Всего: 1000 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
Тема 1. Эмиль Дюркгейм писал: «Чем примитивнее общество, тем более сходства между составляющими их индивидами» (Дюркгейм Э. Метод социологии, 1990).
Согласны ли вы с ним? Как это согласуется с популярным мнением, что более развитое современное общество делает людей безликими и похожими друг на друга? Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. «Сказать, что конституция [здесь: политическое устройство — прим. составителей] Англии есть союз трех властей, взаимно друг друга ограничивающих, — это фарс; либо эти слова ничего не значат, либо они прямо сами себе противоречат. Утверждение о том, что Палата Общин ограничивает короля, опирается на два соображения: Первое: что королю не следует доверять, если не присматривать за ним; или, другими словами, что жажда абсолютной власти есть врожденный порок монархии. Второе: что Палата Общин, будучи созданной для этой цели, мудрее либо заслуживает большего доверия, чем король. Но поскольку та же конституция, которая дает Палате Общин власть ограничивать короля, не снабжая его ресурсами, затем дает королю власть ограничивать Палату Общин, наделяя его правом отвергать прочие ее законы [не касающиеся налогов — прим. составителей], она, эта конституция, снова предполагает, что король мудрее чем те, кто уже был признан мудрее его. Чистый абсурд!» Томас Пейн.
Против какой известной политической доктрины выступает в данном отрывке Томас Пейн? Насколько убедительны его аргументы? Вскрывают ли они какиелибо слабости этой доктрины? Что могли бы возразить Томасу Пейну сторонники этой доктрины? Можно ли привести исторические примеры, поддерживающие ту или иную точку зрения? Какой позиции в этой полемике придерживаетесь Вы сами и почему?
Тема 3. Питирим Сорокин писал: «Человеческое общество, вся культура и вся цивилизация в конечном счете есть не что иное, как мир понятий, застывших в определенной форме и определенных видах».
Согласны ли вы с ним? Как, на Ваш взгляд, соотносятся «идеальное» и «материальное» в жизни общества? С каким известным подходом полемизирует Сорокин, вынося такое суждение? Приведите развернутые аргументы.
Задание по праву (10 баллов).
В детстве и даже будучи старшеклассниками друзья Ваня и Женя любили играть в детективов. Примером для них, конечно же был, наверное, самый известных в литературном мире детектив — Ш…Х…. Друзья по очереди придумывали обстоятельства преступления и по очереди его раскрывали, а также судили воображаемого преступника.
Ванин отец был прокурором и дома, естественно, звучала юридическая лексика и был, в том числе, УК РФ. И ничего удивительного, что Ваня мечтал сразу, как только закончит юридический факультет МГУ и ему исполнится 23 года, пойти работать судьей. А Женя хотел стать депутатом.
Итак, в одной из игр Ваня, будучи судьей, торжественно произнес: «Как гласит такой принцип уголовного права РФ как принцип вины, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему
преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Подсудимый обвиняется в преступлении средней тяжести против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а именно: «Причинение смерти по неосторожности наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок»».
Ваня придумал, что подсудимым был 19-летний депутат Государственной Думы и одновременно член Совета Федерации, которого арестовали на месте преступления. Женя очень возмутился и стал спорить, что совершение преступления по неосторожности является основанием для прекращения уголовного преследования, поскольку неосторожность не входит в состав преступления.
Какие правовые ошибки допущены Ваней и Женей? В чем, как ни странно, они оказались правы? Ответы обоснуйте.
Задание по политологии (10 баллов).
Обычный российский студент Иван Бодин решил рассказать старшему брату за ужином о том, что интересного он узнал на занятиях в университете за последнюю неделю. Он выбрал следующую тему: как разные мыслители предлагали решать проблему злоупотребления властью. Приводим рассказ Ивана:
«Чрезвычайно интересная концепция была предложена Аристотелем, который предлагал особым образом воспитывать будущих правителей, так чтобы они в итоге гораздо более любили заниматься философией, чем политикой, и бремя правления брали на себя лишь по необходимости. Такие философы-правители не должны злоупотреблять властью уже потому, что они как бы стражи самих себя и сами себя охраняют от любых пороков, включая и наклонности к тирании. Другую важную идею можно встретить у Полибия — с ним ассоциируется идея смешанного правления. Полибий выделял три «властных» элемента: судебный, исполнительный и законодательный. Смешанное правление предполагает, что властные функции есть у каждого из них, так что все они для эффективного правления должны взаимодействовать и нуждаются друг в друге. Эта идея далее, в XVII−XVIII вв., была развита теоретиками разделения властей, такими как Гоббс и Монтескьё. Что интересно, по крайней мере один из классиков концепции разделения властей выделял «федеративную» власть, функции которой сейчас относят к законодательной ветви. Монтескьё подчеркивал, что не всякое формальное разделение властей может называться таковым по существу: например, он отмечал, что в современной ему Венеции формально разделение властей существует, но реально — нет, потому как все выделенные им ветви власти оказались в руках знати. Образцом государства с настоящим разделением властей Монтескьё считал, конечно, Швейцарию».
