В рамках настоящего задания предлагается изучить и проанализировать стенограмму выступления политического деятеля и фрагмент закона, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом, и ответить на следующие вопросы:
1) Фрагмент выступления какого политического деятеля представлен в задании? Написать фамилию политического деятеля.
2) Какая форма государства, представителем которого является данный политический деятель? Указать все необходимые элементы.
3) Какие монопольные функции государства указаны в этих фрагментах? Перечислите их.
4) Какими объективными обстоятельствами продиктована необходимость принятия чрезвычайных мер? Укажите тезисно эти обстоятельства.
5) Что стало важнейшим инструментом политического курса, за счет которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ?
6) Проведение данной политики имело своих противников. Представители каких политических сил были в оппозиции? Перечислите эти политические силы.
7) В ходе осуществления данной политики в политической системе произошло смещение «центра тяжести» в сторону одной из ветвей власти. Назовите эту ветвь власти.
8) В результате проводимой государством политики, отличавшейся гибкостью и маневрированием, были учтены интересы различных слоев населения. Как изменились позиции крупной буржуазии?
9) В данной политике воплотились черты либерально-реформистского варианта развития капитализма. Уточните, какого типа капитализма.
10) В ходе проведения этой политики и расширения функций государства наряду с возникновением новых отделов и увеличения числа сотрудников, существовавших министерств, создаются специальные учреждения, которые принимали форму так называемых независимых агентств. Объединяло эти весьма разнообразные по своим целям и полномочиям учреждения то, что конгресс закреплял их формальную независимость. Для чего это делалось?
Фрагмент 1.
Стенограмма выступления.
Еще до окончания специальной сессии конгресса я рекомендую принять две дальнейшие меры в нашей национальной кампании по обеспечению народа работой.
I. Моя первая просьба, чтобы конгресс обеспечил создание механизма, необходимого для согласованного проведения во всей индустрии (с целью достижения большей занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращенную неделю, и предотвращения нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства...
II. Другое предложение дает исполнительной власти полномочия приступить к большой программе «прямой занятости». Тщательное изучение убеждает меня в том, что приблизительно 3300 млн. долларов могут быть вложены в полезное и необходимое общественное строительство и в то же время предоставят работу максимально возможному количеству людей.
Фрагмент 2.
Закон о восстановлении национальной экономики.
Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что в свою очередь тяжело ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что конгресс будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути свободного развития межштатной и внешней торговли, которая способствует ослаблению этого напряженного положения; на достижение всеобщего благосостояния путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совместные действия труда и предпринимателей на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей; на то чтобы избегать ненужных ограничений производства (за исключением тех случаев, когда это будет временно необходимо); на увеличение потребления промышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повышения покупательной способности населения; на уменьшение безработицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучшение условий труда; а также любыми другими способами стремиться к оздоровлению промышленности и сохранению
естественных богатств. [...]
Ст. 3 (а). По поступлении на имя президента соответствующих прошений от одной или более профессиональных или промышленных ассоциаций или групп президент может утверждать кодекс или кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности или их отдельных организаций в соответствии с внесенными просителем или просителями предложений, если он найдет: 1) что эти ассоциации или группы не ставят никому неравных ограничений при принятии своих членов и что они действительно являются представителями указанных в прошении профессий или отраслей промышленности или входящих в них организаций; 2) что предложенные кодекс или кодексы о справедливой конкуренции не направлены на развитие монополий или на уничтожение или подавление мелкого предпринимательства и что они будут способствовать проведению в жизнь политики, предусмотренной настоящим законом. [...]
По утверждении президентом какого-либо из вышеупомянутых кодексов о справедливой конкуренции положения этого кодекса будут рассматриваться как нормы, регулирующие справедливую конкурентную практику для данной профессии или отрасли промышленности или входящих в них организаций. Любое нарушение этих норм при
совершении какой-либо межштатной или внешнеторговой коммерческой сделки или затрагивающее эту сделку будет рассматриваться как нечестная коммерческая конкуренция, понимая этот термин так, как он трактуется в действующем законе о правах Федеральной торговой комиссии. [...] Все кодексы о справедливой конкуренции, а также соглашения или лицензии, одобренные, заключенные или выданные в соответствии с настоящим законом, должны предусматривать: 1) что все, работающие по найму лица, имеют право на организацию и на заключение коллективных договоров через ими самими выбранных представителей и что работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление или иным способом ограничивать их совместные действия при выборе ими своих представителей или самоорганизации с целью ведения переговоров о коллективном соглашении или предпринятии других мер взаимопомощи или защиты; 2) что ни одному работающему или ищущему работу по найму лицу не будет поставлено условием его нахождения на работе вступление в тот или иной компанейский союз или воздержание от вступления, организации или оказания помощи выбранному им по собственному усмотрению рабочему союзу; 3) что наниматели согласны с максимальной продолжительностью рабочего дня, минимальным уровнем оплаты и другими условиями найма, одобренными или предписанными президентом. [...]
Имея в виду проведение в жизнь настоящего закона, президент уполномочивается настоящим создать чрезвычайное федеральное управление общественных работ, все полномочия которого будут осуществляться федеральным чрезвычайным администратором общественных работ. [...]
1. Рузвельт.
2. Республика, федерация, демократический политический режим.
3. Законотворческая, в том числе принятие бюджета.
4. В октябре 1929 г. США были потрясены катастрофическим падением курса акций на бирже. Биржевая паника увлекла в бездонную пропасть многочисленные состояния. Наступил кризис перепроизводства. В течение 35-40 месяцев остановилась половина заводов и фабрик. Около 17 млн. человек оказались безработными. Катастрофически низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, вызванные падением спроса, разорили сотни фермеров. Крайне обострилась социальная напряженность. И работавшие, и безработные объединялись в манифестациях, стачках, столкновениях с полицией.
5. Бюджетная политика.
6. Часть республиканцев, правые силы, «консервативная коалиция».
7. Исполнительная власть, возглавляемая президентом.
8. Позиции крупной буржуазии упрочились.
9. Капитализм государственно-монополистического типа.
10. Чтобы не допустить дальнейшего усиления власти президента.