Эссе (50 баллов). Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте ее в форме эссе.
Тема 1. «Шел 2081 г., и все люди наконец стали равны. Не только перед Богом и законом. Они были равны во всех отношениях. Никто не был умнее другого. Никто не выглядел лучше другого. Никто не был сильнее или быстрее кого-либо. Равенство вытекало из 211-й, 212-й и 213-й поправок к Конституции и поддерживалось благодаря постоянной бдительности агентов Генерального Уравнителя» (Курт Воннегут, рассказ «Харрисон Бержерон», 1961).
Проанализируйте ситуацию всеобщего равенства с точки зрения обществознания: какие социальные механизмы делают ее утопической? Приведите развернутые аргументы.
Тема 2. Современный политический теоретик Джон Драйзек писал, что либерализм, понятый как доктрина, основанная на идее частного интереса, а не общего блага, «обходит демократию молчанием» («is silent on the issue of democracy»). Иными словами, по мнению Драйзека, либерализм как таковой не является совершенно естественным «союзником» демократии и вовсе не обязательно разделяет с ней один и тот же набор базовых политических принципов. В то же время, в современном мире «либеральная демократия» является, пожалуй, самым широко признанным политическим ориентиром. На Ваш взгляд, является ли «идеал» «либеральной демократии» внутренне противоречивым и неустойчивым? Безоговорочно ли прав Джон Драйзек в том, что либерализм как таковой не подразумевает демократию (а демократия не подразумевает либерализм)? Существуют ли аргументы против этой точки зрения? Какие исторические примеры могли бы проиллюстрировать правоту Драйзека или неполноту его суждений? Какой позиции придерживаетесь Вы сами и почему?
Тема 3. Карл Поппер писал: «Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс». Согласны ли Вы с ним? Какой критерий общественного прогресса подразумевается в этом высказывании? Можно ли ради прогресса общества пожертвовать свободой отдельных людей? С какими подходами к пониманию человеческой истории Поппер полемизирует? Приведите развернутые аргументы.
Прежде чем писать эссе, внимательно прочтите высказывание, вникните в его смысл, подумайте, о чём оно, на что особо обращает внимание его автор. Приведённое высказывание — это тезис, представляющий собой основную мысль эссе, которую следует аргументированно доказывать.
Продумайте структуру своей работы, определитесь с аргументами в подтверждение или опровержение Ваших ответов на поставленные вопросы. Пишите эссе, раскрывая смысл приведённых слов. Не забудьте сделать вывод — тогда ваше эссе будет логически завершено.