В процессе этого рассказа старший брат Ивана морщился несколько раз; Иван думал, что все дело в лимоне, сейчас им поедаемом, и потому продолжал бодро излагать свои мысли; на самом же деле брат, будучи весьма образованным человеком, морщился потому, что заметил существенные ошибки в повествовании.
Укажите на ошибки, допущенные Иваном, и исправьте их.
Задание по социологии (10 баллов).
Есть мнение, что существуют мужские и женские виды спорта. Например, в «женских» хоккейных играх запрещены силовые приемы, в то время как в «мужских» — допускаются. Перечислите и кратко раскройте причины такого неравенства. Объясните разницу между понятиями пол и гендер. Аргументируйте свои суждения.
Задание по философии (10 баллов).
Четыре философа — Платон, Аристотель, Гераклит и Демокрит — решили сыграть в логическую игру. Они публично распределили роли: один в ходе следующего диалога будет правдолюбом (т. е. будет произносить только истинные утверждения), другой — лжецом (т. е. будет произносить только истинные утверждения), а остальные двое — дипломатами (т. е. будут иногда произносить истинные, а иногда ложные утверждения)*. Цель игры — каждый должен произнести два утверждения и ни разу не выйти из объявленной роли. Вот какой диалог состоялся между ними:
(1) Демокрит: Аристотель и Платон правдолюбы.
(2) Аристотель: Гераклит — дипломат.
(3) Платон: Демокрита называют «плачущим» философом.
(4) Гераклит: Аристотель — правдолюб.
(5) Демокрит: Если Гераклит дипломат, то Платон друг Аристотеля.
(6) Аристотель: Платон мне друг, но он лжец.
(7) Платон: Гераклит с Демокритом правдолюбы.
(8) Гераклит: Неверно, что Демокрита называют «смеющимся» философом, а меня — «плачущим».
Известно, что все справились с целью игры. Ответьте на вопросы:
1) Какую роль кто играл?
2) Является ли Платон, согласно этому диалогу, другом Аристотеля?
3) Кто из них, согласно этому диалогу, «смеющийся» философ, а кто «плачущий»?
4) Действительно ли этих философов так называли, и если да, то почему?
Обоснуйте свои ответы на вопросы 1-3 с помощью логических рассуждений, на вопрос 4 — опираясь на общую эрудицию.
*Утверждением считается только целое повествовательное предложение, а не входящие в него части.
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе.
Тема 1. «Шел 2081 г., и все люди наконец стали равны. Не только перед Богом и законом. Они были равны во всех отношениях. Никто не был умнее другого. Никто не выглядел лучше другого. Никто не был сильнее или быстрее кого-либо. Равенство вытекало из 211-й, 212-й и 213-й поправок к Конституции и поддерживалось благодаря постоянной бдительности агентов Генерального Уравнителя» (Курт Воннегут, рассказ «Харрисон Бержерон», 1961).
Проанализируйте ситуацию всеобщего равенства с точки зрения обществознания: какие социальные механизмы делают ее утопической? Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. Современный политический теоретик Джон Драйзек писал, что либерализм, понятый как доктрина, основанная на идее частного интереса, а не общего блага, «обходит демократию молчанием» («is silent on the issue of democracy»). Иными словами, по мнению Драйзека, либерализм как таковой не является совершенно естественным «союзником» демократии и вовсе не обязательно разделяет с ней один и тот же набор базовых политических принципов. В то же время, в современном мире «либеральная демократия» является, пожалуй, самым широко признанным политическим ориентиром. На Ваш взгляд, является ли «идеал» «либеральной демократии» внутренне противоречивым и неустойчивым? Безоговорочно ли прав Джон Драйзек в том, что либерализм как таковой не подразумевает демократию (а демократия не подразумевает либерализм)? Существуют ли аргументы против этой точки зрения? Какие исторические примеры могли бы проиллюстрировать правоту Драйзека или неполноту его суждений? Какой позиции придерживаетесь Вы сами и почему?
