сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 44
i

Эссе (50 бал­лов). Вы­бе­ри­те одну тему из трех пред­ло­жен­ных и рас­крой­те ее в форме эссе.

 

Тема 1. «Шел 2081 г., и все люди на­ко­нец стали равны. Не толь­ко перед Богом и за­ко­ном. Они были равны во всех от­но­ше­ни­ях. Никто не был умнее дру­го­го. Никто не вы­гля­дел лучше дру­го­го. Никто не был силь­нее или быст­рее кого-либо. Ра­вен­ство вы­те­ка­ло из 211-й, 212-й и 213-й по­пра­вок к Кон­сти­ту­ции и под­дер­жи­ва­лось бла­го­да­ря по­сто­ян­ной бди­тель­но­сти аген­тов Ге­не­раль­но­го Урав­ни­те­ля» (Курт Вон­не­гут, рас­сказ «Хар­ри­сон Бер­же­рон», 1961).

Про­ана­ли­зи­руй­те си­ту­а­цию все­об­ще­го ра­вен­ства с точки зре­ния об­ще­ст­во­зна­ния: какие со­ци­аль­ные ме­ха­низ­мы де­ла­ют ее уто­пи­че­ской? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

 

Тема 2. Со­вре­мен­ный по­ли­ти­че­ский тео­ре­тик Джон Драй­зек писал, что ли­бе­ра­лизм, по­ня­тый как док­три­на, ос­но­ван­ная на идее част­но­го ин­те­ре­са, а не об­ще­го блага, «об­хо­дит де­мо­кра­тию мол­ча­ни­ем» («is silent on the issue of democracy»). Иными сло­ва­ми, по мне­нию Драй­зе­ка, ли­бе­ра­лизм как та­ко­вой не яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но есте­ствен­ным «со­юз­ни­ком» де­мо­кра­тии и вовсе не обя­за­тель­но раз­де­ля­ет с ней один и тот же набор ба­зо­вых по­ли­ти­че­ских прин­ци­пов. В то же время, в со­вре­мен­ном мире «ли­бе­раль­ная де­мо­кра­тия» яв­ля­ет­ся, по­жа­луй, самым ши­ро­ко при­знан­ным по­ли­ти­че­ским ори­ен­ти­ром. На Ваш взгляд, яв­ля­ет­ся ли «идеал» «ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии» внут­рен­не про­ти­во­ре­чи­вым и не­устой­чи­вым? Без­ого­во­роч­но ли прав Джон Драй­зек в том, что ли­бе­ра­лизм как та­ко­вой не под­ра­зу­ме­ва­ет де­мо­кра­тию (а де­мо­кра­тия не под­ра­зу­ме­ва­ет ли­бе­ра­лизм)? Су­ще­ству­ют ли ар­гу­мен­ты про­тив этой точки зре­ния? Какие ис­то­ри­че­ские при­ме­ры могли бы про­ил­лю­стри­ро­вать право­ту Драй­зе­ка или не­пол­но­ту его суж­де­ний? Какой по­зи­ции при­дер­жи­ва­е­тесь Вы сами и по­че­му?

 

Тема 3. Карл По­ппер писал: «Про­грес­си­ро­вать можем толь­ко мы, че­ло­ве­че­ские ин­ди­ви­ду­у­мы, и мы можем де­лать это, за­щи­щая и уси­ли­вая те де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты, от ко­то­рых за­ви­сит сво­бо­да, а вме­сте с тем и про­гресс». Со­глас­ны ли Вы с ним? Какой кри­те­рий об­ще­ствен­но­го про­грес­са под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в этом вы­ска­зы­ва­нии? Можно ли ради про­грес­са об­ще­ства по­жерт­во­вать сво­бо­дой от­дель­ных людей? С ка­ки­ми под­хо­да­ми к по­ни­ма­нию че­ло­ве­че­ской ис­то­рии По­ппер по­ле­ми­зи­ру­ет? При­ве­ди­те раз­вер­ну­тые ар­гу­мен­ты.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пре­жде чем пи­сать эссе, вни­ма­тель­но про­чти­те вы­ска­зы­ва­ние, вник­ни­те в его смысл, по­ду­май­те, о чём оно, на что особо об­ра­ща­ет вни­ма­ние его автор. При­ведённое вы­ска­зы­ва­ние  — это тезис, пред­став­ля­ю­щий собой ос­нов­ную мысль эссе, ко­то­рую сле­ду­ет ар­гу­мен­ти­ро­ван­но до­ка­зы­вать.

Про­ду­май­те струк­ту­ру своей ра­бо­ты, опре­де­ли­тесь с ар­гу­мен­та­ми в под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние Ваших от­ве­тов на по­став­лен­ные во­про­сы. Пи­ши­те эссе, рас­кры­вая смысл при­ведённых слов. Не за­будь­те сде­лать вывод  — тогда ваше эссе будет ло­ги­че­ски за­вер­ше­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииДе­та­ли­за­ция Баллы Сумма
Тема по­ня­та адек­ват­но, учте­ны со­про­вож­да­ю­щие во­про­сыЕсли тема не по­ня­та ав­то­ром или про­ин­тер­пре­ти­ро­ва­на со­вер­шен­но не­пра­виль­но (грубо про­игно­ри­ро­ва­но объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние и ло­ги­че­ская струк­ту­ра вы­бран­но­го вы­ска­зы­ва­ния, не учте­ны со­про­вож­да­ю­щие его на­во­дя­щие во­про­сы), осталь­ные кри­те­рии при про­вер­ке дан­ной ра­бо­ты не учи­ты­ва­ют­ся
1.  Уро­вень по­ни­ма­ния и рас­кры­тия темы1.1.  Пол­но­та рас­кры­тия темы (на­ли­чие адек­ват­ных ар­гу­мен­ти­ро­ван­ных от­ве­тов на все по­став­лен­ные во­про­сы)8Не более 14
1.2.  Глу­би­на рас­кры­тия темы: вы­де­ле­ние раз­лич­ных ас­пек­тов и уров­ней про­бле­мы, на­ли­чие раз­лич­ных под­хо­дов к ее ре­ше­нию 6
1.3.  По­ни­ма­ние идей­ных ис­то­ков про­бле­мы и ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста3
1.4.  Со­от­не­се­ние темы с кон­тек­стом со­вре­мен­но­сти3
2.  Вла­де­ние тео­ре­ти­че­ским и фак­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по теме*2.1.  Адек­ват­ное при­ме­не­ние кон­цеп­ту­аль­но­го ап­па­ра­та (кор­рект­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ство­вед­че­ских по­ня­тий, тер­ми­нов, клас­си­фи­ка­ций, от­но­ся­щих­ся к теме)5Не более 13
2.2.  Зна­ние ос­нов­ных тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов к ре­ше­нию об­суж­да­е­мой про­бле­мы и ее от­дель­ных ас­пек­тов, на­ли­чие ссы­лок на взгля­ды из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей по дан­ной теме7
2.3.  На­ли­чие и ре­ле­вант­ность эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла тео­ре­ти­че­ским под­хо­дам, при­ме­ня­е­мым в эссе5
3.  Эру­ди­ция*3.1.  Эру­ди­ция44
4.  Ло­ги­че­ская кор­рект­ность (на уров­не от­дель­ных смыс­ло­вых бло­ков)*4.1.  Обос­но­ван­ность, про­ти­во­ре­чи­вость и по­сле­до­ва­тель­ность рас­суж­де­ний, от­сут­ствие про­бе­лов в ар­гу­мен­та­ции и не­оправ­дан­ных от­ступ­ле­ний, ме­то­до­ло­ги­че­ская гра­мот­ность55
5.  Твор­че­ский под­ход5.1.  Ори­ги­наль­ность и глу­би­на мыш­ле­ния3Не более 8
5.2.  Вы­яв­ле­ние ши­ро­ких и не­ожи­дан­ных вза­и­мо­свя­зей, в том числе меж­дис­ци­пли­нар­но­го ха­рак­те­ра5
5.3.  На­ли­чие ре­флек­сии по по­во­ду соб­ствен­но­го под­хо­да, осо­зна­ние его тео­ре­ти­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских гра­ниц4
6.  Навык ор­га­ни­за­ции ака­де­ми­че­ско­го тек­ста, куль­ту­ра пись­ма6.1.  Струк­ту­ри­ро­ван­ность тек­ста в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми ака­де­ми­че­ско­го пись­ма, на­ли­чие в тек­сте сквоз­но­го смыс­ла (ста­вит­ся в слу­чае на­ли­чия в тек­сте не­сколь­ких смыс­ло­вых линий)4Не более 6
6.2.  Вывод адек­ват­но ре­зю­ми­ру­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния, обос­но­ван­ные в тек­сте3
6.3.  Гра­мот­ность, стиль, вы­ра­зи­тель­ность языка2
Итого50

 

* Не учи­ты­ва­ет­ся в слу­чае не­ре­ле­вант­но­сти (в том числе, в слу­чае сме­ше­ния тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня ана­ли­за про­бле­мы с жи­тей­ским, под­ме­ны фак­то­фик­си­ру­ю­щих те­зи­сов субъ­ек­тив­ны­ми оце­ноч­ны­ми суж­де­ни­я­ми, до­ка­за­тель­ных при­ме­ров ил­лю­стра­ци­я­ми и т. п.)

Кодификатор:
По­ли­ти­ка. Ос­нов­ные по­ли­то­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы;
По­ли­ти­ка. По­ли­ти­че­ская си­сте­ма. Ти­по­ло­гия по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов;
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие об­ще­ствен­но­го про­грес­са.