Всего: 67 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–67
Добавить в вариант
Напишите эссе на одну из приведенных ниже тем (50 баллов).
Политология
1) Томас Пейн считал, что любое правительство является «неизбежным для общества злом», вот его мнение по этому вопросу: «Некоторые авторы настолько смешали понятия общества и государства, но даже их происхождение различно, общество создаётся нашими потребностями, а правительство нашими пороками. Первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие намерения, а государство делает нас счастливыми, обуздывая наши пороки. Первое — защитник, правительство — каратель». Подумайте, на что может влиять характер взаимоотношений между обществом и государством. Согласны ли Вы с мнением Томаса Пейна? В каких еще отношениях могут находиться общество и государство? Приведите реальные исторические примеры, если это необходимо.
Социология
2) Американский социолог и социальный психолог Ч. Кули в работе «Социальная организация» писал: «Религия или правительство других цивилизаций могут показаться нам чужими, но детская и семейная группы повсеместно имеют общий жизненный облик, и в них мы всегда можем чувствовать себя как дома». Раскройте смысл этого высказывания. Как можно теоретически обосновать противопоставление выделяемых Кули двух типов социальных феноменов, с помощью каких терминов? Как в этом высказывании Кули проявились особенности социологического подхода к изучению феноменов общественной жизни? Аргументируйте свою точку зрения, основываясь на различных социологических теориях, используйте соответствующие понятия и термины, проиллюстрируйте свои аргументы примерами, содержащими конкретные факты общественной жизни.
Философия
3) Вильгельм Виндельбанд писал: «Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и затем должен был примириться с тем, что его, как нищего, выбросили на улицу». Как вы понимаете смысл этой метафоры? Согласны ли вы с автором по поводу положения философии в современном мире? И какая судьба, на ваш взгляд, ожидает философию в дальнейшем? Изложите свои мысли по поводу затронутых здесь проблем в форме эссе.
Задание по экономике (10 баллов).
Приведите решение следующей задачи.
Экономика страны А производит два товара: сыр и мясо. В 2014 году всего было произведено 1500 кг сыра и 950 кг мяса, продавались эти товары, соответственно, по 300 руб./кг и 350 руб./кг. В 2015 году производство мяса увеличилось на 20%, а производство сыра снизилось на 15%, при этом цена мяса снизилась на 10%, а сыра —увеличилась на 20%.
А) Чему равен номинальный ВВП за 2015 год?
Б) Чему равен реальный ВВП за 2015 год?
В) В экономике страны А наблюдается рост экономики или спад? Каков этот рост или спад в %?
Задание по праву (10 баллов).
Укажите на ошибки в ситуации и исправьте их.
Михаил был неравнодушен к животным и считал их субъектами права, равноправными членами общества. Он даже собирался зарегистрировать в своей квартире по месту постоянного проживания несколько кошек и одну собаку. Однако проявляемая несправедливость в отношении животных настолько его беспокоила, что 4 октября – во всемирный День защиты животных – он решил организовать одиночное шествие против дискриминации в отношении животных. Михаил был уверен в том, что животные, как и люди, могут иметь такие же права и свободы. Уведомив о своей инициативе городской отдел внутренних дел, Михаил отправился на центральную площадь города, в котором он проживал, с плакатом в защиту прав животных. Правда, не успев начать свой путь от центральной площади, Михаил там же был задержан сотрудниками частного охранного предприятия, как нарушающий общественный порядок.
Задание по политологии (10 баллов).
Студент-первокурсник написал эссе о выдающемся политике, возглавившем страну К. в условиях глубоко социально-экономического и политического кризиса. До своей смерти этот политик дважды переизбирался на выборах с неизменно высоким результатом, при его жизни вторым именем этого политика было очень популярно называть мальчиков, а после смерти портрет этого политика появился на крупных денежных купюрах национальной валюты, его именем были названы аэропорт, космодром и военное училище, которое окончил данный политик задолго до начала политической карьеры. Основываюсь на этих фактах, студент-первокурсник сделал вывод, что данный харизматичный политик создал в стране тоталитарный режим. Преподаватель, прочитав эссе, оценил его на неудовлетворительную оценку.
Как Вы думаете, чем обосновал свое решение преподаватель? Какие важнейшие факторы мог не учесть студент?
Задание по социологии (10 баллов).
