В экономической теории и практике хозяйствования макроэкономические проблемы, носящие системный характер, принято называть по образу и подобию медицины «болезнями». Вам предлагается рассмотреть и проанализировать такую макроэкономическую проблему, которая носит название «венесуэльская болезнь».
Для этого необходимо:
1. Раскрыть экономическую сущность этой «болезни».
2. Изложить историю появления этой «болезни».
3. Дать развернутый ответ на вопрос: «Подвержена ли современная российская экономика «венесуэльской болезни?»
1. Политика массовой национализации и квазинационализации частной собственности, в результате которых перешедшие в государственную собственность активы начинают использоваться гораздо менее эффективно, чем когда они были в частной собственности. Объясняется это тем, что новые хозяева предприятий — государственные чиновники большинство реальных и потенциальных управленческих проблем предпочитают решать не на конкурентной основе, а полагаясь на совокупную экономическую и финансовую мощь государства, который и является собственником. А это в свою очередь, не стимулирует выработку и принятие оптимальных бизнес- решений, направленных, например, на оптимизацию издержек производства и управления и как результат максимизацию прибыли.
2. Вся современная история Венесуэлы связана с историей эксплуатации её нефтяных ресурсов. Начало добычи нефти относится к XIX веку, но промышленная добыча нефти началась с 1917 года с месторождений бассейна Маракайбо. Интенсивная разработка нефтяных запасов привела к стремительному экономическому росту, в 30-е−70-е годы 20 века ВВП на душу населения в Венесуэле был на уровне западноевропейских стран, самый высокий в Латинской Америке.
До национализации 1976 года нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, среди владельцев которых сначала преобладали компании Великобритании, а с конца 1920-х — корпорации США. Согласно условиям концессий, их владельцам принадлежало добытое сырьё, и они же устанавливали на него цены. Государство же получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра — роялти, пропорциональную объёму производства, и налог на прибыль.
За период с 1917 по 1975 гг. общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в Венесуэле превысил 200 млрд. долл., тогда как государство получило лишь около 45 млрд. долл.
С начала 1920-х до конца 1960-х годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. Нефть обеспечивала более 90% доходов Венесуэлы от экспорта и 60% государственных доходов, составляя почти 25% ВВП; именно нефтью объясняется большой объём иностранных инвестиций. Налоги и различные отчисления, выплачиваемые предприятиями нефтяной промышленности, позволили развернуть обширную программу общественных работ и предоставить кредиты многим частным предпринимателям. Валютные поступления от экспорта нефти позволяют закупать за рубежом не только потребительские товары, но и товары производственного назначения в достаточном объёме, что способствует быстрому росту производства.
В 1959 году правительство Венесуэлы повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26% до 45%, а к началу 1970-х — до 50% и выше. Стал меняться и порядок определения цен на нефть, после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала Венесуэла.
В 1973−1974 гг. цены на нефть на мировом рынке, а следовательно, и доходы Венесуэлы от экспорта нефти выросли на 400%. Это дало правительству средства для осуществления алеко идущих планов, включавших развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжелой промышленности, особенно металлургической; строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной части Венесуэлы - в СьюдадГуаяне и других городах. Темп экономического роста в 1970−1977 гг. составлял 5,7% в год. В 1976 году при президенте Карлосе Пересе нефтяная промышленность Венесуэлы была национализирована, однако Венесуэла не смогла эффективно использовать создавшиеся возможности и возросшие поступления от экспорта нефти для увеличения собственного нефтедобывающего потенциала, развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости экономики Венесуэлы от нефти. Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на
дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг.
После 1977 года в экономике наблюдался застой. В 1986 году объём ВВП Венесуэлы был даже ниже, чем в 1977 году. Снижение ВВП по сравнению с предшествующим годом зафиксировано в 1989 году и ещё раз — в 1994. За период с 1965 по 1979 гг. ВВП вырос на 93%, однако с 1979 по 1995 гг. прирост составил лишь 25%. Пытаясь добиться стабилизации в экономике, сменявшие друг друга правительства принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике.
3. Вопрос относительно наличия или отсутствия в российской экономике «венесуэльской болезни» крайне труден и неоднозначен. Дело в том, что с момента распада СССР и до сегодняшнего дня массовой национализации целых отраслей промышленности не наблюдалось. Исключения составляют эпизоды национализации отдельных компаний (например, НК «ЮКОС», НК «Сибнефть» и НК «Башнефть»).
В дальнейшем активы НК «ЮКОС» и НК «Башнефть» вошли в состав ПАО «НК «Роснефть», у которой контрольный пакет акций находится у государства. НК «Сибнефть» была куплена РАО «Газпром», которое также контролируется российским государством. Сказать однозначно: снизилась эффективность функционирования указанных активов или нет, на наш взгляд, достаточно проблематично, по причине того, что национализированные активы перестали
функционировать самостоятельно, и были интегрированы в бизнес-процессы ПАО «НК «Роснефть» и РАО «Газпром».
Также представляет интерес рассмотрение действия в российской экономике так называемой «квазинационализации». Однозначной трактовки этого понятия нет, поэтому постараемся обозначить наше понимание этого феномена. Одним из первых кто употребил этот термин по отношению к оценке состояния и развития российской экономики был бывший советник по экономическим вопросам президента РФ Илларионов А. Н. Вероятнее всего, Илларионов имеет в виду массовое вмешательство чиновников в хозяйственную жизнь. Формы вмешательства весьма разнообразны. Нелепые и каждодневно усложняющиеся налоговые и таможенные правила. Принуждение к оплате властных затей — от посадки газонов до городских праздников — под лозунгом социальной ответственности бизнеса. Наконец, прямые поборы и взятки.
Но всё это — ни в коей мере не национализация. Инициатива здесь исходит не от государства как целого. И интересы государства — пусть и превратно понятые — ни в коей мере не защищаются. Ибо нельзя путать интересы государства с интересами отдельных его чиновников. Так же как интересы страны — с интересами государства.
На основании вышеизложенного можно заключить, что национализации у нас пока далеко не так много, чтобы считать её болезнью. Доля сырья, добычей которого не слишком сложно распоряжаться, в нашем доходе пока явно меньше, чем в венесуэльском.