сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 363
i

В эко­но­ми­че­ской тео­рии и прак­ти­ке хо­зяй­ство­ва­ния мак­ро­эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, но­ся­щие си­стем­ный ха­рак­тер, при­ня­то на­зы­вать по об­ра­зу и по­до­бию ме­ди­ци­ны «бо­лез­ня­ми». Вам пред­ла­га­ет­ся рас­смот­реть и про­ана­ли­зи­ро­вать такую мак­ро­эко­но­ми­че­скую про­бле­му, ко­то­рая носит на­зва­ние «ве­не­су­эль­ская бо­лезнь».

Для этого не­об­хо­ди­мо:

1.  Рас­крыть эко­но­ми­че­скую сущ­ность этой «бо­лез­ни».

2.  Из­ло­жить ис­то­рию по­яв­ле­ния этой «бо­лез­ни».

3.  Дать раз­вер­ну­тый ответ на во­прос: «Под­вер­же­на ли со­вре­мен­ная рос­сий­ская эко­но­ми­ка «ве­не­су­эль­ской бо­лез­ни?»

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  По­ли­ти­ка мас­со­вой на­ци­о­на­ли­за­ции и ква­зи­на­ци­о­на­ли­за­ции част­ной соб­ствен­но­сти, в ре­зуль­та­те ко­то­рых пе­ре­шед­шие в го­су­дар­ствен­ную соб­ствен­ность ак­ти­вы на­чи­на­ют ис­поль­зо­вать­ся го­раз­до менее эф­фек­тив­но, чем когда они были в част­ной соб­ствен­но­сти. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что новые хо­зя­е­ва пред­при­я­тий  — го­су­дар­ствен­ные чи­нов­ни­ки боль­шин­ство ре­аль­ных и по­тен­ци­аль­ных управ­лен­че­ских про­блем пред­по­чи­та­ют ре­шать не на кон­ку­рент­ной ос­но­ве, а по­ла­га­ясь на со­во­куп­ную эко­но­ми­че­скую и фи­нан­со­вую мощь го­су­дар­ства, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся соб­ствен­ни­ком. А это в свою оче­редь, не сти­му­ли­ру­ет вы­ра­бот­ку и при­ня­тие оп­ти­маль­ных биз­нес- ре­ше­ний, на­прав­лен­ных, на­при­мер, на оп­ти­ми­за­цию из­дер­жек про­из­вод­ства и управ­ле­ния и как ре­зуль­тат мак­си­ми­за­цию при­бы­ли.

2.  Вся со­вре­мен­ная ис­то­рия Ве­не­су­э­лы свя­за­на с ис­то­ри­ей экс­плу­а­та­ции её неф­тя­ных ре­сур­сов. На­ча­ло до­бы­чи нефти от­но­сит­ся к XIX веку, но про­мыш­лен­ная до­бы­ча нефти на­ча­лась с 1917 года с ме­сто­рож­де­ний бас­сей­на Ма­ра­кай­бо. Ин­тен­сив­ная раз­ра­бот­ка неф­тя­ных за­па­сов при­ве­ла к стре­ми­тель­но­му эко­но­ми­че­ско­му росту, в 30-е−70-е годы 20 века ВВП на душу на­се­ле­ния в Ве­не­су­э­ле был на уров­не за­пад­но­ев­ро­пей­ских стран, самый вы­со­кий в Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

До на­ци­о­на­ли­за­ции 1976 года неф­тя­ные ме­сто­рож­де­ния раз­ра­ба­ты­ва­лись на ос­но­ве кон­цес­сий, среди вла­дель­цев ко­то­рых сна­ча­ла пре­об­ла­да­ли ком­па­нии Ве­ли­ко­бри­та­нии, а с конца 1920-х  — кор­по­ра­ции США. Со­глас­но усло­ви­ям кон­цес­сий, их вла­дель­цам при­над­ле­жа­ло до­бы­тое сырьё, и они же уста­нав­ли­ва­ли на него цены. Го­су­дар­ство же по­лу­ча­ло край­не низ­кую кон­цес­си­он­ную по­шли­ну, плату за недра  — ро­я­л­ти, про­пор­ци­о­наль­ную объёму про­из­вод­ства, и налог на при­быль.

За пе­ри­од с 1917 по 1975 гг. общий раз­мер до­хо­дов ино­стран­ных неф­тя­ных кор­по­ра­ций в Ве­не­су­э­ле пре­вы­сил 200 млрд. долл., тогда как го­су­дар­ство по­лу­чи­ло лишь около 45 млрд. долл.

