сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 49
i

За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Два уче­ни­ка по­до­шли к учи­те­лю, раз­гля­ды­вав­ше­му порт­ре­ты из­вест­ных пред­ста­ви­те­лей древ­не­гре­че­ской куль­ту­ры (см. ри­сун­ки ниже). Один порт­рет осо­бен­но при­влек его вни­ма­ние.

− Кто изоб­ра­жен на этом порт­ре­те?  — спро­си­ли уче­ни­ки.

— О, это ве­ли­кий че­ло­век! Его имя есть в спис­ке людей, ко­то­рых вы долж­ны бу­де­те знать по окон­ча­нии на­ше­го курса: Прак­си­тель, Ари­сто­кл, Ксе­но­фан, Фе­ми­сто­крат, Ари­сто­тель, Ксе­но­фонт, Гип­по­крат, Фе­ми­сто­кл, Ари­сто­фан, Гип­по­кл, Ксе­но­крат.

— Но мы ведь еще не про­шли курс до конца!

— Не беда, по­про­буй­те сами от­га­дать. Сде­ла­ем так: каж­до­му из вас я скажу толь­ко одну часть имени. А затем, об­ме­ни­ва­ясь прав­ди­вой ин­фор­ма­ци­ей о своем зна­нии или не­зна­нии, вы долж­ны вы­чис­лить, кого я за­га­дал.

После этого учи­тель про­шеп­тал на ухо пер­во­му уче­ни­ку первую часть имени, вто­ро­му  — вто­рую.

— Я уве­рен, что мы оба с тобой не знаем,  — ска­зал пер­вый, глядя на спи­сок имен.

— Ты прав, я дей­стви­тель­но не знаю,  — от­ве­тил вто­рой.

— Даже после моей пер­вой ре­пли­ки?  — уди­вил­ся пер­вый.

— Даже после нее,  — по­ду­мав, под­твер­дил вто­рой.

— От­лич­но! В таком слу­чае, бла­го­да­ря твоим сло­вам, я уже знаю ответ!  — вос­клик­нул пер­вый.

— По­стой-ка... Ага, те­перь-то я тоже до­га­дал­ся!  — от­ве­тил вто­рой.

 

От­веть­те на во­про­сы:

1)  Какое имя было за­га­да­но?

2)  Какой порт­рет раз­гля­ды­вал учи­тель?

3)  Чем из­ве­стен этот че­ло­век в ис­то­рии фи­ло­со­фии (при­ве­ди­те хотя бы один ха­рак­тер­ный факт о нем).

Обос­нуй­те ответ на пер­вый во­прос с по­мо­щью ло­ги­че­ских рас­суж­де­ний, на вто­рой во­прос  — опи­ра­ясь на общую эру­ди­цию.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние: по­этап­но вы­чер­ки­ва­ем из таб­ли­цы имена, опи­ра­ясь на вы­ска­зы­ва­ния уче­ни­ков о том, что они знают и что не знают (в том числе про зна­ния друг друга) на каж­дом шаге.

1)  Не­зна­ние пер­во­го го­во­рит о том, что у пер­вой части имени, ко­то­рую он услы­шал, не­уни­каль­ное окон­ча­ние (→ Прак­си­тель). [Важно: так как ин­фор­ма­ция об этом об­на­ро­до­ва­на в одно время с ин­фор­ма­ци­ей о том, что вто­рой тоже не знает от­ве­та, мы не можем пока ис­поль­зо­вать ее для ана­ли­за того, по­че­му вто­рой не знает от­ве­та (на тот мо­мент он про­сто не успел еще с этой ин­фор­ма­ци­ей озна­ко­мить­ся и сде­лать вы­во­ды), то есть не можем пока ис­клю­чить Ари­сто­те­ля].

2)  Тот факт, что он уве­рен, что вто­рой тоже не знает пол­ное имя, го­во­рит о том, что среди воз­мож­ных окон­ча­ний имени нет ни од­но­го с уни­каль­ным на­ча­лом (→ Ксе­но­фонт и вся строч­ка Ксено).

3)  Даже после пуб­лич­но­го ис­клю­че­ния этих ва­ри­ан­тов, вто­рой все еще не знает имени (→ ари­сто­тель, ари­сто­фан)  — един­ствен­ные, остав­ши­е­ся в своих столб­цах после про­шло­го шага.

4)  После об­на­ро­до­ва­ния этой ин­фор­ма­ции, пер­вый узнал ответ. Это может быть толь­ко Ари­сто­кл (един­ствен­ный, остав­ший­ся в своей строч­ке). По ре­ак­ции пер­во­го вто­рой тоже узна­ет ответ.

ВАЖНО: рас­суж­де­ние ме­то­дом под­ста­нов­ки («пред­по­ло­жим, что А – все со­шлось, А верно!») не яв­ля­ет­ся до­ка­за­тель­ным обос­но­ва­ни­ем. Надо по­ка­зать, что ваш ответ не про­сто воз­мо­жен, а яв­ля­ет­ся един­ствен­но воз­мож­ным.

 

Ответ: 1)  Ари­сто­кл; 2)  А; 3)  Это на­сто­я­щее имя Пла­то­на. Любой спе­ци­фи­че­ский факт о Пла­то­не (ВАЖНО: про­сто «мыс­ли­тель», «фи­ло­соф» и т. п. не за­счи­ты­ва­ет­ся).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

1) За пра­виль­ные от­ве­ты 6 бал­лов (по два за пра­виль­ный и точ­ный ответ на каж­дый из трех во­про­сов).

2) От­ве­ты на вто­рой и тре­тий во­про­сы долж­ны со­от­вет­ство­вать друг другу и от­ве­ту на пер­вый, в про­тив­ном слу­чае эти от­ве­ты не счи­та­ют­ся точ­ны­ми и пол­ны­ми.

3) Если ответ на пер­вый во­прос не­пра­виль­ный, но от­ве­ты на вто­рой и тре­тий со­от­вет­ству­ют ему и друг другу, то они счи­та­ют­ся ча­стич­но пра­виль­ны­ми и за каж­дый из них может быть по­став­лен 1 балл.

4) За пра­виль­ное ре­ше­ние 4 балла (по од­но­му за пол­ное и кор­рект­ное объ­яс­не­ние каж­до­го из че­ты­рех при­ве­ден­ных выше шагов или ана­ло­гич­ных им).

Кодификатор:
Че­ло­век и об­ще­ство. Ло­ги­че­ские за­да­чи;
Че­ло­век и об­ще­ство. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы.