сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 43
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Че­ты­ре фи­ло­со­фа  — Пла­тон, Ари­сто­тель, Ге­рак­лит и Де­мо­крит  — ре­ши­ли сыг­рать в ло­ги­че­скую игру. Они пуб­лич­но рас­пре­де­ли­ли роли: один в ходе сле­ду­ю­ще­го диа­ло­га будет прав­до­лю­бом (т. е. будет про­из­но­сить толь­ко ис­тин­ные утвер­жде­ния), дру­гой  — лже­цом (т. е. будет про­из­но­сить толь­ко ис­тин­ные утвер­жде­ния), а осталь­ные двое  — ди­пло­ма­та­ми (т. е. будут ино­гда про­из­но­сить ис­тин­ные, а ино­гда лож­ные утвер­жде­ния)*. Цель игры  — каж­дый дол­жен про­из­не­сти два утвер­жде­ния и ни разу не выйти из объ­яв­лен­ной роли. Вот какой диа­лог со­сто­ял­ся между ними:

(1) Де­мо­крит: Ари­сто­тель и Пла­тон прав­до­лю­бы.

(2) Ари­сто­тель: Ге­рак­лит  — ди­пло­мат.

(3) Пла­тон: Де­мо­кри­та на­зы­ва­ют «пла­чу­щим» фи­ло­со­фом.

(4) Ге­рак­лит: Ари­сто­тель  — прав­до­люб.

(5) Де­мо­крит: Если Ге­рак­лит ди­пло­мат, то Пла­тон друг Ари­сто­те­ля.

(6) Ари­сто­тель: Пла­тон мне друг, но он лжец.

(7) Пла­тон: Ге­рак­лит с Де­мо­кри­том прав­до­лю­бы.

(8) Ге­рак­лит: Не­вер­но, что Де­мо­кри­та на­зы­ва­ют «сме­ю­щим­ся» фи­ло­со­фом, а меня  — «пла­чу­щим».

Из­вест­но, что все спра­ви­лись с целью игры. От­веть­те на во­про­сы:

1)  Какую роль кто играл?

2)  Яв­ля­ет­ся ли Пла­тон, со­глас­но этому диа­ло­гу, дру­гом Ари­сто­те­ля?

3)  Кто из них, со­глас­но этому диа­ло­гу, «сме­ю­щий­ся» фи­ло­соф, а кто «пла­чу­щий»?

4)  Дей­стви­тель­но ли этих фи­ло­со­фов так на­зы­ва­ли, и если да, то по­че­му?

Обос­нуй­те свои от­ве­ты на во­про­сы 1-3 с по­мо­щью ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний, на во­прос 4  — опи­ра­ясь на общую эру­ди­цию.

*Утвер­жде­ни­ем счи­та­ет­ся толь­ко целое по­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, а не вхо­дя­щие в него части.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  До­пу­стим, Де­мо­крит прав­до­люб. Тогда его утвер­жде­ние (1) верно: Ари­сто­тель и Пла­тон дей­стви­тель­но прав­до­лю­бы. Но это не­воз­мож­но, так как прав­до­люб толь­ко один (по усло­вию). Сле­до­ва­тель­но, Де­мо­крит не прав­до­люб.

2)  До­пу­стим, Ге­рак­лит прав­до­люб. Тогда его утвер­жде­ние (4) верно и Ари­сто­тель дей­стви­тель­но прав­до­люб. Но этого не может быть, т. к. прав­до­люб толь­ко один. Сле­до­ва­тель­но, до­пу­ще­ние было ложно: на самом деле, Ге­рак­лит не прав­до­люб.

3)  Вто­рая ре­пли­ка Пла­то­на (7) ложна: ведь уже уста­нов­ле­но, что ни Ге­рак­лит, ни Де­мо­крит не прав­до­лю­бы. Сле­до­ва­тель­но, не прав­до­люб и Пла­тон. Ме­то­дом ис­клю­че­ния, прав­до­люб Ари­сто­тель.

4)  Зна­чит, оба утвер­жде­ния Ари­сто­те­ля (2 и 6) ис­тин­ны, со­глас­но его роли. От­сю­да по­лу­ча­ем вы­во­ды: Пла­тон Ари­сто­те­лю друг, Пла­тон лжец, Ге­рак­лит ди­пло­мат. Ме­то­дом ис­клю­че­ния, вто­рой ди­пло­мат  — Де­мо­крит.

5)  Из того, что Пла­тон лжец, сле­ду­ет лож­ность утвер­жде­ния (3): на самом деле, Де­мо­кри­та не на­зы­ва­ют пла­чу­щим фи­ло­со­фом. (ВАЖНО: из этого еще не вы­те­ка­ет, что его счи­та­ют «сме­ю­щим­ся»).

6)  Одно утвер­жде­ние ди­пло­ма­та Ге­рак­ли­та (4) ис­тин­но, т. к. мы уже уста­но­ви­ли, что Ари­сто­тель дей­стви­тель­но прав­до­люб. Тогда дру­гое его утвер­жде­ние (8) ложно, со­глас­но его роли. То есть, Де­мо­кри­та на­зы­ва­ют «сме­ю­щим­ся» фи­ло­со­фом, а Ге­рак­ли­та  — «пла­чу­щим».

 

Ответ: 1)  Ари­сто­тель прав­до­люб, Пла­тон лжец, Ге­рак­лит и Де­мо­крит  — ди­пло­ма­ты; 2)  Да; 3)  Ге­рак­лит  — «пла­чу­щий», Де­мо­крит  — «сме­ю­щий­ся»; 4)  Счи­та­ет­ся, что фи­ло­со­фия Ге­рак­ли­та пес­си­ми­стич­на, Де­мо­кри­та  — оп­ти­ми­стич­на (Ге­рак­лит пе­ча­лил­ся по по­во­ду люд­ской глу­по­сти, а Де­мо­крит сме­ял­ся над глуп­ца­ми).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

1) За пра­виль­ные и пол­ные от­ве­ты на во­про­сы 4 балла (по од­но­му баллу за каж­дый).

2) За пра­виль­ное и пол­ное обос­но­ва­ние хода ре­ше­ния 6 бал­лов (по од­но­му за пол­ное и кор­рект­ное объ­яс­не­ние каж­до­го из при­ве­ден­ных выше шагов или ана­ло­гич­ных им).

Кодификатор: Че­ло­век и об­ще­ство. Ло­ги­че­ские за­да­чи