сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 55
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Карл Маркс писал: «С са­мо­го на­ча­ла ци­ви­ли­за­ции про­из­вод­ство ос­но­вы­ва­ет­ся на ан­та­го­низ­ме со­сло­вий, со­сто­я­ний, клас­сов, на­ко­нец  — ан­та­го­низ­ме на­коп­лен­но­го труда и труда жи­во­го. Без ан­та­го­низ­ма нет про­грес­са: таков закон, ко­то­ро­му под­чи­ня­лась ци­ви­ли­за­ция до наших дней». Пе­ре­чис­ли­те и рас­крой­те глу­бин­ные при­чи­ны этого ан­та­го­низ­ма по Марк­су.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Рас­кры­ва­ет­ся суть кон­цеп­ции Карла Марк­са. Ан­та­го­низм от­ме­ча­ет­ся между клас­са­ми. Да­ет­ся опре­де­ле­ние клас­са: «Класс  — это боль­шая груп­па людей, объ­еди­ня­е­мых по сво­е­му по­ло­же­нию в об­ще­ствен­ном раз­де­ле­нии труда, от­но­ше­нию к соб­ствен­но­сти, ха­рак­те­ру и раз­ме­ру по­лу­ча­е­мо­го до­хо­да». [Со­р­вин К. В., Су­со­ко­лов А. А. «Че­ло­век в об­ще­стве»] В ос­но­ве клас­со­во­го кон­флик­та (борь­бы, ан­та­го­низ­ма) лежит ко­рен­ное про­ти­во­ре­чие по по­во­ду от­но­ше­ния к сред­ствам про­из­вод­ства  — част­ной соб­ствен­но­сти и ору­дий труда (+3 балла). Раз­ви­ва­ют­ся про­ти­во­ре­чия и кон­фликт между про­из­во­ди­тель­ны­ми си­ла­ми и про­из­вод­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми. Этот кон­фликт не осо­зна­ет­ся (до эпохи марк­сиз­ма) и яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ной силой об­ще­ствен­но-ис­то­ри­че­ско­го про­грес­са. Кроме того, это по­рож­да­ет со­ци­аль­ный кон­фликт между экс­плу­а­та­то­ра­ми и экс­плу­а­ти­ру­е­мы­ми (+4 балла). Таком об­ра­зом, кон­фликт по Марк­су лежит в ос­но­ве не­пре­рыв­но­го раз­ви­тия и слу­жит ис­точ­ни­ком об­нов­ле­ния со­ци­аль­ной си­сте­мы.

[По­дроб­нее см. раз­дел «19.3. Со­ци­аль­ное уче­ние К. Марк­са» в учеб­ни­ке Со­р­вин К. В., Су­со­ко­лов А. А. «Че­ло­век в об­ще­стве»]. Ар­гу­мен­ти­ро­ван­ные ссыл­ки на ра­бо­ты К. Марк­са и Ф. Эн­гель­са (+3 балла).

Кодификатор:
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Ос­нов­ные со­цио­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы;
Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция и мо­биль­ность;
Че­ло­век и об­ще­ство. По­ня­тие об­ще­ствен­но­го про­грес­са.