­ния? На­зо­ви­те не менее трех раз­лич­ных при­чин, крат­ко рас­крой­те ме­ха­низм их ра­бо­ты.


Тип 0 № 53
i

За­да­ние по праву (10 бал­лов).

Саша По­та­пов при под­го­тов­ке к эк­за­ме­ну по кон­сти­ту­ци­он­но­му праву бегло про­смот­рел текст Кон­сти­ту­ции РФ и го­то­вые ре­фе­ра­ты в ин­тер­не­те. К слову ска­зать, Саша не был ра­ди­вым сту­ден­том и вме­сто лек­ций и се­ми­на­ров по­се­щал каток, кино, би­льярд, бо­улинг, спал, гулял... в общем, где он толь­ко ни был вме­сто уни­вер­си­те­та. Так вот, перед самым эк­за­ме­ном у две­рей ауди­то­рии вы­яс­ни­лось, что его од­но­курс­ник Петя Ва­сеч­кин во­об­ще ни­че­го не читал. И Саша начал ему рас­ска­зы­вать, что пом­нил, а зна­ния его были более чем об­ры­воч­ные: «Со­глас­но Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции га­ран­том прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на яв­ля­ет­ся Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», «Ос­нов­ные права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка не­от­чуж­да­е­мы и при­над­ле­жат каж­до­му при до­сти­же­нии 6 лет», «К лич­ным пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на от­но­сят­ся право на об­ра­зо­ва­ние, сво­бо­да со­ве­сти и ве­ро­ис­по­ве­да­ния, право на поль­зо­ва­ние род­ным язы­ком, право част­ной соб­ствен­но­сти, сво­бо­да вы­бо­ра места жи­тель­ства; к по­ли­ти­че­ским  — право на объ­еди­не­ние, вклю­чая право со­зда­вать про­фес­си­о­наль­ные союзы для за­щи­ты своих ин­те­ре­сов, право на сво­бо­ду и лич­ную не­при­кос­но­вен­ность, право участ­во­вать в от­прав­ле­нии пра­во­су­дия...», «Граж­да­нин Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции может са­мо­сто­я­тель­но осу­ществ­лять в пол­ном объ­е­ме свои права и обя­зан­но­сти с 18 лет», «Граж­да­нин Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции может быть вы­слан за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или выдан дру­го­му го­су­дар­ству на ос­но­ва­нии за­клю­чен­но­го меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра», «Ев­ро­пей­ский суд по пра­вам че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся одним из ор­га­нов ев­ро­пей­ско­го Союза по за­щи­те прав и сво­бод че­ло­ве­ка».

Оце­ни­те вер­ность утвер­жде­ний Саши: ука­жи­те толь­ко оши­боч­ные его утвер­жде­ния, ис­пра­вив их.


Тип 0 № 54
i

За­да­ние по по­ли­то­ло­гии (10 бал­лов).

На ри­сун­ке ниже пред­став­лен гра­фик, от­ра­жа­ю­щий при­мер­ную ди­на­ми­ку (ста­ти­сти­че­ски оце­нен­ной) ве­ро­ят­но­сти на­ча­ла граж­дан­ской войны в «сред­не­ста­ти­сти­че­ской» стра­не с те­че­ни­ем вре­ме­ни (гра­фик взят из ста­тьи: Hegre H.,

Ellingsen T., Gleditsch N. Toward a Democratic Civil Peace? Democracy, Political Change, and Civil War, 1816−1992 // The American Political Science Review.  — Vol. 95, №1.  — 2001.  — Pp. 33−48).

На уроке об­ще­ст­во­зна­ния с ана­ли­зом этого гра­фи­ка вы­сту­пи­ла та­лант­ли­вая де­вя­ти­класс­ни­ца Ирина По­ле­мо­ва. При­во­дим от­ры­вок из до­кла­да:

«Осо­бен­ное вни­ма­ние об­ра­ща­ет на себя всплеск граж­дан­ских войн в пе­ри­од между при­мер­но 1940 и 1990 гг. Ин­те­рес­но по­раз­мыш­лять о при­чи­нах этого яв­ле­ния. Пре­жде всего, во вто­рой по­ло­ви­не этого пе­ри­о­да в рам­ках про­цес­са де­ко­ло­ни­за­ции слу­чи­лась волна об­ра­зо­ва­ния новых не­за­ви­си­мых го­су­дарств (в част­но­сти, «год

