сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 63
i

5.  За­да­ние по фи­ло­со­фии (10 бал­лов).

Перед вами че­ты­ре двери, на каж­дой из них на­пи­са­но по од­но­му утвер­жде­нию. Из­вест­но, что за каж­дой две­рью на­хо­дит­ся либо дра­кон, либо со­кро­ви­ще*. Что имен­но на­хо­дит­ся за две­рью, за­ви­сит от над­пи­си на ней (за

две­рью со­кро­ви­ще, если и толь­ко если над­пись ис­тин­на, дра­кон  — если и толь­ко если над­пись ложна).

*Общее число дра­ко­нов и со­кро­вищ не ре­гла­мен­ти­ро­ва­но  — может быть, там везде дра­ко­ны, а может, везде со­кро­ви­ща.

Какую дверь (или двери) ра­зум­нее вы­брать, если вы не хо­ти­те по­пасть в лапы к дра­ко­ну? Обос­нуй­те свой ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ре­ше­ние проще всего стро­ить ме­то­дом «от про­тив­но­го»:

1)  Пер­вая над­пись, оче­вид­но, не может быть ис­тин­ной, так как это при­во­дит к про­ти­во­ре­чию (эта над­пись фак­ти­че­ски утвер­жда­ет, что все че­ты­ре над­пи­си ложны, и тем самым опро­вер­га­ет сама себя). Зна­чит, в пер­вой ком­на­те дра­кон.

2)  Вто­рая над­пись гла­сит, что за пер­вой две­рью со­кро­ви­ще, а мы уже знаем, что это не так. Зна­чит, вто­рая над­пись ложна (т. е. во вто­рой ком­на­те тоже дра­кон).

3)  До­пу­стим, что тре­тья над­пись ложна. Тогда по край­ней мере одна из чет­ных ком­нат со­дер­жит со­кро­ви­ще. Про вто­рую мы уже знаем, что там дра­кон. Сле­до­ва­тель­но, со­кро­ви­ще долж­но быть в 4-й ком­на­те, т. е. 4-я над­пись долж­на быть ис­тин­ной. Но она пред­по­ла­га­ет, что в 3-й ком­на­те со­кро­ви­ще, а это про­ти­во­ре­чит до­пу­ще­нию. Зна­чит,

до­пу­ще­ние не­вер­но – тре­тья над­пись вовсе не ложна, она ис­тин­на (т. е. в 3-й ком­на­те точно со­кро­ви­ще).

4)  Из ис­тин­но­сти 3-ей над­пи­си сле­ду­ет, что в 4-й ком­на­те со­кро­вищ нет, там дра­кон. Это со­от­вет­ству­ет тому, что мы уже уста­но­ви­ли: в чет­ных ком­на­тах со­кро­вищ нет.

 

Ответ: со­кро­ви­ще в 3-й ком­на­те.

Кодификатор: Че­ло­век и об­ще­ство. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские кон­цеп­ции и си­сте­мы