сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 37
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе:

 

Тема 1. Эмиль Дюрк­гейм писал: «Чем при­ми­тив­нее об­ще­ство, тем более сход­ства между со­став­ля­ю­щи­ми их ин­ди­ви­да­ми» (Дюрк­гейм Э. Метод со­цио­ло­гии, 1990).

Со­глас­ны ли вы с ним? Как это со­гла­су­ет­ся с по­пу­ляр­ным мне­ни­ем, что более раз­ви­тое со­вре­мен­ное об­ще­ство де­ла­ет людей без­ли­ки­ми и по­хо­жи­ми друг на друга? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. «Ска­зать, что кон­сти­ту­ция [здесь: по­ли­ти­че­ское устрой­ство  — прим. со­ста­ви­те­лей] Ан­глии есть союз трех вла­стей, вза­им­но друг друга огра­ни­чи­ва­ю­щих,  — это фарс; либо эти слова ни­че­го не зна­чат, либо они прямо сами себе про­ти­во­ре­чат. Утвер­жде­ние о том, что Па­ла­та Общин огра­ни­чи­ва­ет ко­ро­ля, опи­ра­ет­ся на два со­об­ра­же­ния: Пер­вое: что ко­ро­лю не сле­ду­ет до­ве­рять, если не при­смат­ри­вать за ним; или, дру­ги­ми сло­ва­ми, что жажда аб­со­лют­ной вла­сти есть врож­ден­ный порок мо­нар­хии. Вто­рое: что Па­ла­та Общин, бу­дучи со­здан­ной для этой цели, муд­рее либо за­слу­жи­ва­ет боль­ше­го до­ве­рия, чем ко­роль. Но по­сколь­ку та же кон­сти­ту­ция, ко­то­рая дает Па­ла­те Общин власть огра­ни­чи­вать ко­ро­ля, не снаб­жая его ре­сур­са­ми, затем дает ко­ро­лю власть огра­ни­чи­вать Па­ла­ту Общин, на­де­ляя его пра­вом от­вер­гать про­чие ее за­ко­ны [не ка­са­ю­щи­е­ся на­ло­гов  — прим. со­ста­ви­те­лей], она, эта кон­сти­ту­ция, снова пред­по­ла­га­ет, что ко­роль муд­рее чем те, кто уже был при­знан муд­рее его. Чи­стый аб­сурд!» Томас Пейн.

Про­тив какой из­вест­ной по­ли­ти­че­ской док­три­ны вы­сту­па­ет в дан­ном от­рыв­ке Томас Пейн? На­сколь­ко убе­ди­тель­ны его ар­гу­мен­ты? Вскры­ва­ют ли они ка­ки­е­ли­бо сла­бо­сти этой док­три­ны? Что могли бы воз­ра­зить То­ма­су Пейну сто­рон­ни­ки этой док­три­ны? Можно ли при­ве­сти ис­то­ри­че­ские при­ме­ры, под­дер­жи­ва­ю­щие ту или иную точку зре­ния? Какой по­зи­ции в этой по­ле­ми­ке при­дер­жи­ва­е­тесь Вы сами и по­че­му?

 

Тема 3. Пи­ти­рим Со­ро­кин писал: «Че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, вся куль­ту­ра и вся ци­ви­ли­за­ция в ко­неч­ном счете есть не что иное, как мир по­ня­тий, за­стыв­ших в опре­де­лен­ной форме и опре­де­лен­ных видах».

Со­глас­ны ли вы с ним? Как, на Ваш взгляд, со­от­но­сят­ся «иде­аль­ное» и «ма­те­ри­аль­ное» в жизни об­ще­ства? С каким из­вест­ным под­хо­дом по­ле­ми­зи­ру­ет Со­ро­кин, вы­но­ся такое суж­де­ние? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­жде чем пи­сать эссе, вни­ма­тель­но про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, по­ду­май­те, о чём оно, на что особо об­ра­ща­ет вни­ма­ние его автор. При­ведённое вы­ска­зы­ва­ние  — это тезис, пред­став­ля­ю­щий собой ос­нов­ную мысль эссе, ко­то­рую сле­ду­ет ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­вать.