А. Б. Гофман, анализируя такое социальное явление как «очередь», делает интересное замечание: «Очереди делятся прежде всего на «живые» и «неживые». В «живых» индивиды телесно располагаются непосредственно друг за другом; в «неживых» тела индивидов рассеяны в пространстве, но мысленно каждый представляет себе, за кем он и кто за ним. «Неживые» очереди сопровождаются списками, в которых необходимо время от времени отмечаться, поэтому их можно также назвать «списочными». Один из законов функционирования очередей состоит в том, что «неживая» очередь существует дольше «живой». Между двумя названными видами очередей могут возникать конфликты, вызываемые различиями в интересах. Например, к многомесячной «списочной» очереди за детскими шубками в день поступления товара присоединяется вновь возникшая «живая» очередь, стремящаяся вытеснить первую. Между ними разворачивается противоборство, в котором каждая из сторон обвиняет другую в незаконности ее существования».
Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения различных понятий и категорий социологии. С помощью каких социологических теорий можно объяснить отмеченную особенность: «неживая» очередь существует дольше «живой»? Как вообще можно рассматривать очередь с точки зрения социологии? Кратко аргументируйте свой ответ.
Задание по философии (10 баллов).
Один мудрец умер и оказался перед вратами загробного мира, которые охраняет бдительный страж. За одной дверью Рай, за другой — Ад, за третьей — Чистилище. Страж пропустит мудреца в одну из трех дверей, но при этом он строго следит за соблюдением следующих правил:
1) Мудрец должен ясно и четко ответить на вопрос, в какую из дверей страж его пропустит (можно произнести только одно из трех слов: «Рай», «Ад» или «Чистилище»).
2) Если ответ окажется ложным, страж отправит его в Ад.
3) Если ответ окажется истинным, страж отправит его в Рай или в Чистилище (но куда именно — неизвестно).
4) Если ответ окажется парадоксальным (парадоксальным считается ответ, который гарантированно не является ни истинным, ни ложным), страж отправит его в Рай.
Мудрец дал такой ответ, после которого страж был вынужден пропустить его в Рай.
1) Что именно сказал мудрец? Обоснуйте свой ответ.
2) Если бы мудрец хотел гарантированно попасть в Ад, смог бы он этого добиться? Обоснуйте свой ответ.
3) Если бы мудрец хотел попасть куда угодно, но только не в Чистилище, смог бы он этого добиться?
Обоснуйте свой ответ.
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) В Конституции РФ указаны личные, информационные и социальные права человека и гражданина.
2) Самосознание формируется у человека в процессе социокультурной деятельности.
3) Характерная черта общества — объединение людей со схожими взглядами на жизнь, обычаями, языком, образцами поведения.
4) Миф представляет собой вымышленную картину мира, общества и места человека в нем.
5) Вводя в оборот выражение «невидимая рука», английский экономист А. Смит имел в виду, что экономикой руководит государство, но общество этого не осознает.
6) Стоимость работы каменщика по строительству собственной дачи не включаются в ВВП данной страны.
7) «Мягкая сила» — новый исторический тип власти, основанный не на прямом насилии или экономическом порабощении, а на убеждении и информационном манипулировании.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задания на ряды:
1) Назовите общее понятие для приведенных ниже:
1.1) право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.;
1.2) семья, трудовой коллектив, болельщики.
2) Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выделите и объясните, почему вы так решили:
2.1) заключение брака; перемена имени; день восемнадцатилетия;
2.2) интернационализация, демократизация, глобализация, информатизация.
Решите задачи:
1) Юридическая задача «Право собственности».
Гражданин Г. Павлов договорился о покупке у гражданина А. Велесова земельного участка с домом и хозяйственными постройками, а также со всем урожаем на данном участке. Кроме того, Павлов уговорил также продать ему сельскохозяйственный инвентарь и корову, которые были на другом участке Велесова.
Все условия были внесены в договор купли-продажи участка. Договор был подписан и нотариально заверен. Однако, А. Велесов передумал и отказался регистрировать договор в органах юстиции.
1. Возникли ли у Г. Павлова какие-либо права на указанное в договоре имущество?
2. Что может предпринять Г. Павлов?
2) Логическая задача.
В перерыве в классе оставалось девять учеников. Один из них разбил окно. На вопрос учителя были получены следующие ответы:
Якоб: «Это сделал Джек».
Боб: «Это неправда».
Мария: «Я его разбила».
Джон: «Сделала это либо Мария, либо Анна».
Джек: «Боб лжет».
Том: «Это была Мария».
Лео: «Нет. Мария окно не разбивала».
Анна: «Ни Мария, ни я этого не делали».
Розалия: «Анна права, но Джек также не виновен».