Тема 3. Карл Поппер писал: «Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс». Согласны ли Вы с ним? Какой критерий общественного прогресса подразумевается в этом высказывании? Можно ли ради прогресса общества пожертвовать свободой отдельных людей? С какими подходами к пониманию человеческой истории Поппер полемизирует? Приведите развернутые аргументы.
Задание по экономике (10 баллов).
В последнее время в мире быстро распространяются цифровые технологии. Интернет, мобильные телефоны и прочие средства для сбора и хранения информации оказывают сильное влияние на экономическую деятельность. Без
цифровых технологий сейчас не обходятся практически никакие экономические операции. Цифровые технологии позволяют:
– усовершенствовать изделия и улучшить их качество,
– снизить затраты,
– оптимизировать операции под индивидуальные потребности потребителей,
– решить проблемы асимметрии информации (такие как моральный риск и негативный отбор),
– повышение производительности,
– гибкость и координация экономической деятельности,
– и др.
С другой стороны, цифровые технологии могут быть сопряжены с издержками, сводящими на нет ту часть эффективности, которую получает фирма от использования этой технологии.
1) Приведите четыре различных примера использования цифровых технологий в бизнесе, которые демонстрируют получение вышеперечисленных результатов (не менее пяти из перечисленных). Поясните, какую пользу получает фирма в каждом приведенном примере.
2) Приведите два различных примера, которые демонстрируют возникновение издержек при использовании цифровых технологий в бизнесе.
Задание по праву (10 баллов).
Николай на свое 16-летие получил от родителей в подарок долгожданный велосипед стоимостью 21000 руб. Он был счастлив и все лето с удовольствием на нем катался по полям, да лесам. Но тут его друг, 18-летний, Олег, стал продавать свой компьютер, который ему надоел. Олег предложил Николаю купить дешево у него компьютер с условием, что тот будет давать ему иногда велосипед покататься. Николай согласился: заплатил деньги, подаренные родителями, а также деньги, заработанные им в период летних каникул.
Предыдущим летом Николай подрабатывал на съемках кино в главной роли. Было необходимо срочно подписать трудовой договор, но на этот момент родителей Николая в городе не было (были в отпуске в Париже) и договор подписал его старший 20-летний брат. Съемки с участием Николая проходили, в основном за полярным кругом на природе (хоть и лето было, но Николай постоянно мерз и часто болел), затягивались до полуночи и при этом в неделю Николай работал 36 часов.
Какие действия с точки зрения гражданского законодательства были вправе совершать родители и сам Николай? Любой ответ поясните, указав необходимые условия заключения указанных в задаче сделок с участием несовершеннолетних.
Какие были допущены нарушения трудового законодательства Российской Федерации? Ответ обоснуйте.
Задание по политологии (10 баллов).
Первокурсники Петр и Павел на перемене между семинарами поспорили отом, как лучше всего концептуализировать демократию, если собираться составлять индекс демократичности.
Павел настаивал на том, что, конечно, в понятие демократии входят честные исвободные выборы; ведь в современной политической науке устоялось мнение, что не может считаться демократическим режим, в котором на протяжении трех или большего числа избирательных циклов не происходит смены власти (например, правящей партии при парламентской системе). Сильный парламент и слабая президентская власть также должны рассматриваться как компоненты настоящей демократии. Кроме того, в определение демократии нужно включить соблюдение прав и свобод граждан.
Петр вежливо слушал Павла, но в уме все время прокручивал контраргументы. Когда настал его черед говорить, он облокотился на спинку стула и, вращая в руках ручку, предположил, что не следует вкладывать в индекс так много признаков демократии: это имеет определенные издержки. Продуктивнее было бы принять на вооружение минималистскую концепцию демократии, предложенную Йозефом Шумпетером, суть которой заключается в наличии разделения властей. Он также подверг сомнению то, что честные и свободные выборы являются компонентом демократии: в Древних Афинах процедуры выборов вообще не было, но Афины считаются полисом, управляемым
демократически.
Всю эту беседу поневоле слышал и преподаватель политической науки, находившийся в аудиториями между занятиями. Он отметил довольно высокий уровень рассуждений Петра и Павла, но поймал себя на мысли, что вряд ли они очень хорошо сдадут экзамен по его предмету: все-таки они допустили не так мало фактических ошибок.