С на­ча­ла 1920-х до конца 1960-х годов про­ис­хо­дил быст­рый рост неф­тя­ной ин­ду­стрии. Нефть обес­пе­чи­ва­ла более 90% до­хо­дов Ве­не­су­э­лы от экс­пор­та и 60% го­су­дар­ствен­ных до­хо­дов, со­став­ляя почти 25% ВВП; имен­но нефтью объ­яс­ня­ет­ся боль­шой объём ино­стран­ных ин­ве­сти­ций. На­ло­ги и раз­лич­ные от­чис­ле­ния, вы­пла­чи­ва­е­мые пред­при­я­ти­я­ми неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти, поз­во­ли­ли раз­вер­нуть об­шир­ную про­грам­му об­ще­ствен­ных работ и предо­ста­вить кре­ди­ты мно­гим част­ным пред­при­ни­ма­те­лям. Ва­лют­ные по­ступ­ле­ния от экс­пор­та нефти поз­во­ля­ют за­ку­пать за ру­бе­жом не толь­ко по­тре­би­тель­ские то­ва­ры, но и то­ва­ры про­из­вод­ствен­но­го на­зна­че­ния в до­ста­точ­ном объёме, что спо­соб­ству­ет быст­ро­му росту про­из­вод­ства.

В 1959 году пра­ви­тель­ство Ве­не­су­э­лы по­вы­си­ло налог на при­быль неф­тя­ных ком­па­ний с 26% до 45%, а к на­ча­лу 1970-х  — до 50% и выше. Стал ме­нять­ся и по­ря­док опре­де­ле­ния цен на нефть, после того как в 1960 была об­ра­зо­ва­на ОПЕК, одним из со­зда­те­лей ко­то­рой стала Ве­не­су­э­ла.

В 1973−1974 гг. цены на нефть на ми­ро­вом рынке, а сле­до­ва­тель­но, и до­хо­ды Ве­не­су­э­лы от экс­пор­та нефти вы­рос­ли на 400%. Это дало пра­ви­тель­ству сред­ства для осу­ществ­ле­ния алеко иду­щих пла­нов, вклю­чав­ших раз­ви­тие сель­ско­го хо­зяй­ства, гид­ро­энер­ге­ти­ки и новых от­рас­лей тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти, осо­бен­но ме­тал­лур­ги­че­ской; стро­и­тель­ство про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий пред­по­ла­га­лось в во­сточ­ной части Ве­не­су­э­лы - в Сью­дад­Гу­а­я­не и дру­гих го­ро­дах. Темп эко­но­ми­че­ско­го роста в 1970−1977 гг. со­став­лял 5,7% в год. В 1976 году при пре­зи­ден­те Кар­ло­се Пе­ре­се неф­тя­ная про­мыш­лен­ность Ве­не­су­э­лы была на­ци­о­на­ли­зи­ро­ва­на, од­на­ко Ве­не­су­э­ла не смог­ла эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать со­здав­ши­е­ся воз­мож­но­сти и воз­рос­шие по­ступ­ле­ния от экс­пор­та нефти для уве­ли­че­ния соб­ствен­но­го неф­те­до­бы­ва­ю­ще­го по­тен­ци­а­ла, раз­ви­тия об­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, со­зда­ния мно­го­от­рас­ле­во­го хо­зяй­ства, сни­же­ния за­ви­си­мо­сти эко­но­ми­ки Ве­не­су­э­лы от нефти. Го­су­дар­ствен­ная неф­тя­ная ком­па­ния Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) ра­бо­та­ла край­не не­эф­фек­тив­но, рас­хо­дуя зна­чи­тель­ные сред­ства на

до­ро­го­сто­я­щие и ам­би­ци­оз­ные про­ек­ты, жа­ло­ва­ние вы­со­ко­по­став­лен­ным ра­бот­ни­кам. Не­смот­ря на вы­со­кие цены на нефть, вырос внеш­ний долг.

После 1977 года в эко­но­ми­ке на­блю­дал­ся за­стой. В 1986 году объём ВВП Ве­не­су­э­лы был даже ниже, чем в 1977 году. Сни­же­ние ВВП по срав­не­нию с пред­ше­ству­ю­щим годом за­фик­си­ро­ва­но в 1989 году и ещё раз  — в 1994. За пе­ри­од с 1965 по 1979 гг. ВВП вырос на 93%, од­на­ко с 1979 по 1995 гг. при­рост со­ста­вил лишь 25%. Пы­та­ясь до­бить­ся ста­би­ли­за­ции в эко­но­ми­ке, сме­няв­шие друг друга пра­ви­тель­ства при­ни­ма­ли меры по уси­ле­нию ры­ноч­но­го сек­то­ра в эко­но­ми­ке.

3.  Во­прос от­но­си­тель­но на­ли­чия или от­сут­ствия в рос­сий­ской эко­но­ми­ке «ве­не­су­эль­ской бо­лез­ни» край­не тру­ден и не­од­но­зна­чен. Дело в том, что с мо­мен­та рас­па­да СССР и до се­го­дняш­не­го дня мас­со­вой на­ци­о­на­ли­за­ции целых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти не на­блю­да­лось. Ис­клю­че­ния со­став­ля­ют эпи­зо­ды на­ци­о­на­ли­за­ции от­дель­ных ком­па­ний (на­при­мер, НК «ЮКОС», НК «Сиб­нефть» и НК «Баш­нефть»).