Про­ду­май­те струк­ту­ру своей ра­бо­ты, опре­де­ли­тесь с ар­гу­мен­та­ми в под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние Ваших от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы. Пи­ши­те эссе, рас­кры­вая смысл при­ведённых слов. Не за­будь­те сде­лать вывод  — тогда ваше эссе будет ло­ги­че­ски за­вер­ше­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииДе­та­ли­за­ция Баллы Сумма
Тема по­ня­та адек­ват­но, учте­ны со­про­вож­да­ю­щие во­про­сыЕсли тема не по­ня­та ав­то­ром или про­ин­тер­пре­ти­ро­ва­на со­вер­шен­но не­пра­виль­но (грубо про­игно­ри­ро­ва­но объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние и ло­ги­че­ская струк­ту­ра вы­бран­но­го вы­ска­зы­ва­ния, не учте­ны со­про­вож­да­ю­щие его на­во­дя­щие во­про­сы), осталь­ные кри­те­рии при про­вер­ке дан­ной ра­бо­ты не учи­ты­ва­ют­ся
1.  Уро­вень по­ни­ма­ния и рас­кры­тия темы1.1.  Пол­но­та рас­кры­тия темы (на­ли­чие адек­ват­ных ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных от­ве­тов на все по­став­лен­ные во­про­сы)8Не более 14
1.2.  Глу­би­на рас­кры­тия темы: вы­де­ле­ние раз­лич­ных ас­пек­тов и уров­ней про­бле­мы, на­ли­чие раз­лич­ных под­хо­дов к ее ре­ше­нию 6
1.3.  По­ни­ма­ние идей­ных ис­то­ков про­бле­мы и ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста3
1.4.  Со­от­не­се­ние темы с кон­тек­стом со­вре­мен­но­сти3
2.  Вла­де­ние тео­ре­ти­че­ским и фак­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по теме*2.1.  Адек­ват­ное при­ме­не­ние кон­цеп­ту­аль­но­го ап­па­ра­та (кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, тер­ми­нов, клас­си­фи­ка­ций, от­но­ся­щих­ся к теме)5Не более 13
2.2.  Зна­ние ос­нов­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию об­суж­да­е­мой про­бле­мы и ее от­дель­ных ас­пек­тов, на­ли­чие ссы­лок на взгля­ды из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей по дан­ной теме7
2.3.  На­ли­чие и ре­ле­вант­ность эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла тео­ре­ти­че­ским под­хо­дам, при­ме­ня­е­мым в эссе5
3.  Эру­ди­ция*3.1.  Эру­ди­ция44
4.  Ло­ги­че­ская кор­рект­ность (на уров­не от­дель­ных смыс­ло­вых бло­ков)*4.1.  Обос­но­ван­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и по­сле­до­ва­тель­ность рас­суж­де­ний, от­сут­ствие про­бе­лов в ар­гу­мен­та­ции и не­оправ­дан­ных от­ступ­ле­ний, ме­то­до­ло­ги­че­ская гра­мот­ность55
5.  Твор­че­ский под­ход5.1.  Ори­ги­наль­ность и глу­би­на мыш­ле­ния3Не более 8
5.2.  Вы­яв­ле­ние ши­ро­ких и не­ожи­дан­ных вза­и­мо­свя­зей, в том числе меж­дис­ци­пли­нар­но­го ха­рак­те­ра5
5.3.  На­ли­чие ре­флек­сии по по­во­ду соб­ствен­но­го под­хо­да, осо­зна­ние его тео­ре­ти­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских гра­ниц4
6.  Навык ор­га­ни­за­ции ака­де­ми­че­ско­го тек­ста, куль­ту­ра пись­ма6.1.  Струк­ту­ри­ро­ван­ность тек­ста в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми ака­де­ми­че­ско­го пись­ма, на­ли­чие в тек­сте сквоз­но­го смыс­ла (ста­вит­ся в слу­чае на­ли­чия в тек­сте не­сколь­ких смыс­ло­вых линий)4Не более 6
6.2.  Вывод адек­ват­но ре­зю­ми­ру­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния, обос­но­ван­ные в тек­сте3
6.3.  Гра­мот­ность, стиль, вы­ра­зи­тель­ность языка2
Итого50

 

* Не учи­ты­ва­ет­ся в слу­чае не­ре­ле­вант­но­сти (в том числе, в слу­чае сме­ше­ния тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня ана­ли­за про­бле­мы с жи­тей­ским, под­ме­ны фак­то­фик­си­ру­ю­щих те­зи­сов субъ­ек­тив­ны­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, до­ка­за­тель­ных при­ме­ров ил­лю­стра­ци­я­ми и т. п.)

Кодификатор:
По­ли­ти­ка. Ос­нов­ные по­ли­то­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы;
Че­ло­век и об­ще­ство. Мно­го­ва­ри­ант­ность об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия;
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие куль­ту­ры. Формы и раз­но­вид­но­сти куль­ту­ры.