Укажите, какие ошибки допустили в своих рассуждениях Павел и Петр; в случаях, допускающих однозначно верное исправление ошибки, внесите такое исправление; в остальных случаях обоснуйте, почему то или иное мнение собеседников неверно (приведите теоретические аргументы и/или ссылки на релевантные факты).
Задание по социологии (10 баллов).
Как пишет социолог Дэвид Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная — если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи — самые автономные и наименее связанные с группой в целом» (Popenoe, 1991). В чем причины ослабления института брака в современных обществах по сравнению с традиционными? Как может быть связано появление нуклеарной семьи с демографической ситуацией в стране? Какие еще факторы определяют количество детей в семье?
Задание по философии (10 баллов).
Два ученика подошли к учителю, разглядывавшему портреты известных представителей древнегреческой культуры (см. рисунки ниже). Один портрет особенно привлек его внимание.
− Кто изображен на этом портрете? — спросили ученики.
— О, это великий человек! Его имя есть в списке людей, которых вы должны будете знать по окончании нашего курса: Пракситель, Аристокл, Ксенофан, Фемистократ, Аристотель, Ксенофонт, Гиппократ, Фемистокл, Аристофан, Гиппокл, Ксенократ.
— Но мы ведь еще не прошли курс до конца!
— Не беда, попробуйте сами отгадать. Сделаем так: каждому из вас я скажу только одну часть имени. А затем, обмениваясь правдивой информацией о своем знании или незнании, вы должны вычислить, кого я загадал.
После этого учитель прошептал на ухо первому ученику первую часть имени, второму — вторую.
— Я уверен, что мы оба с тобой не знаем, — сказал первый, глядя на список имен.
— Ты прав, я действительно не знаю, — ответил второй.
— Даже после моей первой реплики? — удивился первый.
— Даже после нее, — подумав, подтвердил второй.
— Отлично! В таком случае, благодаря твоим словам, я уже знаю ответ! — воскликнул первый.
— Постой-ка... Ага, теперь-то я тоже догадался! — ответил второй.
Ответьте на вопросы:
1) Какое имя было загадано?
2) Какой портрет разглядывал учитель?
3) Чем известен этот человек в истории философии (приведите хотя бы один характерный факт о нем).
Обоснуйте ответ на первый вопрос с помощью логических рассуждений, на второй вопрос — опираясь на общую эрудицию.
Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе:
Тема 1. «В прошлые века классовые различия были не только неизбежны, но и желательны. За цивилизацию пришлось платить неравенством. Но с развитием машинного производства ситуация изменилась. Хотя люди по прежнему должны были выполнять неодинаковые работы, исчезла необходимость в том, чтобы они стояли на разных социальных и экономических уровнях», писал Джордж Оруэлл.
Сравните традиционную (кастовую) и современную (классовую) социальную стратификацию с точки зрения уровней и возможностей социальной мобильности. Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. Бенедикт Спиноза писал: «В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей [чем при прочих политических устройствах. – Прим. составителей], ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости».
Согласны ли Вы с автором высказывания? Есть ли теоретические и исторические аргументы, поддерживающие его позицию? Какие аргументы можно привести в противовес этой позиции? Существуют ли, по Вашему мнению, более убедительные аргументы в пользу демократии?
Тема 3. Артур Шопенгауэр писал: «Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера».
Согласны ли Вы с ним? Какую функцию государства он выделяет в качестве главной? Есть ли у государства другие функции? Какие взгляды на природу человека отражены в высказывании Шопенгауэра? С какими концепциями человеческой природы он полемизирует? Приведите развернутые аргументы.
Задание по экономике (10 баллов).
После Второй мировой войны начался процесс либерализации международной торговли. Были подписаны международные соглашения, благодаря которым постепенно устранялись торговые барьеры, такие как тарифы и квоты. Это позволило странам, участвующим в этом процессе, стимулировать экономический рост и повысить благосостояние населения.
Почему участие в международной торговле может стимулировать экономический рост и повысить благосостояние населения? Назовите не менее трех различных причин, кратко раскройте механизм их работы.
Задание по праву (10 баллов).