Аф­ри­ки»). Это озна­ча­ет, что от­ны­не им нужно было са­мо­сто­я­тель­но справ­лять­ся с управ­ле­ни­ем тер­ри­то­ри­я­ми, рас­пре­де­ле­ни­ем благ и ре­сур­сов, ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем кон­флик­тов и про­чи­ми по­ли­ти­че­ски­ми за­да­ча­ми. Но, как от­ме­чал из­вест­ный по­ли­то­лог Сэмю­эл Хан­тинг­тон, клю­че­вая в по­ли­ти­че­ском от­но­ше­нии раз­ни­ца между го­су­дар­ства­ми  — это раз­ни­ца не в по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме, а в по­ли­ти­че­ской управ­ля­е­мо­сти. Мо­ло­дые стра­ны стал­ки­ва­лись с очень боль­ши­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к по­ли­ти­че­ской си­сте­ме, но их по­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты еще не были спо­соб­ны эти тре­бо­ва­ния удо­вле­тво­рить. Все­об­щее по­ли­ти­че­ское уча­стие, ур­ба­ни­за­ция, по­сте­пен­ный рас­пад тра­ди­ци­он­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, рост эко­но­ми­че­ских тре­бо­ва­ний  — все это про­яв­ле­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской мо­би­ли­за­ции. И она шла быст­рее, чем раз­ви­ва­лись по­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты. Это и при­во­ди­ло к росту кон­флик­тов и, в ко­неч­ном счете, к уве­ли­че­нию числа граж­дан­ских войн. Но нужно также от­ме­тить и то, что боль­шая часть этого пе­ри­о­да при­хо­дит­ся на Хо­лод­ную войну  — про­ти­во­сто­я­ние двух идео­ло­ги­че­ских бло­ков во главе с США (в этот блок на про­тя­же­нии всего по­сле­во­ен­но­го пе­ри­о­да также вхо­ди­ли такие стра­ны, как Со­еди­нен­ное Ко­ро­лев­ство, Фран­ция, Гер­ма­ния, Ис­па­ния и др.) и СССР (кроме СССР туда вхо­ди­ли Куба, мно­гие стра­ны Цен­траль­ной и Во­сточ­ной Ев­ро­пы и про­чие стра­ны). Каж­дый из этих бло­ков стре­мил­ся укре­пить свое вли­я­ние в стра­нах, ко­то­рые можно было услов­но на­звать «ко­леб­лю­щи­ми­ся». И бла­го­да­ря этой внеш­ней под­держ­ке мест­ных ре­жи­мов во мно­гих стра­нах уда­лось из­бе­жать новых граж­дан­ских войн. Так что если бы не этот ста­би­ли­зи­ру­ю­щий фак­тор Хо­лод­ной войны, таких войн было бы еще боль­ше».

Учи­тель по­хва­лил Ирину за ин­те­рес­ные и глу­бо­кие рас­суж­де­ния, но не во всем со­гла­сил­ся с ее ана­ли­зом. Вы­де­ли­те все ошиб­ки в до­кла­де Ирины По­ле­мо­вой и ис­правь­те их.


Тип 0 № 55
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Карл Маркс писал: «С са­мо­го на­ча­ла ци­ви­ли­за­ции про­из­вод­ство ос­но­вы­ва­ет­ся на ан­та­го­низ­ме со­сло­вий, со­сто­я­ний, клас­сов, на­ко­нец  — ан­та­го­низ­ме на­коп­лен­но­го труда и труда жи­во­го. Без ан­та­го­низ­ма нет про­грес­са: таков закон, ко­то­ро­му под­чи­ня­лась ци­ви­ли­за­ция до наших дней». Пе­ре­чис­ли­те и рас­крой­те глу­бин­ные при­чи­ны этого ан­та­го­низ­ма по Марк­су.


Тип 21 № 56
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

На кон­грес­се по про­бле­мам об­ще­ствен­но­го про­грес­са встре­ти­лись три мыс­ли­те­ля  — Фр­эн­сис, Им­ма­ну­ил и Мак­си­ми­ли­ан. Один из них был по­ли­то­ло­гом, дру­гой со­цио­ло­гом, а тре­тий  — фи­ло­со­фом. Когда они про­хо­ди­ли ре­ги­стра­цию, им был задан во­прос о том, каков род их ака­де­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.

— Мак­си­ми­ли­ан  — по­ли­то­лог,  — ска­зал Фр­эн­сис.

— Если Фр­эн­сис со­цио­лог, то Мак­си­ми­ли­ан  — фи­ло­соф,  — про­из­нес Им­ма­ну­ил.

— На самом деле фи­ло­соф  — Им­ма­ну­ил,  — про­из­нес Мак­си­ми­ли­ан.

Из­вест­но, что со­лгал толь­ко фи­ло­соф.

1)  Опре­де­ли­те, кто из них кто. Обос­нуй­те свой ответ при по­мо­щи ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний.

2)  При­ве­ди­те при­ме­ры фа­ми­лии из­вест­ных мыс­ли­те­лей с та­ки­ми же име­на­ми и от­но­ся­щих­ся к этим же об­ла­стям об­ще­ст­во­зна­ния (на­при­мер, если Х в вашем от­ве­те ока­зал­ся фи­ло­со­фом, при­ве­ди­те фа­ми­лию из­вест­но­го фи­ло­со­фа с

име­нем Х, и т. д.)


Тип 1 № 104
i

За со­зда­ние си­сте­мы цен­но­стей и иде­а­лов от­ве­ча­ет ... функ­ция куль­ту­ры:

1) ак­сио­ло­ги­че­ская
2) се­ми­о­ти­че­ская
3) ре­гу­ля­тив­ная
4) транс­мис­си­он­ная
5) ин­те­гри­ру­ю­щая

Тип 1 № 105
i

Автор из­ре­че­ния «В одну и ту же воду нель­зя войти два­жды»:

1) Пи­фа­гор
2) Зенон Элей­ский
3) Пла­тон
4) Ари­сто­тель
5) Ге­рак­лит

Тип 1 № 106
i

Рас­суж­де­ние: «Все эти птицы  — ле­бе­ди. Все эти птицы белые. Зна­чит, ве­ро­ят­но, что все ле­бе­ди белые» пред­став­ля­ет собой при­мер:

1) ис­клю­ча­ю­щей ин­дук­ции
2) обоб­ща­ю­щей ин­дук­ции
3) умо­за­клю­че­ния по ана­ло­гии
4) аб­дук­ции
Всего: 1000    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80