В даль­ней­шем ак­ти­вы НК «ЮКОС» и НК «Баш­нефть» вошли в со­став ПАО «НК «Рос­нефть», у ко­то­рой кон­троль­ный пакет акций на­хо­дит­ся у го­су­дар­ства. НК «Сиб­нефть» была куп­ле­на РАО «Га­з­пром», ко­то­рое также кон­тро­ли­ру­ет­ся рос­сий­ским го­су­дар­ством. Ска­зать од­но­знач­но: сни­зи­лась эф­фек­тив­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ука­зан­ных ак­ти­вов или нет, на наш взгляд, до­ста­точ­но про­бле­ма­тич­но, по при­чи­не того, что на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ные ак­ти­вы пе­ре­ста­ли

функ­ци­о­ни­ро­вать са­мо­сто­я­тель­но, и были ин­те­гри­ро­ва­ны в биз­нес-про­цес­сы ПАО «НК «Рос­нефть» и РАО «Га­з­пром».

Также пред­став­ля­ет ин­те­рес рас­смот­ре­ние дей­ствия в рос­сий­ской эко­но­ми­ке так на­зы­ва­е­мой «ква­зи­на­ци­о­на­ли­за­ции». Од­но­знач­ной трак­тов­ки этого по­ня­тия нет, по­это­му по­ста­ра­ем­ся обо­зна­чить наше по­ни­ма­ние этого фе­но­ме­на. Одним из пер­вых кто упо­тре­бил этот тер­мин по от­но­ше­нию к оцен­ке со­сто­я­ния и раз­ви­тия рос­сий­ской эко­но­ми­ки был быв­ший со­вет­ник по эко­но­ми­че­ским во­про­сам пре­зи­ден­та РФ Ил­ла­ри­о­нов А. Н. Ве­ро­ят­нее всего, Ил­ла­ри­о­нов имеет в виду мас­со­вое вме­ша­тель­ство чи­нов­ни­ков в хо­зяй­ствен­ную жизнь. Формы вме­ша­тель­ства весь­ма раз­но­об­раз­ны. Не­ле­пые и каж­до­днев­но услож­ня­ю­щи­е­ся на­ло­го­вые и та­мо­жен­ные пра­ви­ла. При­нуж­де­ние к опла­те власт­ных затей  — от по­сад­ки га­зо­нов до го­род­ских празд­ни­ков  — под ло­зун­гом со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти биз­не­са. На­ко­нец, пря­мые по­бо­ры и взят­ки.

Но всё это  — ни в коей мере не на­ци­о­на­ли­за­ция. Ини­ци­а­ти­ва здесь ис­хо­дит не от го­су­дар­ства как це­ло­го. И ин­те­ре­сы го­су­дар­ства  — пусть и пре­врат­но по­ня­тые  — ни в коей мере не за­щи­ща­ют­ся. Ибо нель­зя пу­тать ин­те­ре­сы го­су­дар­ства с ин­те­ре­са­ми от­дель­ных его чи­нов­ни­ков. Так же как ин­те­ре­сы стра­ны  — с ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ства.

На ос­но­ва­нии вы­ше­из­ло­жен­но­го можно за­клю­чить, что на­ци­о­на­ли­за­ции у нас пока да­ле­ко не так много, чтобы счи­тать её бо­лез­нью. Доля сырья, до­бы­чей ко­то­ро­го не слиш­ком слож­но рас­по­ря­жать­ся, в нашем до­хо­де пока явно мень­ше, чем в ве­не­су­эль­ском.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

1) За пол­ный и ис­чер­пы­ва­ю­щий ответ — 5 бал­лов. За не­пол­ный ответ 3 балла. От­сут­ствие от­ве­та (не­вер­ный ответ) — 0 бал­лов.

2) За пол­ный и ис­чер­пы­ва­ю­щий ответ — 5 бал­лов. За не­пол­ный ответ — 3 балла. От­сут­ствие от­ве­та (не­вер­ный ответ) — 0 бал­лов.

3) За пол­ный и ис­чер­пы­ва­ю­щий ответ — 15 бал­лов. За не­пол­ный ответ — 5 или 10 бал­лов (в за­ви­си­мо­сти от пол­но­ты от­ве­та). От­сут­ствие от­ве­та (не­вер­ный ответ) — 0 бал­лов.

Таким об­ра­зом, за все за­да­ние № 3 мак­си­маль­ный балл со­став­ля­ет 25 бал­лов.

Кодификатор: Эко­но­ми­ка. Эко­но­ми­ка и эко­но­ми­че­ская наука