сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 42
i

За­да­ние по со­цио­ло­гии (10 бал­лов).

Есть мне­ние, что су­ще­ству­ют муж­ские и жен­ские виды спор­та. На­при­мер, в «жен­ских» хок­кей­ных играх за­пре­ще­ны си­ло­вые при­е­мы, в то время как в «муж­ских»  — до­пус­ка­ют­ся. Пе­ре­чис­ли­те и крат­ко рас­крой­те при­чи­ны та­ко­го не­ра­вен­ства. Объ­яс­ни­те раз­ни­цу между по­ня­ти­я­ми пол и ген­дер. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ген­дер  — это со­ци­аль­ное де­ле­ние людей, ос­но­ван­ное на по­ло­вых раз­ли­чи­ях. Не­ред­ко ген­дер рас­шиф­ро­вы­ва­ют как «со­ци­аль­но опре­де­лен­ный пол». Таким об­ра­зом, если пол  — по­ня­тие су­гу­бо био­ло­ги­че­ское, то ген­дер вы­ра­жа­ет собой со­ци­аль­ные ожи­да­ния и со­ци­аль­ные сте­рео­ти­пы в от­но­ше­нии людей опре­де­лен­но­го пола. Со­от­вет­ствен­но, эти от­но­ше­ния и сте­рео­ти­пы ока­зы­ва­ют­ся раз­ны­ми в раз­лич­ных об­ще­ствах и от­ча­сти в раз­ных стра­тах од­но­го об­ще­ства.

Ген­дер­ные сте­рео­ти­пы  — гос­под­ству­ю­щие в дан­ном об­ще­стве или со­ци­аль­ной груп­пе пред­став­ле­ния о лич­ност­ных ка­че­ствах, по­ве­ден­че­ских мо­де­лях, адек­ват­ном об­ра­зе жизни, пра­вах людей опре­де­лен­но­го пола, их со­ци­аль­ных ролях. В со­вре­мен­ном об­ще­стве ген­дер­ные сте­рео­ти­пы наи­бо­лее ярко про­яв­ля­ют­ся в об­ла­сти про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти, а также рас­пре­де­ле­ния обя­зан­но­стей внут­ри семьи (+2 балла за кор­рект­ное опре­де­ле­ние тер­ми­нов, +3 балла за раз­вер­ну­тый ар­гу­мент, что на­ли­чие за­креп­лен­ных со­ци­аль­ных ролей за муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми также при­во­дит к не­ра­вен­ству).

С ген­дер­ны­ми сте­рео­ти­па­ми не­раз­рыв­но свя­за­на и про­бле­ма ген­дер­но­го не­ра­вен­ства, т. е. не­рав­но­го по­ло­же­ния в об­ще­стве людей, ос­но­ван­но­го на по­ло­вом при­зна­ке. Такое не­ра­вен­ство может быть офи­ци­аль­но за­креп­лен­ным в пра­во­вых до­ку­мен­тах или но­сить не­фор­маль­ный ха­рак­тер (дис­кри­ми­на­ция жен­щин при при­е­ме на ра­бо­ту, в вузы и т. д.). Таким об­ра­зом, ас­пек­ты ген­дер­но­го не­ра­вен­ства могут быть сле­ду­ю­щи­ми: по­ли­ти­че­ски­ми, эко­но­ми­че­ски­ми,

куль­тур­ны­ми, а также могут про­яв­лять­ся в со­ци­а­ли­за­ции (+3 балла).

В слу­чае видов спор­та мы имеем дело с офи­ци­аль­ным ре­ше­ни­ем, ос­но­ван­ным на пред­по­чте­нии по­ло­вой осо­бен­но­сти ин­ди­ви­да перед ген­дер­ной: учет не­ра­вен­ства фи­зи­че­ских сил, роли риска и агрес­сии. С дру­гой сто­ро­ны, такое раз­де­ле­ние может быть на­зва­но вос­про­из­вод­ством ген­дер­но­го не­ра­вен­ства через за­креп­ле­ние не­рав­но­го до­сту­па муж­чин и жен­щин к раз­лич­ным видам спор­та. [По­дроб­нее см. раз­дел 15.5. «Ген­дер и ген­дер­ное не­ра­вен­ство» в учеб­ни­ке Со­р­вин К. В., Су­со­ко­лов А. А. «Че­ло­век в об­ще­стве»]. Кроме того, дру­гие пат­ри­ар­хат­ные струк­ту­ры (тра­ди­ци­он­ные или вклю­чен­ные в струк­ту­ру со­вре­мен­ных об­ществ) могут также яв­лять­ся при­чи­ной ген­дер­но­го не­ра­вен­ства в спор­те (+2 балла).

Рас­кры­ва­ет­ся суть кон­цеп­ции Карла Марк­са. Ан­та­го­низм от­ме­ча­ет­ся между клас­са­ми. Да­ет­ся опре­де­ле­ние клас­са: «Класс  — это боль­шая груп­па людей, объ­еди­ня­е­мых по сво­е­му по­ло­же­нию в об­ще­ствен­ном раз­де­ле­нии труда, от­но­ше­нию к соб­ствен­но­сти, ха­рак­те­ру и раз­ме­ру по­лу­ча­е­мо­го до­хо­да». [Со­р­вин К. В., Су­со­ко­лов А. А. «Че­ло­век в об­ще­стве»] В ос­но­ве клас­со­во­го кон­флик­та (борь­бы, ан­та­го­низ­ма) лежит ко­рен­ное про­ти­во­ре­чие по по­во­ду от­но­ше­ния к сред­ствам про­из­вод­ства  — част­ной соб­ствен­но­сти и ору­дий труда (+3 балла). Раз­ви­ва­ют­ся про­ти­во­ре­чия и кон­фликт между про­из­во­ди­тель­ны­ми си­ла­ми и про­из­вод­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми. Этот кон­фликт не осо­зна­ет­ся (до эпохи марк­сиз­ма) и яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ной силой об­ще­ствен­но-ис­то­ри­че­ско­го про­грес­са. Кроме того, это по­рож­да­ет со­ци­аль­ный кон­фликт между экс­плу­а­та­то­ра­ми и экс­плу­а­ти­ру­е­мы­ми (+4 балла). Таком об­ра­зом, кон­фликт по Марк­су лежит в ос­но­ве не­пре­рыв­но­го раз­ви­тия и слу­жит ис­точ­ни­ком об­нов­ле­ния со­ци­аль­ной си­сте­мы.

[По­дроб­нее см. раз­дел «19.3. Со­ци­аль­ное уче­ние К. Марк­са» в учеб­ни­ке Со­р­вин К. В., Су­со­ко­лов А. А. «Че­ло­век в об­ще­стве»]. Ар­гу­мен­ти­ро­ван­ные ссыл­ки на ра­бо­ты К. Марк­са и Ф. Эн­гель­са (+3 балла).

Кодификатор: Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­ци­аль­ные груп­пы