Задание по социологии (10 баллов).
Есть мнение, что существуют мужские и женские виды спорта. Например, в «женских» хоккейных играх запрещены силовые приемы, в то время как в «мужских» — допускаются. Перечислите и кратко раскройте причины такого неравенства. Объясните разницу между понятиями пол и гендер. Аргументируйте свои суждения.
Гендер — это социальное деление людей, основанное на половых различиях. Нередко гендер расшифровывают как «социально определенный пол». Таким образом, если пол — понятие сугубо биологическое, то гендер выражает собой социальные ожидания и социальные стереотипы в отношении людей определенного пола. Соответственно, эти отношения и стереотипы оказываются разными в различных обществах и отчасти в разных стратах одного общества.
Гендерные стереотипы — господствующие в данном обществе или социальной группе представления о личностных качествах, поведенческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей определенного пола, их социальных ролях. В современном обществе гендерные стереотипы наиболее ярко проявляются в области профессиональной деятельности, а также распределения обязанностей внутри семьи (+2 балла за корректное определение терминов, +3 балла за развернутый аргумент, что наличие закрепленных социальных ролей за мужчинами и женщинами также приводит к неравенству).
С гендерными стереотипами неразрывно связана и проблема гендерного неравенства, т. е. неравного положения в обществе людей, основанного на половом признаке. Такое неравенство может быть официально закрепленным в правовых документах или носить неформальный характер (дискриминация женщин при приеме на работу, в вузы и т. д.). Таким образом, аспекты гендерного неравенства могут быть следующими: политическими, экономическими,
культурными, а также могут проявляться в социализации (+3 балла).
В случае видов спорта мы имеем дело с официальным решением, основанным на предпочтении половой особенности индивида перед гендерной: учет неравенства физических сил, роли риска и агрессии. С другой стороны, такое разделение может быть названо воспроизводством гендерного неравенства через закрепление неравного доступа мужчин и женщин к различным видам спорта. [Подробнее см. раздел 15.5. «Гендер и гендерное неравенство» в учебнике Сорвин К. В., Сусоколов А. А. «Человек в обществе»]. Кроме того, другие патриархатные структуры (традиционные или включенные в структуру современных обществ) могут также являться причиной гендерного неравенства в спорте (+2 балла).
Раскрывается суть концепции Карла Маркса. Антагонизм отмечается между классами. Дается определение класса: «Класс — это большая группа людей, объединяемых по своему положению в общественном разделении труда, отношению к собственности, характеру и размеру получаемого дохода». [Сорвин К. В., Сусоколов А. А. «Человек в обществе»] В основе классового конфликта (борьбы, антагонизма) лежит коренное противоречие по поводу отношения к средствам производства — частной собственности и орудий труда (+3 балла). Развиваются противоречия и конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Этот конфликт не осознается (до эпохи марксизма) и является объективной силой общественно-исторического прогресса. Кроме того, это порождает социальный конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми (+4 балла). Таком образом, конфликт по Марксу лежит в основе непрерывного развития и служит источником обновления социальной системы.
[Подробнее см. раздел «19.3. Социальное учение К. Маркса» в учебнике Сорвин К. В., Сусоколов А. А. «Человек в обществе»]. Аргументированные ссылки на работы К. Маркса и Ф. Энгельса (+3 балла).