Саша Потапов при подготовке к экзамену по конституционному праву бегло просмотрел текст Конституции РФ и готовые рефераты в интернете. К слову сказать, Саша не был радивым студентом и вместо лекций и семинаров посещал каток, кино, бильярд, боулинг, спал, гулял... в общем, где он только ни был вместо университета. Так вот, перед самым экзаменом у дверей аудитории выяснилось, что его однокурсник Петя Васечкин вообще ничего не читал. И Саша начал ему рассказывать, что помнил, а знания его были более чем обрывочные: «Согласно Конституции Российской Федерации гарантом прав и свобод человека и гражданина является Председатель Правительства Российской Федерации», «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому при достижении 6 лет», «К личным правам и свободам человека и гражданина относятся право на образование, свобода совести и вероисповедания, право на пользование родным языком, право частной собственности, свобода выбора места жительства; к политическим — право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в отправлении правосудия...», «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», «Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству на основании заключенного международного договора», «Европейский суд по правам человека является одним из органов европейского Союза по защите прав и свобод человека».
Оцените верность утверждений Саши: укажите только ошибочные его утверждения, исправив их.
Задание по политологии (10 баллов).
На рисунке ниже представлен график, отражающий примерную динамику (статистически оцененной) вероятности начала гражданской войны в «среднестатистической» стране с течением времени (график взят из статьи: Hegre H.,
Ellingsen T., Gleditsch N. Toward a Democratic Civil Peace? Democracy, Political Change, and Civil War, 1816−1992 // The American Political Science Review. — Vol. 95, №1. — 2001. — Pp. 33−48).
На уроке обществознания с анализом этого графика выступила талантливая девятиклассница Ирина Полемова. Приводим отрывок из доклада:
«Особенное внимание обращает на себя всплеск гражданских войн в период между примерно 1940 и 1990 гг. Интересно поразмышлять о причинах этого явления. Прежде всего, во второй половине этого периода в рамках процесса деколонизации случилась волна образования новых независимых государств (в частности, «год
Африки»). Это означает, что отныне им нужно было самостоятельно справляться с управлением территориями, распределением благ и ресурсов, регулированием конфликтов и прочими политическими задачами. Но, как отмечал известный политолог Сэмюэл Хантингтон, ключевая в политическом отношении разница между государствами — это разница не в политическом режиме, а в политической управляемости. Молодые страны сталкивались с очень большими требованиями к политической системе, но их политические институты еще не были способны эти требования удовлетворить. Всеобщее политическое участие, урбанизация, постепенный распад традиционных социальных институтов, рост экономических требований — все это проявления социально-экономической мобилизации. И она шла быстрее, чем развивались политические институты. Это и приводило к росту конфликтов и, в конечном счете, к увеличению числа гражданских войн. Но нужно также отметить и то, что большая часть этого периода приходится на Холодную войну — противостояние двух идеологических блоков во главе с США (в этот блок на протяжении всего послевоенного периода также входили такие страны, как Соединенное Королевство, Франция, Германия, Испания и др.) и СССР (кроме СССР туда входили Куба, многие страны Центральной и Восточной Европы и прочие страны). Каждый из этих блоков стремился укрепить свое влияние в странах, которые можно было условно назвать «колеблющимися». И благодаря этой внешней поддержке местных режимов во многих странах удалось избежать новых гражданских войн. Так что если бы не этот стабилизирующий фактор Холодной войны, таких войн было бы еще больше».
Учитель похвалил Ирину за интересные и глубокие рассуждения, но не во всем согласился с ее анализом. Выделите все ошибки в докладе Ирины Полемовой и исправьте их.
Задание по социологии (10 баллов).
Карл Маркс писал: «С самого начала цивилизации производство основывается на антагонизме сословий, состояний, классов, наконец — антагонизме накопленного труда и труда живого. Без антагонизма нет прогресса: таков закон, которому подчинялась цивилизация до наших дней». Перечислите и раскройте глубинные причины этого антагонизма по Марксу.
Задание по философии (10 баллов).
На конгрессе по проблемам общественного прогресса встретились три мыслителя — Фрэнсис, Иммануил и Максимилиан. Один из них был политологом, другой социологом, а третий — философом. Когда они проходили регистрацию, им был задан вопрос о том, каков род их академической деятельности.
— Максимилиан — политолог, — сказал Фрэнсис.
— Если Фрэнсис социолог, то Максимилиан — философ, — произнес Иммануил.
— На самом деле философ — Иммануил, — произнес Максимилиан.
Известно, что солгал только философ.
1) Определите, кто из них кто. Обоснуйте свой ответ при помощи логических рассуждений.
2) Приведите примеры фамилии известных мыслителей с такими же именами и относящихся к этим же областям обществознания (например, если Х в вашем ответе оказался философом, приведите фамилию известного философа с
именем Х, и т. д.)