Из этих девяти высказываний три истинны, а остальные — ложны.
Определите: 1. Кто разбил окно? 2. Сказала ли правду Розалия? 3. Лжет ли Том?
Обоснуйте свои ответы.
Вставьте понятие:
1) ... — передача одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осужденного преступника.
2) ... — совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных носителях и знаках и передаваемых последующим поколениям.
3) ... — запрет государством ввоза или вывоза товаров, валютных ценностей из какой-либо страны.
Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как [...]; возможны вариации изменяемых частей данного слова). Определите пропущенное понятие. Высказывание какого из указанных философов вам кажется наиболее важным и интересным? Свой ответ обоснуйте (2–3 предложения).
- Все пути хороши, если только они ведут к [...]. (А. Цвейг)
- Важнейшее свойство [...] есть равенство. (Латинское изречение)
- Будь [...], и будешь счастлив. (Ж.-Ж. Руссо)
- Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть [...]. (В. Гюго)
- В судебных спорах тяжущиеся должны блюсти [...]. (Латинское изречение)
- Всякого рода привилегии — это могила для свободы и [...]. (И. Зейме)
1) Что это за понятие?
2) Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2–3 предложения).
Ниже приведен пример одной из сложных социально-экономических дилемм, с которыми сталкиваются многие государства в процессе их исторического развития. Обоснуйте преимущество одного возможного альтернативного решения над другим. Рассуждение, где будет доказано, почему одно решение лучше другого, следует выстраивать по следующему плану:
1) описание социального явления, которое приводит к образованию данной дилеммы;
2) почему выбранное вами решение лучше для экономической сферы общества?
3) почему выбранное вами решение лучше для социальной сферы общества?
4) общий вывод о том, в чём заключается преимущество выбранной точки зрения?
Дилемма:
а) введение государством прогрессивной шкалы налогообложения;
б) введение государством пропорциональной шкалы налогообложения.
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу:
1) Титановая лопата может считаться экономическим ресурсом.
2) Амортизационный фонд является одним из основных внешних источников средств развития фирмы.
3) Общество потребления — одна из характеристик современного общества, которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления.
4) Политика, направленная на укрепление позиций государства в обществе, на огосударствление, на усиление регулирующего воздействия государственных органов на все сферы жизни общества называется этатизмом.
5) Изменение личностью взглядов под влиянием убедительной аргументации считается конформизмом.
6) Особенностью тоталитарного режима является определение правящей партии как ведущей политической силы.
7) Сторонники хинаяны считают, что просветленный бодхисатва может достигнуть нирваны, но остается в этом мире для того, чтобы спасти других.
8) Купечество в дореволюционной России можно отнести к среднему классу.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
1) Либерализм, консерватизм, креационизм, национализм.
2) Подписка о невыезде, общественное осуждение, лишение свободы, принудительные меры воспитательного характера.
3) Аскетизм, футбольный фанатизм, алкоголизм, гениальность, самоубийство.
Решите задачи:
1) Решите юридическую задачу, обосновав свой вывод.
Два брата, Иван и Петр заключили договор, в соответствии с которым старший брат Иван передавал в дар свой дом. В документе указывалось, что переход права собственности должен произойти после смерти Ивана. Так как предметом договора была передача права собственности на недвижимое имущество, Иван и Петр явились в органы юстиции для осуществления государственной регистрации сделки, однако им отказали. Правомерно ли поступили в органах юстиции? К какому типу относиться данная сделка?
2) Решите логическую задачу.
Встретились четыре товарища: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый — седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», — сказал Белов. «Ты прав», — подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» — вмешался в их беседу седой. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.
3) Решите экономическую задачу, напишите все этапы решения.
Прибыль компании «Самоцветы» составила 200 тыс. рублей, а выручка 450 тыс. рублей. Известно, что затраты на производство единицы продукции составляют 10 рублей. Используя данные, определите цену товара.
Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной. Порядковый номер неверной характеристики обведите кружком, в отведенных строчках запишите существующие типы форм государства каждой из стран.
1) КНДР.
1) Суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа.
2) Президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
3) Государственная власть возглавляет председатель Государственного комитета обороны.
Форма государственного устройства:
Форма правления:
Политический режим:
2) Республика Корея.
1) В государстве действует двухканальная система налогов.
2) Парламент избирается на основе смешанной избирательной системы.
3) В отношениях личности и государства приоритет отдается личности.
Форма государственного устройства:
Форма правления:
Политический режим: